Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ. Школа России
Урок русского языка для 1 класса на тему «Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ»
Цель: формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Написание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
1) На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец —
Он и лётчик, и певец. (Скворечник.)
2) Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырёк —
Загорелся огонёк. (Лампочка.)
3) Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр. (Спички.)
4) Я синего цвета,
Вишу на стене,
И много приветов
Хранится во мне. (Почтовый ящик.)
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособия (см. КИМы, тест 14 на с. 60—63).)
III. Самоопределение к деятельности
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетанья ЖИ и ШИ
Ты только с буквой И пиши!
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча —
С буквой А и ЧА, и ЩА.
Сочетанья ЧУ и ЩУ
Пишем только с буквой У!
Чушка, щучка, ухвачу
И лучу, кричу, свищу!
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О буквосочетаниях ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ.)
IV. Работа по теме урока
1. Наблюдения над словами с сочетаниями ЖИ - ШИ
— Отгадайте загадку.
На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути? (Машина.)
— Назовите все звуки в этом слове.
— Что вы заметили? (Все согласные звуки в слове твёрдые.)
— Звук [Ш] твёрдый, но после него нужно писать букву И. Так договорились люди между собой. Когда-то, очень давно, звуки [Ж] и [Ш] были мягкими, с тех пор и осталось правило: после букв Ж и Ш пишется буква И.
(Учитель вывешивает на доску карточки с сочетаниями ЖИ и ШИ.)
— Запишите слово машина, подчеркните сочетание ШИ.
— Отгадайте загадку.
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями —
Листьями деревьев. (Жираф.)
— Напишите слово-отгадку. После какой буквы нельзя писать букву Ы? (После буквы Ж.)
— Подчеркните сочетание ЖИ.
— Подберите и запишите по одному слову с сочетаниями ЖИ и ШИ.
— Прочитайте слова, которые вы записали. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ. С какой гласной вы записали эти сочетания?
2. Наблюдения над словами с сочетаниями ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ
— Отгадайте загадку.
Голова огнём пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет — я посвечу. (Свеча.)
— Назовите все звуки в этом слове.
— Произнесите мягкие согласные. ([В’] и [Ч’].)
— Как обозначена мягкость согласного звука [В’]? (Гласной буквой Е.)
— А после буквы Ч, которая обозначает мягкий звук, нужно всегда писать букву А. Так договорились люди между собой.
— Запишите слово свеча, подчеркните сочетание ЧА.
(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетанием ЧА.)
— Назовите одним словом: небольшой, чаще лиственный лес. (Роща.)
— Звук [Щ’] твёрдый или мягкий? (Мягкий.)
— Какую гласную нужно писать после буквы Щ? (А.)
(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетанием ЩА.)
— Придумайте слово, в котором есть оба сочетания. (Чаща.)
— Расскажите правило. (ЧА и ЩА пишем с буквой А.)
— А как вы думаете, какую гласную нужно писать в сочетаниях ЧУ и ЩУ? Сформулируйте правило. (ЧУ и ЩУ пишем с буквой У.)
3. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 115)
— Прочитайте.
— Какую «работу» выполняют буквы И, А, У в буквосочетаниях, а какую не выполняют?
— Почему надо запомнить написание этих буквосочетаний?
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Почему в буквосочетаниях ЖИ - ШИ пишется буква И?
— Почему в буквосочетаниях ЧА — ЩА пишется буква А, а в буквосочетаниях ЧУ — ЩУ — буква У?
Упр. 2 (с. 116)
— Прочитайте.
— Выполните задание самостоятельно.
— Прочитайте сведения о языке.
— Как пишутся сочетания ЖИ — ШИ?
— Как пишутся сочетания ЧА — ЩА?
— Как пишутся сочетания ЧУ — ЩУ?
V. Физкультминутка
Встали пчёлки в хоровод.
(Поворот вокруг себя.)
В барабан ударил кот.
(Хлопки в ладоши.)
Стали мыши танцевать,
(Пританцовывают.)
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Так, что начала дрожать
(Наклоны.)
Вся земля, вся земля.
(Рывки руками.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 116)
— Рассмотрите рисунки.
— Назовите предметы.
— Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)
— А какой буквой его нужно обозначить на письме? (И.)
— Выполните задание.
— Прочитайте информацию на страничке для любознательных.
— Что вы узнали?
Упр. 4 (с. 117)
— Прочитайте.
— Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)
— Выполните задания.
— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.
— Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.
2. Словарная работа
(См. ОС, с. 36.)
— Отгадайте загадку.
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Машины.)
— Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.
— Придумайте предложение с этим словом.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 56)
— Прочитайте. Выполните задание.
— Как пишутся сочетания ЖИ — ШИ?
— Как пишутся сочетания ЧА — ЩА?
— Как пишутся сочетания ЧУ — ЩУ?
Упр. 2 (с. 56)
— Прочитайте.
— Найдите и подчеркните в словах изученные буквосочетания.
— Распределите слова по группам. Запишите.
— Прочитайте слова, которые записали в первую группу. Какие буквосочетания есть в этих словах?
— Прочитайте слова, которые записали во вторую группу. Какие буквосочетания есть в этих словах?
— Прочитайте слова, которые записали в третью группу. Какие буквосочетания есть в этих словах?
Упр. 3 (с. 57)
(Самостоятельное выполнение задания.)
— Назовите слова, которые вы составили.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—3 на с. 56, 57; СУ, задания на с. 57, 58; Тр., задания на с. 60—62.))
VII. Рефлексия
Диктант по картинкам
(Учитель показывает рисунки. Учащиеся записывают слова: снежинка, ёжики, ужи, часы, кувшин, щука и т. д.)
— Подчеркните орфограммы.
— Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?
— Кто уже научился писать такие слова без ошибок?
— Кому ещё нужно потренироваться?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Нет комментариев. Ваш будет первым!