Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Шипящие согласные звуки. Школа России
Урок русского языка для 1 класса на тему «Шипящие согласные звуки»
Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представление о твёрдых звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч’] и [Щ’].
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите проверочные слова.
1) За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся. (След.)
2) Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб.)
3) Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф.)
4) Бьют Ермилку по затылку,
Ну а он не плачет,
Только носик прячет. (Гвоздь.)
— Как проверить написание слов с парными согласными на конце?
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 12 на с. 52—55; ТТ, тест 9 на с. 63—69; ПКР, задания на с. 64—68).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны буквы.)
М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.
— Какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь — не обозначает звука.)
(Учитель убирает мягкий знак.)
М, Н, К, Р, Ц, Ч, Б.
— А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч— обозначает шипящий согласный звук.)
— Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? Назовите их. (Щ, Ж, Ш.)
— Что вы о них знаете?
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О шипящих согласных звуках.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 104)
— Прочитайте.
— О чём этот текст?
— Каким автор назвал дождик? Объясните значение этого слова. (Безумный.)
— Произнесите все звуки в слове шальной.
— Какой звук обозначен буквой Ш? (Шипящий согласный.)
— Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.
Упр. 2 (с. 104)
— Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.
— Произнесите все звуки в словах.
— Назовите твёрдые шипящие согласные звуки. ([Ж], [Ш].)
— Назовите мягкие шипящие согласные звуки. ([Ч’], [Щ’].)
— Прочитайте информацию на страничке для любознательных.
— Что вы узнали?
Упр. 3 (с. 105)
— Прочитайте скороговорки медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.
— Какой шипящий звук повторяется много раз в первой скороговорке? ([Ж].)
— А во второй? ([Ш].)
— Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся твёрдо.)
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
— Прочитайте сведения о языке на с. 106.
— Дайте характеристику звукам [Ж], [Ш].
V. Физкультминутка
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Наклоны головы то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивания.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так!
(Повороты туловища влево и вправо.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 106)
— Прочитайте скороговорки медленно.
— Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.
— Какой шипящий звук повторяется много раз в первой скороговорке? ([Щ’].)
— А во второй? ([Ч’].)
— Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)
— Прочитайте сведения о языке.
— Дайте характеристику звукам [Ч’], [Щ’].
Упр. 5 (с. 106)
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Выполните задание.
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 50).)
— Запишите слово работа.
— Поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.
(На доске записано предложение.)
Работа горит в руках.
— Когда так говорят? (Когда дело спорится, идёт быстро.)
— Назовите пословицы и поговорки со словом работа. (Всякая работа мастера хвалит. По работе еда вкусней. Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто. И др.)
— Подберите к слову работа близкие по значению слова. (Труд, занятия, деятельность.)
— Написание слова работа надо запомнить.
3. Работа по учебнику
— Прочитайте информацию на страничке для любознательных.
— Что вы узнали?
Упр. 6 (с. 107)
— Прочитайте.
— Обсудите задание в парах.
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 53)
— Назовите буквы и произнесите звуки, которые они обозначают.
— Выполните задание.
Упр. 2 (с. 53)
(Самостоятельное выполнение задания.)
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—3 нас. 50—52; СУ, задания нас. 52—54).)
VII. Рефлексия
Работа по учебнику
(«Проверь себя» (с. 107). Самостоятельное выполнение заданий.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие согласные звуки называются шипящими?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!