Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие рыбы? Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Тема «Кто такие рыбы?»
Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать рыб среди других животных; описывать рыб по плану; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги.
Оборудование: кроссворд, картинки с изображением рыб; у учащихся — монетки или фольга, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
Муравьишка встречает нас веселым стихотворением.
— Мотылек, мотылек,
Сядь поближе на цветок.
— Я не сяду на цветок:
У тебя в руке сачок.
— Мотылек, мотылек,
Я тебя ловить не стану,
Подойду поближе, гляну,
Посчитаю, сколько ног
У тебя, мотылек.
— Я и сам могу считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять...
Сосчитаю, сколько ног,
Без тебя, дружок!
Й. Йованович-Змай
— Сколько же ног у мотылька? Как мы ответили на вопрос о том, кто такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног.)
2. Кроссворд «Насекомые»
1. На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
3. Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня... (оса).
4. Летит — гудит,
Сядет — молчит. (Шмель.)
5. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар.)
6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
7. Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха.)
8. Без работы, хоть убей,
Жить не может... (муравей).
— Какое слово получилось в выделенном столбце? (Насекомые.)
(Можно ипользовать КИМы (тест 8, с. 14).)
III. Самоопределение к деятельности
Муравьишка Вопросик приглашает нас к водоему. Там тоже можно увидеть насекомых. Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?» — подумал Муравишка. И Мудрая Черепаха предложила ответить на этот вопрос, отгадав загадку.
— Отгадайте ее и вы.
По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звезд не считают,
Людей не знают. (Рыбы.)
(Учитель вывешивает картинки с изображением рыб.)
— Кто такие рыбы? (Ответы детей.)
— Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)
— Предположите, о чем или о ком пойдет речь на уроке. (О рыбах.)
— Прочитайте тему урока на с. 34 учебника. (Кто такие рыбы?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Игра «Кто больше»
— Вспомните, каких рыб вы знаете.
(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия рыб. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше рыб.)
Молодцы! Столько рыб назвали!
2. Работа по учебнику
— А как можно отличить рыб от других животных? (Ответы детей.)
А еще о рыбах есть такие загадки.
В воде они живут,
Нет клюва, а клюют.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
— О каких признаках рыб в них говорится? (Живут в воде, есть чешуя.)
Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 34 и познакомиться со строением рыбы.
(Работу можно провести в парах. Один ученик читает подписи к рисунку, другой показывает части рыбы. Затем дети меняются ролями.)
— Чем покрыто тело рыбы? (Чешуей.)
3. Моделирование
— Рассмотрите рисунок справа на с. 34.
Так при увеличении выглядит чешуя рыб.
— Используя монеты, постройте модель «одежды» рыб.
V. Физкультминутка
Рыбки плавали, ныряли
В теплой, голубой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунки на с. 35. Какую новую информацию о рыбах вы узнали? (Рыбы бывают речные и морские.)
- Почему рыбы называются речными? (Они живут в реке.)
— Почему рыб называют морскими? (Они живут в море.)
— Какие рыбы изображены на левом рисунке, на правом рисунке? Попробуйте догадаться. Посоветуйтесь с соседом по парте.
- Откройте с. 90. Проверьте свои предположения.
— Попробуйте рассказать об одной из рыб по плану на с. 35. (Работа в парах.)
Пример рассказа
Щука — речная рыба, бывает больших и средних размеров. Тело удлиненное, стреловидное, с большой головой и широкой пастью. Окраска туловища пятнистая, темные полосы располагаются поперек тела.
(Заслушиваются три-четыре рассказа о разных рыбах.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 24).
— Рассмотрите рисунки. Каких рыб вы узнали по их силуэтам?
- Выполните задание.
(Проверка.)
— На какие группы вы разделили всех рыб?
- Назовите речных рыб. Почему их называют речными?
- Назовите морских рыб. Почему их называют морскими? №2 (с. 24).
— А сейчас нам предстоит научиться рисовать рыбку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.
VII. Рефлексия
(На доске крупное изображение рыбы. Один ученик выходит к доске. Учитель называет части рыбы, ученик их показывает. Затем учитель показывает части рыбы, а учащиеся называют их.)
— Отгадайте загадки.
На дне один
Лежит плоский блин. (Камбала.)
Камбала — морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.
Драчун и забияка
Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ерш.)
Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом. Ерш по образу жизни очень схож с речным окунем. Впрочем, при всей своей хищности он не прочь иногда наполнить свой желудок травой или осокой.
Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука.)
Щука — одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскированная благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она неподвижно ждет в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперед и хватает ее своими острыми зубами. Длина тела достигает 1,5 м, а вес — 35 кг.
Живу глубоко,
Плыву легко,
Зубастая, большая,
Я рыба морская. (Акула.)
Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Самая маленькая акула достигает длины 1 м. Гигантская акула вырастает до 12 м и весит 3,5—4 тыс. кг. Еще больше китовая акула, ее длина до 18 м. Оба эти гиганта являются безобидными поедателями мелких рыб и совершенно безопасны для человека.
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) VIII. Подведение итогов урока
— Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют рыбами? (Рыбы — это водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуей.)
- Приведите примеры речных рыб.
— Приведите примеры морских рыб.
— По какому плану мы описывали рыбу?
— Все ли учебные задачи мы выполнили? (Да.)
Рекомендации для занятий дома
1. Узнать у взрослых или из других источников, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей.
2. Если дома есть аквариум, узнать с помощью атласа-определителя рыбок, которые живут в нем, и описать по плану на с. 35 учебника. Попросить родителей почитать об этих рыбках.
Дополнительный материал
Рыбы
У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза. Рыбы обладают хорошим обонянием. Они чувствуют запах ноздрями, но не могут ими дышать. Рыбы пользуются плавниками для поворотов, сохранения равновесия, торможения и управления движением. Двигаются они при помощи хвоста.
Рыбам, как и людям, необходим для дыхания кислород, но они получают его из воды. Когда рыба глотает воду, она проходит через жабры. Жабры выделяют кислород из воды и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.
Большинство рыб мечут икру и таким образом размножаются. Некоторые рыбы строят себе жилище, другие откладывают икру прямо в воду. Китовая и гигантская акулы — самые большие рыбы на земле. Они иногда достигают 16— 18 м в длину. Некоторые считают, что китовая и гигантская акулы — людоеды, и, судя по размерам, им не составило бы особого труда разом проглотить человека. Но в действительности у этих рыб крошечные зубы, длиной примерно 0,3 см, а диаметр пищевода всего лишь 10—16 см! Так что самые большие рыбы на земле питаются самой маленькой рыбешкой, например сардинами. Самая маленькая рыба обитает на Филиппинских островах. Это бычок-пандака длиной 0,6 см.
Автор: Максимова Т. Н.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему идёт дождь и дует ветер. Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе. Куда текут реки?
Урок окружающего мира, 1 класс. Что это за листья? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Нет комментариев. Ваш будет первым!