Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Урок русского языка в 1 классе на тему «Устная и письменная речь»

Цель: познакомить с понятиями устная речь и письменная речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать устную и письменную речь; оценивать свои результаты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа по вопросам

— Что такое речь?

— Для чего нужна речь?

— Приведите примеры разных видов речи.

2. Игра «Определи вид речи»

(Учитель показывает картинки с изображением детей, которые пишут, слушают, читают, говорят. Учащиеся называют вид речи.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова. Можно также оставить картинки от игры «Определи вид речи».)

Чтение, письмо, говорение, слушание.

— Подумайте, на какие две группы можно разделить слова. Выполните это задание в парах. Обоснуйте свои ответы. (1 — чтение, письмо; 2 - говорение, слушание.)

— По какому признаку вы распределили слова на эти группы?

— Предположите, о чём пойдёт речь на уроке. (О том, какой бывает речь.)

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, какой бывает речь.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 7)

— Прочитайте.

— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

— Почему речь назвали устной? (От слова уста.)

— А какую речь называют письменной?

— К какому виду речи отнесём чтение, письмо? (К письменной.)

— К какому виду речи отнесём говорение, слушание? (К устной.)

Упр. 4 (с. 7)

— Рассмотрите рисунок.

— Из какой сказки эти герои? («Колобок».)

— Кто автор этой сказки? (Это народная сказка, у неё нет автора.)

— Что вам помогло узнать название сказки?

— Расскажите сказку.

(Можно организовать пересказ сказки по цепочке.)

— Какой речью вы воспользовались, когда рассказывали сказку? (Устной.)

— Прочитайте, что говорят сказочные персонажи.

— А какая речь использована для записи разговора героев сказки? (Письменная.)

V. Физкультминутка

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 8)

— Рассмотрите рисунки. Прочитайте.

— Все ли записи вы смогли прочитать и понять? Почему?

— Прочитайте ту запись, которая написана на родном русском языке. Объясните, что значит «родной язык». (Родной язык — это язык, на котором говорят с раннего детства, на котором произносят первые слова, которые слышат от своих родителей.)

— Выполните задание.

— Прочитайте сведения о языке.

— Какой язык является государственным языком в Российской Федерации?

— Что такое государственный язык? (Обязательный в данной стране. На этом языке идёт преподавание в школах, вузах, издаются законы. Это основной язык государства.)

2. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 53, 71).)

— Прочитайте слова на с. 8 учебника. {Русский язык.)

— Найдите эти слова в орфографическом словаре.

— Написание этих слов нужно запомнить. Какая орфограмма выделена в слове русский? (Удвоенная буква С.)

— Прочитайте второе слово с ударением. На какой слог падает ударение?

— Какая гласная записана в безударном слоге?

— Произнесите это слово. Какой звук слышится в безударном слоге?

— Составьте предложения с этими словами.

— Запомните написание этих слов.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 2 (с. 5)

— Прочитайте задание.

— Найдите в словах для справок нужные слова.

— Выполните задание.

Упр. 3 (с. 3)

— Рассмотрите рисунок. К какой сказке этот рисунок?

(Ученики разыгрывают сказку в группах по ролям.)

VII. Рефлексия

Работа по учебнику

(«Проверь себя» (с. 8). Самостоятельное выполнение задания.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой бывает речь?

— Что такое родной язык?

— Какой язык в нашей стране является государственным?

— С какими словами из словаря вы познакомились?

— Что нового вы узнали на уроке?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с удвоенными согласными. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!