Урок окружающего мира в 1 классе. Куда текут реки?

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему «Куда текут реки?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: расширять знания о реках и морях, о движении воды из реки в море, о пресной и морской воде; воспитывать бережное отношение к природе водоемов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать реку и море; прослеживать путь воды из реки в море; различать пресную и морскую воду.

Оборудование: конверт с загадками, школьный словарик «Реки, моря, озера горы, России»; у учащихся — конверты с корабликами, два стакана (с пресной и соленой водой), пищевая соль, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Кто узнал свой адрес и почтовый индекс? (Ответы детей.)

— Кто попробовал написать письмо или открытку кому-то и подписал конверт?

(Следует обсудить, как подписаны конверты.)

- Кто в данном случае будет отправителем? А адресатом? (Ответы детей.)

(Можно использовать КИМы (тест 18, с. 31).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске картинка: Муравьишка держит в руках конверт.)

— А что же принес нам сегодня на урок Муравьишка Вопросик? (Конверт.)

(Учитель достает из конверта загадку.)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик — в роднике,

А широкий — в море. (Река.)

(На доске появляется картинка с изображением реки.)

— Почему узкий кончик в роднике? (Ответы детей.)

- А почему широкий — в море? (Ответы детей.) Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Прочитайте тему урока на с. 66 учебника. (Куда текут реки?)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

- Вспомните, что вы знаете о реках и морях. (Ответы детей.)

- Предположите, куда же текут реки. (Ответы детей.)

Чтобы верно ответить на этот вопрос, проследим путь воды- путешественницы.

— Рассмотрите рисунок на с. 66.

Сегодня Муравьишка предлагает нам совершить путешествие. (Учащиеся достают из конвертов кораблики.)

— Найдите на рисунке реку Осетр. Здесь возле небольшого города мы установим наши корабли. Это начало пути.

- Мы плывем по реке Осетр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире Осетра. Как называется эта река? (Ока.)

(Учащиеся во время всего путешествия передвигают свои кораблики по рисунку в учебнике.)

— Плывем дальше! Слева река! Кто знает название этой реки? (Это река Москва.)

— Плывем дальше. Река Ока становится все шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? (Волга.)

— Что вы знаете об этой реке? Может быть, кто-то бывал на Волге? (Ответы детей.)

— Мы продолжаем путешествие по Волге. Чем дальше мы плывем, тем шире и шире становится река. А куда же впадает река Волга? (В Каспийское море.)

— Наши корабли заканчивают путешествие в Каспийском море. Давайте понаблюдаем, что можно увидеть с борта корабля. (Над морем летают чайки, в море вышли рыболовные суда, плещется рыба.)

— Куда же текут реки? (В море.)

— Давайте сравним наше путешествие с рассказом на с. 92—93. (Учащиеся читают текст.)

— Кто знает название реки, которая протекает в нашей местности?

— Куда она впадает? (Ответы детей.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 43).

— Прочитайте цепочки пути воды-путешественницы. Сравните со схемой на с. 66 учебника.

— Выполните задание

(Проверка в парах.)

V. Физкультминутка

Море волнуется — раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется — три!

Морская фигура, на месте замри!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Рассмотрите рисунки на с. 67. Скажите, чем отличается река от моря. (Ответы детей.)

- У Муравьишки в конверте еще одна загадка. Отгадайте ее.

Кругом вода,

А с питьем — беда. (Море.)

— Почему же в море с питьем беда? Чем речная вода отличается от морской? (В море вода соленая.)

2. Практическая работа

(На столах у детей стоят два стакана. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом — питьевая вода, подсоленная пищевой солью.)

— Определите, в каком стакане речная вода, а в каком — морская.

(Учащиеся пробуют воду на вкус, определяют.)

— А теперь сами приготовьте морскую, воду.

(Учащиеся насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают стеклянной палочкой, пробуют на вкус.)

Для выполнения лабораторной работы вы использовали пищевую соль, а настоящую морскую соль можно купить в аптеке, ее используют для лечебных ванн.

(Далее учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 44, № 2) и сообщают о результатах своей работы.)

3. Творческая работа

— Ребята, пока мы беседовали, Муравьишка решил искупаться в море, не выходя из квартиры. Рассмотрите рисунок на с. 67 учебника. Скажите, как же это у него получилось?

(Можно предложить сочинить сказку о том, как у Муравьишки в квартире появилось море.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 67, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Вам понравилось путешествовать по рекам?

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 45).

2. Узнать у родителей, куда впадает река вашей местности. По желанию нарисовать реку или море.

3. Вместе со взрослыми почитать школьный словарик «Реки, моря, озера, горы России».

Дополнительный материал

Волга

Вот и вьюга сегодня примолкла,

Присмирев, улеглась на покой.

Просыпается солнце за Волгой,

За великою русской рекой.

Волга дремлет, молчат пароходы,

И не видно сигнальных огней.

Сколько грузов и сколько народу

Проплывало недавно по ней!

Как буксиры тут бегали бойко,

Отражаясь в воде голубой,

По реке на великие стройки

Караваны ведя за собой!

А навстречу им шли нефтевозы

Из Закаспия, издалека...

И до первых декабрьских морозов

Не хотела сдаваться река.

3. Александрова

Волга-кормилица

...Близка река Волга всем нашим людям. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. На Волге, под Сталинградом, в последнюю войну разбили фашистов.

Хороша Волга! Недаром зовут ее рекой-красавицей. Еще называют Волгу рекой-кормилицей.

— Что хочешь загадывай! — предложил я Димке. — Все на Волге найдешь!

— Так и все? — засомневался Димка.

- Все! — сказал я.

Димка задумался. Так задумался, что я решил: «Сейчас задаст мне какую-нибудь задачу!»

Так и есть. Придумал.

— А машины?

Тут уж я не выдержал — засмеялся:

- Да ты вниз смотри! Ярославцы, сам говорил, машины выпускают. С медведями! А ниже на Волге... Видишь завод? Как раз на нем автомобили тоже делают — и грузовые, и легковые. Из легковых ты «Победу» знаешь. Давно уже не выпускают «Победу», а машины эти до сих пор по дорогам бегают. Ну и «Волгу», конечно, знаешь. А потом к ним добавилась еще «Чайка». А в городе Тольятти — «Жигули», или «Лада», как их иностранцы называют. И вездеходы ГАЗ-69 тоже на Волге делают. Вот она, Волга!

Мой друг вновь подумал и другой вопрос задал:

— А пароходы?

- Смотри! — опять сказал я. Вниз по реке плыли могучие пароходы теплоходы, проносились быстроходные суда на подводных крыльях - «Ракеты», «Метеоры» и «Вихри». Их тоже на Волге делали.

На самоходных баржах везли по Волге легковые и грузовые машины пшеницу и нефть, сборные дома и одежду, станки и рыбу. И все это тоже с Волги. Перегородили Волгу большие плотины. Настоящие моря получились. От плотин и электростанций во все концы страны тянутся мачты с проводами. Это Волга дает электрический ток нашей стране...

Тысячи городов и селений раскинулись по берегам Волги. Есть среди них и старые, и новые, да только все они выглядят как молодые. Много строят наши люди. Строят русские и татары, чуваши и удмурты, мордва и марийцы. Каких только народов нет на Волге!

(С. Баруздин)

Автор: Максимова Т. Н.

Похожие статьи:

Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие рыбы? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Урок окружающего мира, 1 класс. Что это за листья? Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему идёт дождь и дует ветер. Школа России

Урок окружающего мира, 1 классе. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!