Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Шипящие согласные звуки. Школа России

Урок русского языка для 1 класса на тему «Шипящие согласные звуки»

Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представление о твёрдых звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч’] и [Щ’].

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите проверочные слова.

1) За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся. (След.)

 

2) Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто,

В магазине занял место. (Хлеб.)

 

3) Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф.)

 

4) Бьют Ермилку по затылку,

Ну а он не плачет,

Только носик прячет. (Гвоздь.)

— Как проверить написание слов с парными согласными на конце?

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 12 на с. 52—55; ТТ, тест 9 на с. 63—69; ПКР, задания на с. 64—68).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны буквы.)

М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.

— Какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь — не обозначает звука.)

(Учитель убирает мягкий знак.)

М, Н, К, Р, Ц, Ч, Б.

— А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч— обозначает шипящий согласный звук.)

— Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? Назовите их. (Щ, Ж, Ш.)

— Что вы о них знаете?

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О шипящих согласных звуках.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 104)

— Прочитайте.

— О чём этот текст?

— Каким автор назвал дождик? Объясните значение этого слова. (Безумный.)

— Произнесите все звуки в слове шальной.

— Какой звук обозначен буквой Ш? (Шипящий согласный.)

— Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

Упр. 2 (с. 104)

— Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

— Произнесите все звуки в словах.

— Назовите твёрдые шипящие согласные звуки. ([Ж], [Ш].)

— Назовите мягкие шипящие согласные звуки. ([Ч’], [Щ’].)

— Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

— Что вы узнали?

Упр. 3 (с. 105)

— Прочитайте скороговорки медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.

— Какой шипящий звук повторяется много раз в первой скороговорке? ([Ж].)

— А во второй? ([Ш].)

— Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся твёрдо.)

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

— Прочитайте сведения о языке на с. 106.

— Дайте характеристику звукам [Ж], [Ш].

V. Физкультминутка

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Наклоны головы то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачивания.)

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так!

(Повороты туловища влево и вправо.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 106)

— Прочитайте скороговорки медленно.

— Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.

— Какой шипящий звук повторяется много раз в первой скороговорке? ([Щ’].)

— А во второй? ([Ч’].)

— Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)

— Прочитайте сведения о языке.

— Дайте характеристику звукам [Ч’], [Щ’].

Упр. 5 (с. 106)

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Выполните задание.

2. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 50).)

— Запишите слово работа.

— Поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

(На доске записано предложение.)

Работа горит в руках.

— Когда так говорят? (Когда дело спорится, идёт быстро.)

— Назовите пословицы и поговорки со словом работа. (Всякая работа мастера хвалит. По работе еда вкусней. Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто. И др.)

— Подберите к слову работа близкие по значению слова. (Труд, занятия, деятельность.)

— Написание слова работа надо запомнить.

3. Работа по учебнику

— Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

— Что вы узнали?

Упр. 6 (с. 107)

— Прочитайте.

— Обсудите задание в парах.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 53)

— Назовите буквы и произнесите звуки, которые они обозначают.

— Выполните задание.

Упр. 2 (с. 53)

(Самостоятельное выполнение задания.)

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—3 нас. 50—52; СУ, задания нас. 52—54).)

VII. Рефлексия

Работа по учебнику

(«Проверь себя» (с. 107). Самостоятельное выполнение заданий.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие согласные звуки называются шипящими?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!