Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие рыбы? Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Тема «Кто такие рыбы?»

Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать рыб среди других животных; описывать рыб по плану; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги.

Оборудование: кроссворд, картинки с изображением рыб; у учащихся — монетки или фольга, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

Муравьишка встречает нас веселым стихотворением.

— Мотылек, мотылек,

Сядь поближе на цветок.

— Я не сяду на цветок:

У тебя в руке сачок.

— Мотылек, мотылек,

Я тебя ловить не стану,

Подойду поближе, гляну,

Посчитаю, сколько ног

У тебя, мотылек.

— Я и сам могу считать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять...

Сосчитаю, сколько ног,

Без тебя, дружок!

Й. Йованович-Змай

— Сколько же ног у мотылька? Как мы ответили на вопрос о том, кто такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног.)

2. Кроссворд «Насекомые»

1. На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

 

2. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

 

3. Я поменьше, чем пчела,

А зовут меня... (оса).

 

4. Летит — гудит,

Сядет — молчит. (Шмель.)

 

5. Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар.)

 

6. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

 

7. Целый день летает,

Всем надоедает;

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха.)

 

8. Без работы, хоть убей,

Жить не может... (муравей).

— Какое слово получилось в выделенном столбце? (Насекомые.)

 (Можно ипользовать КИМы (тест 8, с. 14).)

III. Самоопределение к деятельности

Муравьишка Вопросик приглашает нас к водоему. Там тоже можно увидеть насекомых. Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?» — подумал Муравишка. И Мудрая Черепаха предложила ответить на этот вопрос, отгадав загадку.

— Отгадайте ее и вы.

По земле не ходят,

На небо не смотрят,

Звезд не считают,

Людей не знают. (Рыбы.)

(Учитель вывешивает картинки с изображением рыб.)

— Кто такие рыбы? (Ответы детей.)

— Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)

— Предположите, о чем или о ком пойдет речь на уроке. (О рыбах.)

— Прочитайте тему урока на с. 34 учебника. (Кто такие рыбы?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Игра «Кто больше»

— Вспомните, каких рыб вы знаете.

(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия рыб. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше рыб.)

Молодцы! Столько рыб назвали!

2. Работа по учебнику

— А как можно отличить рыб от других животных? (Ответы детей.)

А еще о рыбах есть такие загадки.

В воде они живут,

Нет клюва, а клюют.

 

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

— О каких признаках рыб в них говорится? (Живут в воде, есть чешуя.)

Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 34 и познакомиться со строением рыбы.

(Работу можно провести в парах. Один ученик читает подписи к рисунку, другой показывает части рыбы. Затем дети меняются ролями.)

— Чем покрыто тело рыбы? (Чешуей.)

3. Моделирование

— Рассмотрите рисунок справа на с. 34.

Так при увеличении выглядит чешуя рыб.

— Используя монеты, постройте модель «одежды» рыб.

V. Физкультминутка

Рыбки плавали, ныряли

В теплой, голубой воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 35. Какую новую информацию о рыбах вы узнали? (Рыбы бывают речные и морские.)

- Почему рыбы называются речными? (Они живут в реке.)

— Почему рыб называют морскими? (Они живут в море.)

— Какие рыбы изображены на левом рисунке, на правом рисунке? Попробуйте догадаться. Посоветуйтесь с соседом по парте.

- Откройте с. 90. Проверьте свои предположения.

— Попробуйте рассказать об одной из рыб по плану на с. 35. (Работа в парах.)

Пример рассказа

Щука — речная рыба, бывает больших и средних размеров. Тело удлиненное, стреловидное, с большой головой и широкой пастью. Окраска туловища пятнистая, темные полосы располагаются поперек тела.

(Заслушиваются три-четыре рассказа о разных рыбах.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 24).

— Рассмотрите рисунки. Каких рыб вы узнали по их силуэтам?

- Выполните задание.

(Проверка.)

— На какие группы вы разделили всех рыб?

- Назовите речных рыб. Почему их называют речными?

- Назовите морских рыб. Почему их называют морскими? №2 (с. 24).

— А сейчас нам предстоит научиться рисовать рыбку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.

VII. Рефлексия

(На доске крупное изображение рыбы. Один ученик выходит к доске. Учитель называет части рыбы, ученик их показывает. Затем учитель показывает части рыбы, а учащиеся называют их.)

— Отгадайте загадки.

На дне один

Лежит плоский блин. (Камбала.)

Камбала — морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.

Драчун и забияка

Живет в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит. (Ерш.)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом. Ерш по образу жизни очень схож с речным окунем. Впрочем, при всей своей хищности он не прочь иногда наполнить свой желудок травой или осокой.

Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука.)

Щука — одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскированная благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она неподвижно ждет в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперед и хватает ее своими острыми зубами. Длина тела достигает 1,5 м, а вес — 35 кг.

Живу глубоко,

Плыву легко,

Зубастая, большая,

Я рыба морская. (Акула.)

Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Самая маленькая акула достигает длины 1 м. Гигантская акула вырастает до 12 м и весит 3,5—4 тыс. кг. Еще больше китовая акула, ее длина до 18 м. Оба эти гиганта являются безобидными поедателями мелких рыб и совершенно безопасны для человека.

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют рыбами? (Рыбы — это водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуей.)

- Приведите примеры речных рыб.

— Приведите примеры морских рыб.

— По какому плану мы описывали рыбу?

— Все ли учебные задачи мы выполнили? (Да.)

Рекомендации для занятий дома

1. Узнать у взрослых или из других источников, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей.

2. Если дома есть аквариум, узнать с помощью атласа-определителя рыбок, которые живут в нем, и описать по плану на с. 35 учебника. Попросить родителей почитать об этих рыбках.

Дополнительный материал

Рыбы

У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза. Рыбы обладают хорошим обонянием. Они чувствуют запах ноздрями, но не могут ими дышать. Рыбы пользуются плавниками для поворотов, сохранения равновесия, торможения и управления движением. Двигаются они при помощи хвоста.

Рыбам, как и людям, необходим для дыхания кислород, но они получают его из воды. Когда рыба глотает воду, она проходит через жабры. Жабры выделяют кислород из воды и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.

Большинство рыб мечут икру и таким образом размножаются. Некоторые рыбы строят себе жилище, другие откладывают икру прямо в воду. Китовая и гигантская акулы — самые большие рыбы на земле. Они иногда достигают 16— 18 м в длину. Некоторые считают, что китовая и гигантская акулы — людоеды, и, судя по размерам, им не составило бы особого труда разом проглотить человека. Но в действительности у этих рыб крошечные зубы, длиной примерно 0,3 см, а диаметр пищевода всего лишь 10—16 см! Так что самые большие рыбы на земле питаются самой маленькой рыбешкой, например сардинами. Самая маленькая рыба обитает на Филиппинских островах. Это бычок-пандака длиной 0,6 см.

Автор: Максимова Т. Н.

Похожие статьи:

Урок окружающего мира, 1 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему идёт дождь и дует ветер. Школа России

Урок окружающего мира, 1 классе. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».

Урок окружающего мира в 1 классе. Куда текут реки?

Урок окружающего мира, 1 класс. Что это за листья? Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!