Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бунин «Первый снег». Поленов «Ранний снег»

Урок литературного чтения в 3 классе. И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить со стихотворением И. Бунина «Первый снег»; учить анализировать лирический текст; определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи (определять тему, основную мысль, содержание произведения).

Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по репродукции, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов И. Бунина, его портрет, репродукция картины В. Поленова «Первый снег».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(Чтение скороговорки с ускорением, вполголоса (хором; индивидуально).)

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

— Какую картину вы представили?

III. Проверка домашнего задания

(Чтение стихотворения А. Фета наизусть.)

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 149 учебника название стихотворения. («Первый снег».)

— Как вы думаете, о чем оно? (Наверное, о том, как приходит зима и каким бывает первый снег.)

— Ребята, кто из вас любит это время года?

— Расскажите, как вы встречаете зиму.

(Чтение стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали? Менялось ли ваше настроение при чтении?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельное чтение детьми стихотворения жужжащим способом.)

1. Работа с текстом

— Что вы представили, читая это стихотворение? Нарисуйте словесную картину.

— Проведем словарную работу.

ЯРКИМ ПУРПУРОМ — красным цветом.

ВЕРЕНИЦА — расположение чего-то рядом, одного за другим; употребляется чаще всего по отношению к живому, движущемуся, означая иногда стаю, стадо, косяк.

— Какие чувства передает поэт этим стихотворением? (Работа по вопросам и заданиям на с. 149 учебника.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

2. Работа по картине В. Поленова «Ранний снег»

— Рассмотрите на с. 149 репродукцию картины Василия Поленова «Ранний снег». Какое время года изображает художник? (Позднюю осень.)

— Назовите признаки поздней осени. Опишите берега реки.

— В каких красках нарисована картина?

— Почему выбраны такие краски?

— Какой день изображает художник? (Пасмурный осенний день, тучи тяжелые, серые, мутные.)

— Какое настроение вызывает картина? (Грустное, печальное.)

— Почему даже без подписи мы могли бы догадаться, что изображен первый день осени, а не последний день весны? (Краски неба, кустов, берегов реки и т. д.)

— Чем вам понравилась картина?

Картина Василия Поленова «Ранний снег», написанная в 1891 г., является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

По словам Поленова, он увидел из окна своей мастерской в 1890 г.: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор и была еще настоящая золотая осень. Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки.

Композиция картины была тщательно продумана художником. На переднем плане — еще не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте — серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов.

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями ознакомились на уроке?

— Сравните их. Что вы можете о них сказать?

Домашнее задание

Читать произведения о природе. Принести на урок сборники с этими произведениями. По желанию: нарисовать иллюстрации к ним.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения, 3 класс. Берестов об Пушкине

Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Летучий корабль»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Сборники произведений о природе

Урок литературного чтения, 3 класс. Некрасов «Славная осень!..»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Паустовский «В саду уже поселилась осень...»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!