Урок окружающего мира в 1 классе. Куда текут реки?
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему «Куда текут реки?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цели: расширять знания о реках и морях, о движении воды из реки в море, о пресной и морской воде; воспитывать бережное отношение к природе водоемов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать реку и море; прослеживать путь воды из реки в море; различать пресную и морскую воду.
Оборудование: конверт с загадками, школьный словарик «Реки, моря, озера горы, России»; у учащихся — конверты с корабликами, два стакана (с пресной и соленой водой), пищевая соль, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Кто узнал свой адрес и почтовый индекс? (Ответы детей.)
— Кто попробовал написать письмо или открытку кому-то и подписал конверт?
(Следует обсудить, как подписаны конверты.)
- Кто в данном случае будет отправителем? А адресатом? (Ответы детей.)
(Можно использовать КИМы (тест 18, с. 31).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске картинка: Муравьишка держит в руках конверт.)
— А что же принес нам сегодня на урок Муравьишка Вопросик? (Конверт.)
(Учитель достает из конверта загадку.)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море. (Река.)
(На доске появляется картинка с изображением реки.)
— Почему узкий кончик в роднике? (Ответы детей.)
- А почему широкий — в море? (Ответы детей.) Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Прочитайте тему урока на с. 66 учебника. (Куда текут реки?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
- Вспомните, что вы знаете о реках и морях. (Ответы детей.)
- Предположите, куда же текут реки. (Ответы детей.)
Чтобы верно ответить на этот вопрос, проследим путь воды- путешественницы.
— Рассмотрите рисунок на с. 66.
Сегодня Муравьишка предлагает нам совершить путешествие. (Учащиеся достают из конвертов кораблики.)
— Найдите на рисунке реку Осетр. Здесь возле небольшого города мы установим наши корабли. Это начало пути.
- Мы плывем по реке Осетр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире Осетра. Как называется эта река? (Ока.)
(Учащиеся во время всего путешествия передвигают свои кораблики по рисунку в учебнике.)
— Плывем дальше! Слева река! Кто знает название этой реки? (Это река Москва.)
— Плывем дальше. Река Ока становится все шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? (Волга.)
— Что вы знаете об этой реке? Может быть, кто-то бывал на Волге? (Ответы детей.)
— Мы продолжаем путешествие по Волге. Чем дальше мы плывем, тем шире и шире становится река. А куда же впадает река Волга? (В Каспийское море.)
— Наши корабли заканчивают путешествие в Каспийском море. Давайте понаблюдаем, что можно увидеть с борта корабля. (Над морем летают чайки, в море вышли рыболовные суда, плещется рыба.)
— Куда же текут реки? (В море.)
— Давайте сравним наше путешествие с рассказом на с. 92—93. (Учащиеся читают текст.)
— Кто знает название реки, которая протекает в нашей местности?
— Куда она впадает? (Ответы детей.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 43).
— Прочитайте цепочки пути воды-путешественницы. Сравните со схемой на с. 66 учебника.
— Выполните задание
(Проверка в парах.)
V. Физкультминутка
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура, на месте замри!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Рассмотрите рисунки на с. 67. Скажите, чем отличается река от моря. (Ответы детей.)
- У Муравьишки в конверте еще одна загадка. Отгадайте ее.
Кругом вода,
А с питьем — беда. (Море.)
— Почему же в море с питьем беда? Чем речная вода отличается от морской? (В море вода соленая.)
2. Практическая работа
(На столах у детей стоят два стакана. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом — питьевая вода, подсоленная пищевой солью.)
— Определите, в каком стакане речная вода, а в каком — морская.
(Учащиеся пробуют воду на вкус, определяют.)
— А теперь сами приготовьте морскую, воду.
(Учащиеся насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают стеклянной палочкой, пробуют на вкус.)
Для выполнения лабораторной работы вы использовали пищевую соль, а настоящую морскую соль можно купить в аптеке, ее используют для лечебных ванн.
(Далее учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 44, № 2) и сообщают о результатах своей работы.)
3. Творческая работа
— Ребята, пока мы беседовали, Муравьишка решил искупаться в море, не выходя из квартиры. Рассмотрите рисунок на с. 67 учебника. Скажите, как же это у него получилось?
(Можно предложить сочинить сказку о том, как у Муравьишки в квартире появилось море.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 67, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Вам понравилось путешествовать по рекам?
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 45).
2. Узнать у родителей, куда впадает река вашей местности. По желанию нарисовать реку или море.
3. Вместе со взрослыми почитать школьный словарик «Реки, моря, озера, горы России».
Дополнительный материал
Волга
Вот и вьюга сегодня примолкла,
Присмирев, улеглась на покой.
Просыпается солнце за Волгой,
За великою русской рекой.
Волга дремлет, молчат пароходы,
И не видно сигнальных огней.
Сколько грузов и сколько народу
Проплывало недавно по ней!
Как буксиры тут бегали бойко,
Отражаясь в воде голубой,
По реке на великие стройки
Караваны ведя за собой!
А навстречу им шли нефтевозы
Из Закаспия, издалека...
И до первых декабрьских морозов
Не хотела сдаваться река.
3. Александрова
Волга-кормилица
...Близка река Волга всем нашим людям. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. На Волге, под Сталинградом, в последнюю войну разбили фашистов.
Хороша Волга! Недаром зовут ее рекой-красавицей. Еще называют Волгу рекой-кормилицей.
— Что хочешь загадывай! — предложил я Димке. — Все на Волге найдешь!
— Так и все? — засомневался Димка.
- Все! — сказал я.
Димка задумался. Так задумался, что я решил: «Сейчас задаст мне какую-нибудь задачу!»
Так и есть. Придумал.
— А машины?
Тут уж я не выдержал — засмеялся:
- Да ты вниз смотри! Ярославцы, сам говорил, машины выпускают. С медведями! А ниже на Волге... Видишь завод? Как раз на нем автомобили тоже делают — и грузовые, и легковые. Из легковых ты «Победу» знаешь. Давно уже не выпускают «Победу», а машины эти до сих пор по дорогам бегают. Ну и «Волгу», конечно, знаешь. А потом к ним добавилась еще «Чайка». А в городе Тольятти — «Жигули», или «Лада», как их иностранцы называют. И вездеходы ГАЗ-69 тоже на Волге делают. Вот она, Волга!
Мой друг вновь подумал и другой вопрос задал:
— А пароходы?
- Смотри! — опять сказал я. Вниз по реке плыли могучие пароходы теплоходы, проносились быстроходные суда на подводных крыльях - «Ракеты», «Метеоры» и «Вихри». Их тоже на Волге делали.
На самоходных баржах везли по Волге легковые и грузовые машины пшеницу и нефть, сборные дома и одежду, станки и рыбу. И все это тоже с Волги. Перегородили Волгу большие плотины. Настоящие моря получились. От плотин и электростанций во все концы страны тянутся мачты с проводами. Это Волга дает электрический ток нашей стране...
Тысячи городов и селений раскинулись по берегам Волги. Есть среди них и старые, и новые, да только все они выглядят как молодые. Много строят наши люди. Строят русские и татары, чуваши и удмурты, мордва и марийцы. Каких только народов нет на Волге!
(С. Баруздин)
Автор: Максимова Т. Н.
Похожие статьи:
Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие рыбы? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Урок окружающего мира, 1 класс. Что это за листья? Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему идёт дождь и дует ветер. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!