Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки
Урок русского языка для 1 класса на тему «Парные и непарные по твёрдости- мягкости согласные звуки»
Цели: дать представление о парных и непарных твёрдых и мягких согласных звуках; формировать умение распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(На доске записаны слова.)
Реки, лужа, окна, тюлени, Петя, вагоны.
— Прочитайте слова.
— Какое задание можно составить к этим словам?
(Нужно рассмотреть все предложенные варианты. Задание
— На какие группы можно поделить слова? (Реки, тюлени, Петя. Лужа, окно, вагоны.)
— По какому признаку вы разделили слова на эти группы? (В первой группе во всех словах все согласные звуки мягкие, во второй — твёрдые.)
— Как обозначена мягкость согласных на письме?
— Как обозначена твёрдость согласных на письме?
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны буквы.)
Н, Р, Л, М, К, Ж, Щ.
— Составьте пары слов, чтобы данные буквы обозначали мягкие и твёрдые согласные звуки. (Например: нота — нитка, рука — река, лак — лицо и т. д.)
— С какой буквой вы не смогли составить такие пары слов? Почему?
— Назовите звуки, у которых нет пары по твёрдости-мягкости. ([Ж], [ШI — твёрдые, [Ч’], [Щ’] — мягкие.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О мягких и твёрдых согласных звуках.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 5 (с. 83)
— Рассмотрите таблицу. Прочитайте пары слов.
— Произнесите каждую пару звуков, которые обозначены выделенными буквами. Обратите внимание на их звуковое обозначение.
— Произнесите непарные согласные звуки. Назовите, какие из них мягкие, а какие твёрдые.
— Какие гласные указывают на твёрдость предшествующего согласного звука?
— Какие гласные указывают на мягкость предшествующего согласного звука?
— Посмотрите внимательно на таблицу. Какой гласной там нет? (Ю.)
— Где в таблице она должна стоять — справа или слева? (Справа.)
— Почему справа стоит мягкий знак?
Упр. 6 (с. 84)
— Прочитайте.
— Назовите главную мысль стихотворения. (Им нужен мир, а не война.)
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
— Назовите буквы, которые вы подчеркнули.
V. Физкультминутка
Ползёт улитка по тропе,
Несёт свой домик на спине.
Ползёт тихонько, не спешит,
По сторонам вовсю глядит.
Ну а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 7 (с. 84)
— Прочитайте. Отгадайте загадку.
— В каких словах есть мягкие согласные звуки? Как вы узнали?
— Какие гласные указывают на мягкость предшествующего согласного звука?
— Выполните задания.
— Назовите слово, в котором три мягких согласных звука. {Ледяной.)
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 51).)
— Что означает слово ребята? (Приятели, группа детей или молодые люди.)
— Прочитайте это слово с ударением.
— Сколько слогов в этом слове?
— На какой слог падает ударение?
— Найдите опасные места в слове. Почему они опасные?
— Составьте предложение с этим словом.
— Запишите слово ребята в тетрадь. Обозначьте ударение и подчеркните опасные места. Запомните написание слова.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 3 (с. 43)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
— Назовите буквы в словах, которые вы подчеркнули.
Упр. 4 (с. 43)
— Прочитайте.
— Назовите все буквы алфавита по порядку.
— Выполните задание.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 3, 4 на с. 40, 41; СУ, задания на с. 43).)
VII. Рефлексия
— Запишите звуковое обозначение слов реки, мороз.
— Какие согласные составляют пары по твёрдости-мягкости?
— Произнесите непарные мягкие звуки.
— Произнесите непарные твёрдые звуки.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что вам понравилось на уроке?
— Какие задания вызвали затруднения?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Нет комментариев. Ваш будет первым!