Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Откуда берутся снег и лед. Школа России
Урок окружающего мира в начальной школе. Тема: Снег и лед
Цели: познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами льда и снега; воспитывать в детях бережное отношение к природе; развивать воображение, наблюдательность.
Оборудование: снег и лед, блюдца, ложечки, стаканы с водой; выставка книг о зиме, картинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
Беседа по вопросам.
- Как изменилась температура воздуха с приходом зимы? (Она стала ниже.)
- Какими стали осадки зимой по сравнению с осенью? (Выпадает снег.)
- Что произошло с почвой и водой в водоемах? (Они замерзли.)
- Отгадайте загадку: «Ковром шелковым стелется по улице». (Метелица.)
- Расскажите о метели.
- Что такое оттепель?
III. Работа по теме урока.
Учитель. О зиме написано немало сказок, рассказов, нарисовано много картин (учитель обращает внимание на выставку картин с изображением зимы). Много написано стихов. Продолжите стихотворение.
1) Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи...
(«Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои».)
2) Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама...
(«Идет волшебница зима».)
3) Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом...
(«Точно серебром».)
4) Однажды в студеную зимнюю пору...
(«Я из лесу вышел, был сильный мороз».)
Практическая работа.
Учитель. Назовите отличительные признаки зимы. (Снег, сосульки, холодно, день короче.) Да, наличие снега и льда - это наиболее яркие признаки зимы. Какими бывают снег и лед? Чем они отличаются друг от друга? Что у них общего? Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Сейчас мы проведем опыты. Все выводы я буду записывать на доске, а вы - в тетради.
Опыт 1.
Отгадайте загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Если сядет на ладонь. (Снег.)
Учитель. Почему на ладони вместо снежинки осталась капелька? (Она растаяла от тепла.)
- Беру лед, кладу на ладонь. Почему капает вода? (Лед тает от тепла.)
- Какой вывод можно сделать? (Снег и лед тают от тепла.)
- Что быстрее тает: снег или лед? (Снег.)
- А в природе где наблюдали это явление? (Весной снег быстрее тает, чем лед в реке.)
Опыт 2.
- Какого цвета снег? (Белого.)
- А лед? (Прозрачный.)
- Сделайте вывод. (Снег белый, а лед бесцветный, прозрачный.)
Опыт 3.
- Положите перед собой открытку. Можно ли ее рассмотреть через льдинку? А через снег? Сделайте вывод. (Снег непрозрачный, а лед прозрачный.)
Опыт 4.
- Посмотрите на снег и лед. Что плотнее?
- Осторожно ударьте карандашом по пластинке льда. Что произошло с ней?
- Сделайте вывод. (Лед плотный, но хрупкий.)
- Представьте себе такую картину: всю ночь был снегопад, а рано утром прошел человек. Что увидите на дороге? (Следы.)
- Почему? (Снег приминают.)
- Каким бывает только что выпавший снег? (Рыхлым.)
- А если вы пройдете по наезженной дороге, останутся следы? (Нет.)
- Почему? Какой снег на дороге? (Плотный.)
- Сделайте выводы. (Снег рыхлый, но может быть плотным.)
Опыт 5.
- Бросьте снег и лед в стакан с водой. Что видите? (Они плавают на поверхности.)
- Сделайте вывод. (Снег и лед легче воды.)
- Можно ли сказать, что снег и лед - вода? (Да, потому что тают и превращаются в воду.)
Физкультминутка
Гимнастика для глаз.
IV. Закрепление и обобщение.
- Назовите общие свойства снега и льда. (Легче воды. Состоят из воды.)
- Отличительные свойства. (Снег - белый, непрозрачный, рыхлый. Лед - бесцветный, прозрачный, медленно тает, твердый, хрупкий, скользкий.)
- А почему вы очень ждали снега? (Снег нужен растениям, верхним корням, семенам. Снег не греет, но сохраняет тепло, это подтверждает пословица «Много снега - много хлеба».)
- Подумайте, а кому снег мешает? (Птицам.)
- Почему? (Им трудно добыть корм.)
- А кто может помочь птицам перезимовать? (Человек.)
- А как? (Подкармливать.)
Учащиеся читают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».
Учитель. Но птицы иногда клюют снег, утоляют жажду снегом, чего людям делать нельзя, потому что он грязный! Когда много снега, можно играть, веселиться, строить снежные города, крепости, кататься на лыжах, коньках, санках, т. е. использовать почти все свойства снега и льда для развлечений.
А из интересного сообщения учащихся мы узнаем, как наши прадедушки катались на ледянках.
Сообщение ученика.
Ученик. Готовились ледянки просто: вырубали изо льда на речке или озере ледяной круг или овал толщиной от 10-15 см до полуметра в поперечнике. В нем вырубали или вытаптывали ямку для сидения, куда клали солому или сено. В передней части ледянки делалось отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали.
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Автор: С. А. Тормосина
Похожие статьи:
Урок окружающего мира, 1 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Урок окружающего мира в 1 классе. Куда текут реки?
Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие рыбы? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что это за листья? Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!