Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Урок русского языка для 1 класса на тему «Гласные звуки»
Цели: формировать умение определять гласные звуки; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать гласные звуки и буквы, обозначающие их.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
— Что такое алфавит?
— Сколько букв в русском алфавите?
— Назовите все буквы алфавита по порядку.
— Когда вам пригодилось знание алфавита? (В словарях слова расположены по алфавиту.)
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 6 на с. 26-31; ТТ, тест 4 на с. 28-34; ПКР, задания нас. 37-41).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны буквы.)
У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И, Ь.
— Найдите лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Ь — не обозначает звука.)
(Учитель стирает Ь.)
У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И.
— Найдите лишнее. Обоснуйте свой ответ. (М — обозначает согласный звук.)
— Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О гласных звуках и буквах.)
IV. Работа по теме урока
1. Повторение
— Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв.)
— Напишите их.
— Сколько гласных звуков в русском языке? (6 гласных звуков.)
— Произнесите гласные звуки.
(На доске запись.)
Что не пролезет в самую огр..мную
Кастрюлю в мире?
В эту самую огромную кастр..лю
Запросто прол..зет что угодно:
Повар..шки, л..жки, ст..л и стулья,
Даже шк..ф поместится свободно.
Влезут кр..н подъёмный, новостр..йка,
А за ними следом — телевышка,
Не прол..зет ни за что в кастрюл..
Только её собственная... (крышка).
— Вставьте пропущенные буквы.
(Ученики по цепочке выходят к доске и вписывают буквы.)
— Что же не пролезет в самую огромную кастрюлю? {Крышка.)
— Назовите буквы, которые вы вставили.
— Что общего между ними? {Это буквы, которые обозначают гласные звуки.)
2. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 58)
— Прочитайте стихотворение.
— Найдите в стихотворении песенку ласточки. С какой интонацией она пела? Прочитайте выразительно.
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр. 2 (с. 58)
— Что такое форзац? А если вы забыли значение этого слова, то каким словарём можно воспользоваться? (Толковым словарем.)
— Выполните задание в парах.
— Прочитайте сведения о языке.
— Назовите первый признак гласных звуков, второй, третий.
— Давайте проверим, действительно ли при произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно.
(Учитель предлагает пропеть гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э].)
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
V. Физкультминутка
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два.
Вот и кончилась игра!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 59)
— Рассмотрите рисунки.
— Подумайте, какой гласный звук выбрал для распевки каждый участник хора.
— Какие три признака гласных звуков вы знаете? Назовите.
— Прочитайте сведения о языке.
— Назовите гласные звуки.
— Назовите буквы для обозначения гласных звуков.
Упр. 4 (с. 59)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
2. Игра
Сценка в фотографии
Одному человеку захотелось сфотографироваться.
— Только рот у меня очень большой, — смущённо сказал он фотографу. — Нельзя ли на снимке сделать его поменьше?
— Отчего же, всё можно, — сказал с пониманием фотограф. — Когда я буду снимать, вы тихонечко говорите: изюм, изюм.
Обрадовался посетитель. Сел и, как назло, забыл, что говорить. Вдруг вспомнил и стал твердить:
— Кишмиш, кишмиш...
(Ученики разыгрывают сценку в парах по ролям.)
— Как вы думаете, останется ли этот человек доволен своей фотографией?
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 30)
— Рассмотрите рисунки.
— Выполните задание.
— Назовите буквы в алфавитном порядке.
Упр. 2 (с. 30)
(Самостоятельное выполнение задания.)
(Учитель может использовать задания из пособий (см. СУ, задания на с. 28; Тр., задания на с. 28).)
VII. Рефлексия
— Какие звуки называются гласными?
— Произнесите гласные звуки.
— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы знаете о гласных звуках?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с удвоенными согласными. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!