Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Урок русского языка в 1 классе на тему «Устная и письменная речь»
Цель: познакомить с понятиями устная речь и письменная речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать устную и письменную речь; оценивать свои результаты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа по вопросам
— Что такое речь?
— Для чего нужна речь?
— Приведите примеры разных видов речи.
2. Игра «Определи вид речи»
(Учитель показывает картинки с изображением детей, которые пишут, слушают, читают, говорят. Учащиеся называют вид речи.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова. Можно также оставить картинки от игры «Определи вид речи».)
Чтение, письмо, говорение, слушание.
— Подумайте, на какие две группы можно разделить слова. Выполните это задание в парах. Обоснуйте свои ответы. (1 — чтение, письмо; 2 - говорение, слушание.)
— По какому признаку вы распределили слова на эти группы?
— Предположите, о чём пойдёт речь на уроке. (О том, какой бывает речь.)
Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, какой бывает речь.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 7)
— Прочитайте.
— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
— Почему речь назвали устной? (От слова уста.)
— А какую речь называют письменной?
— К какому виду речи отнесём чтение, письмо? (К письменной.)
— К какому виду речи отнесём говорение, слушание? (К устной.)
Упр. 4 (с. 7)
— Рассмотрите рисунок.
— Из какой сказки эти герои? («Колобок».)
— Кто автор этой сказки? (Это народная сказка, у неё нет автора.)
— Что вам помогло узнать название сказки?
— Расскажите сказку.
(Можно организовать пересказ сказки по цепочке.)
— Какой речью вы воспользовались, когда рассказывали сказку? (Устной.)
— Прочитайте, что говорят сказочные персонажи.
— А какая речь использована для записи разговора героев сказки? (Письменная.)
V. Физкультминутка
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 5 (с. 8)
— Рассмотрите рисунки. Прочитайте.
— Все ли записи вы смогли прочитать и понять? Почему?
— Прочитайте ту запись, которая написана на родном русском языке. Объясните, что значит «родной язык». (Родной язык — это язык, на котором говорят с раннего детства, на котором произносят первые слова, которые слышат от своих родителей.)
— Выполните задание.
— Прочитайте сведения о языке.
— Какой язык является государственным языком в Российской Федерации?
— Что такое государственный язык? (Обязательный в данной стране. На этом языке идёт преподавание в школах, вузах, издаются законы. Это основной язык государства.)
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 53, 71).)
— Прочитайте слова на с. 8 учебника. {Русский язык.)
— Найдите эти слова в орфографическом словаре.
— Написание этих слов нужно запомнить. Какая орфограмма выделена в слове русский? (Удвоенная буква С.)
— Прочитайте второе слово с ударением. На какой слог падает ударение?
— Какая гласная записана в безударном слоге?
— Произнесите это слово. Какой звук слышится в безударном слоге?
— Составьте предложения с этими словами.
— Запомните написание этих слов.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 2 (с. 5)
— Прочитайте задание.
— Найдите в словах для справок нужные слова.
— Выполните задание.
Упр. 3 (с. 3)
— Рассмотрите рисунок. К какой сказке этот рисунок?
(Ученики разыгрывают сказку в группах по ролям.)
VII. Рефлексия
Работа по учебнику
(«Проверь себя» (с. 8). Самостоятельное выполнение задания.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой бывает речь?
— Что такое родной язык?
— Какой язык в нашей стране является государственным?
— С какими словами из словаря вы познакомились?
— Что нового вы узнали на уроке?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с удвоенными согласными. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!