Урок обучения грамоте, 1 класс. Алфавит. Школа России

Конспект урока обучение грамоте для 1 класса. Тема: Алфавит, или Азбука

Цели: познакомить учащихся с алфавитом и его ролью в жизни людей; обобщить знания о предложении; развивать навыки плавного безотрывного письма; развивать мышление, речь, внимание, орфографическую зоркость; воспитывать чувства товарищества, взаимопонимания, добрые качества человека.

Ход урока

I. Организация начала урока.

- Сейчас у нас урок обучения грамоте. Посмотрите, всё ли у вас готово к этому уроку. Давайте настроимся на работу, на красивое письмо.

- А теперь, как всегда, каллиграфическая минутка. Откройте тетради.

М..дведь, п..льто, уч..тель.

- Посмотрите внимательно, как соединяются элементы (наклонная линия с петлей вверху и внизу) с мягким знаком.

- В каких буквах вы встречали такие элементы?

- Обратите внимание, что петельки пересекаются точно на рабочей строке. Петельки находятся на одном уровне.

- Ниже напишите словарные слова до конца строки.

II. Повторение изученного.

1.Составление предложений на тему «В школе».

- Сегодня у нас в гостях кот Матроскин. Он тоже хочет учиться и потому пришёл в вашу школу. И ему очень хочется узнать, чем же вы тут занимаетесь. Расскажите коту о вашей школе, о своих делах в ней.

- Давайте каждый из вас составит одно предложение для кота Матроскина.

- А сейчас самое лучшее предложение запишем в тетради с комментарием.

- Начинаем писать с красной строки, с большой буквы.

2. Обобщение на тему «Предложение».

- Найдите, о ком говорится в этом предложении?

- Что делает?

- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

- Вы согласитесь, если я скажу, что предложение выражает законченную мысль?

- В предложении говорится о чём или о ком-либо.

- Какой знак ставится в конце предложения?

3. Повторение о гласных и согласных буквах.

- Послушайте меня внимательно. Вам нужно будет угадать, о каких буквах я веду речь.

На доске записаны эти буквы, но закрыты.

Эти буквы можно пропеть, при их произношении воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на пути никаких преград.

- Итак, о каких буквах я говорю? (О гласных.)

- Сколько всего гласных букв в русском языке? (Десять.)

- А теперь назовите в нашем предложении гласные буквы.

- Какие буквы вы ещё знаете? (Согласные.)

- Какие согласные бывают? (Твёрдые и мягкие.)

- Какие буквы звуков не обозначают?

III. Объяснение новой темы.

- Запишите в тетради несколько слов:

дежурный, лопата, медведь.

- Какие это слова? (Словарные.)

- Проверьте написание этих слов по орфографическому словарю.

- Кто заметил, какая особенность расположения слов в этом словаре? (Сначала идут слова, которые начинаются с буквы «А», потом с «Б» и т. д.)

- То есть буквы расположены в определённом порядке.

Вывешивается плакат «Алфавит», слово «Алфавит» закрыто.

- Здесь записаны все буквы, их 33. Буквы здесь расположены в определённом порядке.

- А как называется такой порядок букв, вы отгадаете сами.

Буквы - значки, как

Бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд,

Каждый в условленном

Месте стоит

И называется всё ...       (Алфавит.)

Учитель открывает слово «Алфавит».

- Ребята, а вы знаете, что слово алфавит составлено из греческих букв «альфа» и «вита»? Иначе алфавит можно назвать «азбука» (из славянских букв «аз» и «буки»).

Если вы посмотрите, то в нашем журнале фамилии стоят в алфавитном порядке.

- Как вы думаете, для чего нам нужен алфавит?

- А теперь откройте учебники и прочитайте алфавит хором.

- Обратите внимание, как правильно произносятся буквы.

- Сколько же букв в русской азбуке? (Тридцать три буквы.)

- Послушайте, как можно выучить алфавит.

Дети повторяют хором по строчке.

А, Б, В, Г, Д, Е, Е - постираем всё бельё.

Ж, 3, И, Й, К, Л, М - апельсинку быстро съем.

Н, О, П, Р, С, Т, У - погуляем на мосту.

Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ - ах, какая чаща!

Ъ, Ы, Ь - не запомнятся никак.

Э, Ю, Я - вот и все мои друзья!

IV. Закрепление изученного.

- А теперь выполним упражнение из учебника. Прочитайте внимательно задание.

Записать слова в алфавитном порядке.

- Итак, какое слово будет первым? На какую букву? Найдём это слово среди других.

- Какое это слово? (Арбуз.)

- Ребята, чтобы правильно выполнить задание, необходимо пользоваться алфавитом.

Это упражнение выполняется коллективно.

- А теперь отгадайте загадку.

Ты с этой буквою знаком:

Стоят два колышка рядком,

А между ними поясок,

Протянутый наискосок.

- О какой букве идёт речь?

- Назовите слова, которые начинаются на эту букву и запишите.

- Послушайте ещё загадку.

Эта буква широка

И похожа на жука.

- Какая это буква?

- Давайте вспомним слова на эту букву и запишем их.

- Скажите, какая буква стоит перед буквой «Ж»? А после «Ж»?

V. Итог урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Для чего нам надо знать алфавит?

- Надеюсь, что знание алфавита вам всегда пригодится.

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!