Урок обучения грамоте, 1 класс. Алфавит. Школа России
Конспект урока обучение грамоте для 1 класса. Тема: Алфавит, или Азбука
Цели: познакомить учащихся с алфавитом и его ролью в жизни людей; обобщить знания о предложении; развивать навыки плавного безотрывного письма; развивать мышление, речь, внимание, орфографическую зоркость; воспитывать чувства товарищества, взаимопонимания, добрые качества человека.
Ход урока
I. Организация начала урока.
- Сейчас у нас урок обучения грамоте. Посмотрите, всё ли у вас готово к этому уроку. Давайте настроимся на работу, на красивое письмо.
- А теперь, как всегда, каллиграфическая минутка. Откройте тетради.
М..дведь, п..льто, уч..тель.
- Посмотрите внимательно, как соединяются элементы (наклонная линия с петлей вверху и внизу) с мягким знаком.
- В каких буквах вы встречали такие элементы?
- Обратите внимание, что петельки пересекаются точно на рабочей строке. Петельки находятся на одном уровне.
- Ниже напишите словарные слова до конца строки.
II. Повторение изученного.
1.Составление предложений на тему «В школе».
- Сегодня у нас в гостях кот Матроскин. Он тоже хочет учиться и потому пришёл в вашу школу. И ему очень хочется узнать, чем же вы тут занимаетесь. Расскажите коту о вашей школе, о своих делах в ней.
- Давайте каждый из вас составит одно предложение для кота Матроскина.
- А сейчас самое лучшее предложение запишем в тетради с комментарием.
- Начинаем писать с красной строки, с большой буквы.
2. Обобщение на тему «Предложение».
- Найдите, о ком говорится в этом предложении?
- Что делает?
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
- Вы согласитесь, если я скажу, что предложение выражает законченную мысль?
- В предложении говорится о чём или о ком-либо.
- Какой знак ставится в конце предложения?
3. Повторение о гласных и согласных буквах.
- Послушайте меня внимательно. Вам нужно будет угадать, о каких буквах я веду речь.
На доске записаны эти буквы, но закрыты.
Эти буквы можно пропеть, при их произношении воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на пути никаких преград.
- Итак, о каких буквах я говорю? (О гласных.)
- Сколько всего гласных букв в русском языке? (Десять.)
- А теперь назовите в нашем предложении гласные буквы.
- Какие буквы вы ещё знаете? (Согласные.)
- Какие согласные бывают? (Твёрдые и мягкие.)
- Какие буквы звуков не обозначают?
III. Объяснение новой темы.
- Запишите в тетради несколько слов:
дежурный, лопата, медведь.
- Какие это слова? (Словарные.)
- Проверьте написание этих слов по орфографическому словарю.
- Кто заметил, какая особенность расположения слов в этом словаре? (Сначала идут слова, которые начинаются с буквы «А», потом с «Б» и т. д.)
- То есть буквы расположены в определённом порядке.
Вывешивается плакат «Алфавит», слово «Алфавит» закрыто.
- Здесь записаны все буквы, их 33. Буквы здесь расположены в определённом порядке.
- А как называется такой порядок букв, вы отгадаете сами.
Буквы - значки, как
Бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд,
Каждый в условленном
Месте стоит
И называется всё ... (Алфавит.)
Учитель открывает слово «Алфавит».
- Ребята, а вы знаете, что слово алфавит составлено из греческих букв «альфа» и «вита»? Иначе алфавит можно назвать «азбука» (из славянских букв «аз» и «буки»).
Если вы посмотрите, то в нашем журнале фамилии стоят в алфавитном порядке.
- Как вы думаете, для чего нам нужен алфавит?
- А теперь откройте учебники и прочитайте алфавит хором.
- Обратите внимание, как правильно произносятся буквы.
- Сколько же букв в русской азбуке? (Тридцать три буквы.)
- Послушайте, как можно выучить алфавит.
Дети повторяют хором по строчке.
А, Б, В, Г, Д, Е, Е - постираем всё бельё.
Ж, 3, И, Й, К, Л, М - апельсинку быстро съем.
Н, О, П, Р, С, Т, У - погуляем на мосту.
Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ - ах, какая чаща!
Ъ, Ы, Ь - не запомнятся никак.
Э, Ю, Я - вот и все мои друзья!
IV. Закрепление изученного.
- А теперь выполним упражнение из учебника. Прочитайте внимательно задание.
Записать слова в алфавитном порядке.
- Итак, какое слово будет первым? На какую букву? Найдём это слово среди других.
- Какое это слово? (Арбуз.)
- Ребята, чтобы правильно выполнить задание, необходимо пользоваться алфавитом.
Это упражнение выполняется коллективно.
- А теперь отгадайте загадку.
Ты с этой буквою знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
- О какой букве идёт речь?
- Назовите слова, которые начинаются на эту букву и запишите.
- Послушайте ещё загадку.
Эта буква широка
И похожа на жука.
- Какая это буква?
- Давайте вспомним слова на эту букву и запишем их.
- Скажите, какая буква стоит перед буквой «Ж»? А после «Ж»?
V. Итог урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Для чего нам надо знать алфавит?
- Надеюсь, что знание алфавита вам всегда пригодится.
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!