Урок окружающего мира, 1 класс. Что это за листья? Школа России

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Что это за листья?». УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: познакомить с деревьями, растущими возле школы; наблюдать за осенними изменениями окраски листьев на деревьях; Учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять наиболее распространенные породы деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Оборудование: кроссворд, школьный словарик «Растения России»; у учащихся — листья разных пород деревьев, цветные карандаши, разноцветные фишки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

— О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? (О растениях на клумбе.)

— О каких новых растениях на клумбе вы узнали дома? (Ответы детей.)

2. Кроссворд «Цветы»

— Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик предлагают вам разгадать кроссворд.

(Учитель прикрепляет на доску плакат с кроссвордом или заранее вычерчивает его на доске.)

1. Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус.)

2. Этот цветок называют звездой. (Астра.) 3. Это растение является лекарственным. (Календула.) 4. В народе его называют «щучий хвост». (Сансевьера.) 5. Название этого величавого растения означает «меч». (Гладиолус.) 6. «Кавалер со звездой». (Гиппеаструм.) 7. Какое растение способно радовать нас цветами круглый год? (Фиалка.)

— На какие две группы можно разделить все растения? (Те, которые растут на клумбе, и те, которые растут на подоконниках.)

— Назовите растения, которые растут на подоконнике. (Ответы детей.)

— Назовите растения, которые украшают наши сады, парки, улицы. (Ответы детей.)

— Кто может прочитать слово по вертикали в выделенном столбце? (Красота.)

— Как вы думаете, почему именно это слово подобрали Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик? (Ответы детей.)

Цветы — это всегда красиво, ярко, торжественно. Если мы хотим украсить комнату, дачный участок, то стараемся вырастить самые красивые цветы. Мы ухаживаем за ними, охраняем, бережем красоту, которую они нам дарят.

(Можно использовать КИМы (тест 6, с. 11).)

III. Самоопределение к деятельности

— Муравьишка принес для вас загадки. Отгадайте их.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

 

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. (Береза.)

 

Падают с ветки

Золотые монетки. (Осенние листья.)

— Почему листья названы золотыми монетками? (Листья осенью ярко-желтые, они играют и переливаются на солнце. Листья очень красивые.)

— Кто самый внимательный и может перечислить деревья, которые растут около школы? (Ответы детей.)

— О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О деревьях.)

— Прочитайте тему урока на с. 28 учебника. (Что это за листья?)

— Прочитайте учебную задачу урока.

IV. Работа по теме урока

(На каждой парте листья разных пород деревьев, собранные учащимися во время прогулки.)

— Муравьишка Вопросик принес на урок очень много листьев. По каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру.)

- Можете ли вы сказать, с каких деревьев данные листья? (Ответы детей.)

- Рассмотрите рисунки на с. 28.

- Сколько на рисунке листьев клена? (Два.)

- Чем отличаются эти листья? (Окраской.)

- Сколько на рисунке листьев березы? (Пять.)

- Что вы можете сказать об окраске этих листьев? (Ответы Детей.)

— Сколько листьев осины на рисунке? (Три.)

— Чем они отличаются? (Окраской.)

— Какого еще цвета могут быть листья осины осенью? (Красного.)

— Какие из листьев, изображенных на рисунке, вы нашли во время прогулки? Отметьте их фишками.

V. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей за парту плюх.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в группах

(Каждая группа получает листья с деревьев, растущих на пришкольном участке.)

— Ребята, а можно ли по листу узнать дерево? Как это сделать?

— Листья, которые лежат у вас на столах, собраны с нашего пришкольного участка. Попробуйте с помощью этих листьев определить, какие деревья растут возле школы.

(Обсуждение в группах. Затем учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 16—17, № 1) и каждая группа сообщает о результатах своей работы.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите фотографии на с. 29.

— Вы узнали эти листья? С каких они деревьев? Обсудите этот вопрос в парах. Если вы не сможете назвать какие-то из этих листьев, обратитесь к атласу-определителю.

(Самопроверка по учебнику (с. 89).)

3. Выполнение задания в рабочей тетради №2 (с. 17).

— Какие листья на деревьях бывают летом? А осенью?

— Выполните задание.

4. Работа со школьным словариком «Растения России» (Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика о тех деревьях, с листьями которых учащиеся познакомились на уроке: о березе (с. 6), дубе (с. 20), липе (с. 36) и т. д. Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией об одном из деревьев. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем группы рассказывают о том, что узнали, всему классу. Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о деревьях.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 29, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают нужный знак из конверта и объясняют, почему именно этот знак выбрали.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?

— Понравилось ли вам работать в группах?

— Какое задание показалось самым интересным?

- Что было трудно выполнить? Как вы думаете, почему?

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 18).

2. Прочитать о некоторых деревьях в школьном словарике «Растения России».

3. Узнать с помощью атласа-определителя или спросить взрослых, какие деревья растут во дворе дома.

Дополнительный материал

Береза

Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага!

Дуб

Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листьев дуба в банку с солеными огурцами - огурцы станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Клен

Клен — желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена. В городах клен очищает воздух, поглощая различные вредные вещества.

Автор: Максимова Т. Н.

Похожие статьи:

Урок окружающего мира в 1 классе. Куда текут реки?

Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие рыбы? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Урок окружающего мира, 1 классе. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему идёт дождь и дует ветер. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!