Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки

Урок русского языка для 1 класса на тему «Парные и непарные по твёрдости- мягкости согласные звуки»

Цели: дать представление о парных и непарных твёрдых и мягких согласных звуках; формировать умение распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(На доске записаны слова.)

Реки, лужа, окна, тюлени, Петя, вагоны.

— Прочитайте слова.

— Какое задание можно составить к этим словам?

(Нужно рассмотреть все предложенные варианты. Задание разделить слова на группы учитель разбирает подробно.)

— На какие группы можно поделить слова? (Реки, тюлени, Петя. Лужа, окно, вагоны.)

— По какому признаку вы разделили слова на эти группы? (В первой группе во всех словах все согласные звуки мягкие, во второй — твёрдые.)

— Как обозначена мягкость согласных на письме?

— Как обозначена твёрдость согласных на письме?

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны буквы.)

Н, Р, Л, М, К, Ж, Щ.

— Составьте пары слов, чтобы данные буквы обозначали мягкие и твёрдые согласные звуки. (Например: нота — нитка, рука — река, лак — лицо и т. д.)

— С какой буквой вы не смогли составить такие пары слов? Почему?

— Назовите звуки, у которых нет пары по твёрдости-мягкости. ([Ж], [ШI — твёрдые, [Ч’], [Щ’] — мягкие.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О мягких и твёрдых согласных звуках.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 83)

— Рассмотрите таблицу. Прочитайте пары слов.

— Произнесите каждую пару звуков, которые обозначены выделенными буквами. Обратите внимание на их звуковое обозначение.

— Произнесите непарные согласные звуки. Назовите, какие из них мягкие, а какие твёрдые.

— Какие гласные указывают на твёрдость предшествующего согласного звука?

— Какие гласные указывают на мягкость предшествующего согласного звука?

— Посмотрите внимательно на таблицу. Какой гласной там нет? (Ю.)

— Где в таблице она должна стоять — справа или слева? (Справа.)

— Почему справа стоит мягкий знак?

Упр. 6 (с. 84)

— Прочитайте.

— Назовите главную мысль стихотворения. (Им нужен мир, а не война.)

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

— Назовите буквы, которые вы подчеркнули.

V. Физкультминутка

Ползёт улитка по тропе,

Несёт свой домик на спине.

Ползёт тихонько, не спешит,

По сторонам вовсю глядит.

Ну а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 7 (с. 84)

— Прочитайте. Отгадайте загадку.

— В каких словах есть мягкие согласные звуки? Как вы узнали?

— Какие гласные указывают на мягкость предшествующего согласного звука?

— Выполните задания.

— Назовите слово, в котором три мягких согласных звука. {Ледяной.)

2. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 51).)

— Что означает слово ребята? (Приятели, группа детей или молодые люди.)

— Прочитайте это слово с ударением.

— Сколько слогов в этом слове?

— На какой слог падает ударение?

— Найдите опасные места в слове. Почему они опасные?

— Составьте предложение с этим словом.

— Запишите слово ребята в тетрадь. Обозначьте ударение и подчеркните опасные места. Запомните написание слова.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 3 (с. 43)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— Назовите буквы в словах, которые вы подчеркнули.

Упр. 4 (с. 43)

— Прочитайте.

— Назовите все буквы алфавита по порядку.

— Выполните задание.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 3, 4 на с. 40, 41; СУ, задания на с. 43).)

VII. Рефлексия

— Запишите звуковое обозначение слов реки, мороз.

— Какие согласные составляют пары по твёрдости-мягкости?

— Произнесите непарные мягкие звуки.

— Произнесите непарные твёрдые звуки.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что вам понравилось на уроке?

— Какие задания вызвали затруднения?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!