Урок литературного чтения, 3 класс. Берестов об Пушкине

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Великие русские писатели. В. Берестов об А.С. Пушкине. Краткий пересказ» УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с биографией и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, ориентироваться в учебной и художественной книге, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: портреты и книги А.С. Пушкина, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте жужжащим способом.

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистали жаворонки всласть,

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

Д. Кедрин

— Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы. (Скинуло, отсвистели, одета, прошлась, раструбили, собралась, полощет, примеряет.)

— Почитаем весь текст, выделяя голосом глаголы.

— Прочитайте скороговоркой.

— А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.

III. Актуализация знаний

— Мы закончили раздел «Картины русской природы» и переходим к изучению другого большого раздела. Вспомните, как он называется.

— Посмотрите на портрет писателя. Знаете ли вы, кто это? (А.С. Пушкин.)

— Что вы о нем знаете? Какие произведения Александра Сергеевича вы читали или знаете?

— Определите тему и цели урока.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 5. Посмотрите, чье произведение мы будем читать.

(Учитель показывает портрет А.С. Пушкина, выполненный В. Тропининым.)

На этой странице вы видите портрет А.С. Пушкина, который был выполнен в 1827 г. выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет А.С. Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд человека, обладающего большой силой воли.

— Рассмотрите автопортрет и рисунки, выполненные самим поэтом. Свои рисунки он часто делал прямо в рукописях, где были записаны его стихи. Мы видим, каким талантливым был этот человек.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Краткий обзор биографии и творчества А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) родился в Москве и еще мальчиком, во время учебы в лицее в Петербурге (школе для дворянских детей), писал стихи, которые изумляли даже знаменитых поэтов. Очень скоро Пушкин стал самым прославленным поэтом России, выразителем взглядов передовой молодежи своего времени.

В марте 1820 г. Пушкин закончил начатую еще в лицее поэму «Руслан и Людмила». Новизна этой сказки произвела огромное впечатление на читателей и критиков. В то же время по Петербургу ходили в списках ненапечатанные вольнолюбивые стихи поэта: «Вольность», «Деревня», многочисленные острые эпиграммы, порочащие царское правительство. Началось следствие. Пушкина хотели сослать в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь. Но благодаря заступничеству друзей выслали на юг России. Затем новая ссылка — в село Михайловское под Псковом.

Шесть лет провел поэт в ссылке, где много и плодотворно работал.

После ссылки о Пушкине заговорили еще больше. Он на вершине славы. Но жизнь его остается бесприютной, неустроенной. Поэт много времени проводит в дороге. И хотя официально он был свободен, но уезжать куда-либо мог был только с разрешения полиции.

В ноябре 1836 г. Пушкин получил анонимное письмо, в котором говорилось об измене его жены. Он счел своим долгом вызвать оскорбителя — француза Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась зимой 1837 г. Поэт был тяжело ранен. Через два дня Пушкина не стало. Солнце русской поэзии закатилось!

Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших в мире. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие ученые читали и перечитывали Пушкина, учились у него.

(Хорошо читающие ученики читают текст о Пушкине на с. 5. Далее работа в паре.)

- Перечитайте текст. Составьте по нему вопросы одноклассникам.

— Составьте краткий пересказ по тексту.

— Когда и где родился А.С. Пушкин? (В Москве, 6 июня 1799 г.)

— На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке.)

— Когда А.С. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)

— Кто учил его писать по-русски? (Бабушка.)

— Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита.)

— Разгадайте кроссворд.

1. Слово, которым старуха бранила своего старика в «Сказке о золотой рыбке». (Простофиля.)

2. Язык, на котором написано первое стихотворение А.С. Пушкина. (Французский.)

3. Сколько лет исполнилось Саше, когда он впервые приехал к бабушке в имение Захарово? (Шесть.)

4. Город, в котором родился поэт. (Москва.)

5. Кем особенно хотелось быть старухе в «Сказке о золотой рыбке» А.С. Пушкина? (Владычицей.)

6. Любимое время года поэта. Отгадать его поможет загадка.

Тучи серые несу

Над землею вязкой.

И рисую я в лесу

Золотою краской. (Осень.)

— Какое слово у вас получилось по вертикали? (Пушкин.)

— О чем говорит поэт?

• «Деревья в зимнем серебре».

• «Зимы блистательный ковер».

— Вспомните, как называется такой поэтический прием — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства? (Метафора.)

— Прочитайте стихотворения, которые вам нравятся.

— О чем рассказывает нам автор?

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались на уроке?

— Какой раздел начали изучать?

— Что нового узнали?

Домашнее задание

Узнать новое о жизни и творчестве А.С. Пушкина и подготовить сообщение в виде презентации.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Летучий корабль»

Урок литературного чтения, 3 класс. Некрасов «Славная осень!..»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бунин «Первый снег». Поленов «Ранний снег»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Сборники произведений о природе

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Паустовский «В саду уже поселилась осень...»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!