Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Урок русского языка для 1 класса на тему «Особенности проверяемых и проверочных слов»

Цель: познакомить с правилом подбора проверочного слова. Планируемые результаты: учащиеся научатся определять ударные и безударные гласные звуки в слове; распознавать проверочные и проверяемые слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Запись слов под диктовку.)

Моря, море, вода, воды, нора, норы, гора, горы.

— Поставьте в словах ударение и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный в слове.

III. Самоопределение к деятельности

— Разделите слова на две группы. (Моря, вода, нора, гора. Море, воды, норы, горы.)

— Чем похожи все слова в первой группе? А во второй?

— Произнесите слова первой группы.

— Что вы заметили?

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Как проверить написание безударного гласного.)

Сегодня на уроке мы будем учиться проверять написание безударных гласных.

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 64)

— Прочитайте.

— Выполните задания.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как обозначаются безударный и ударный гласные звуки при изменении слова в одной и той же части этого слова? (Одинаковой буквой.)

— Прочитайте сведения о языке на с. 65.

— Как проверить, какую букву писать на месте безударного гласного звука в слове?

Упр. 5 (с. 65)

— Прочитайте пары слов.

— Что можно сказать о выделенных буквах в словах первого столбика? (Обозначают безударные гласные звуки.)

— Что можно сказать о выделенных буквах в словах второго столбика? (Обозначают ударные гласные звуки.)

— Сравните написание этих слов. Одинаковыми ли буквами обозначены ударные и безударные гласные звуки в каждой паре слов?

— Как вы думаете, слова какого столбика будут проверочными? Обоснуйте свой ответ.

— Прочитайте сведения о языке на с. 66.

— Какие слова называются проверяемыми?

— Какие слова называются проверочными?

Упр. 6 (с. 66)

— Прочитайте слова.

— Назовите слова, написание которых нужно проверять. (Змея, волна, грибы, трава, мосты, поля.)

— Выполните задание по образцу.

— Прочитайте пары слов, которые вы записали.

V. Физкультминутка

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клён.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову.

Наклоны туловища вправо и влево.)

Видишь: бабочка летает,

(Взмахи руками.)

На лугу цветы считает.

(Считать пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять —

(Хлопки в ладоши.)

Ох, считать — не сосчитать!

(Прыжки на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

(Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела

(Взмахи руками.)

Сосчитать бы не смогла!

(Считать пальчиком.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 7 (с. 66)

— Прочитайте слова.

— Почему написание этих слов нужно проверять? Что такое проверочное слово?

— Выполните задания.

— Прочитайте пары слов, которые вы записали.

Упр. 8 (с. 67)

— Прочитайте пары слов.

— Назовите проверочные слова. Назовите проверяемые слова.

— Как пишутся слова с ударным и безударным гласным звуком в одной и той же части слова?

— Выполните задание.

— Назовите пропущенные буквы в остальных словах. Обоснуйте свой ответ.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 8 (с. 33)

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка.)

Упр. 9 (с. 34)

— Прочитайте.

— Назовите слова парами: проверочное и проверяемое.

— Выполните задание.

Упр. 10 (с. 34)

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка.

Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 3, 4 на с. 30; СУ, задания на с. 33; Тр., задания на с. 32).)

VII. Рефлексия

— Почему написание слов с безударными гласными звуками надо проверять?

— Как проверить безударный гласный в слове?

— Какие слова называются проверяемыми?

— Какие слова называются проверочными?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с удвоенными согласными. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!