Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях, анализировать их, развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему; ориентироваться в прочитанных произведениях.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Откройте учебник на с. 49.

— Прочитайте, кто автор стихотворения «Про дружбу».

(Ю. Энтин.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Ю. Энтина.)

Материал для учителя

Энтин Юрий Сергеевич (р. 1935) — поэт, драматург, сценарист. Член Союза писателей и Союза кинематографистов.

Получив диплом о высшем образовании по специальности «учитель истории», в школе преподавал всего один год. За последующие десять лет работал в различных издательствах Москвы, прошел путь от корректора до заведующего редакцией.

С 1962 по 1968 г. возглавлял детскую редакцию фирмы «Мелодия». Будучи редактором, все время мечтал стать автором. Наконец в 33 года его мечта сбылась. Фамилия Энтин дважды появилась в титрах мультфильма «Бременские музыканты»: он — соавтор сценария и автор текстов песен. С той поры Юрий Энтин — свободный художник.

К сегодняшнему дню им написано более 600 песен: «Ничего на свете лучше нету», «Чунга-Чанга», «Антошка», «Расскажи, Снегурочка, где была», «Луч солнца золотого», «Крылатые качели», «Прекрасное Далеко», «Лесной олень», «Я — Водяной», «Буратино!», «Учкудук — три колодца» и др.

Наиболее популярные театральные работы: «Трубадур и его друзья» (пьеса В. Ливанова и Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова; первая постановка — московский театр «Ленком», 1974 г.), «Хоттабыч» (пьеса Л. Лагина и Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова; первая постановка — Московский государственный академический театр оперетты, 1977 г.), «Багдадский вор» (пьеса Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова; первая постановка — московский театр «Сатирикон», 1990 г.), «Шиворот-навыворот» (пьеса Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова; первая постановка — Московский академический театр им. Моссовета), «CKA3KA.RU» (пьеса Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова; первая постановка — Государственный Кремлевский дворец, 2002 г.). Конечно, все песни к этим спектаклям написаны на слова Ю. Энтина.

Теперь о работе в кино в качестве сценариста. Кроме упомянутым «Бременских музыкантов», по сценариям Энтина появились мультфильмы: «По следам бременских музыкантов» (совместно с В. Ливановым), «Голубой щенок», «Пиф-паф! Ой-ой-ой!», «Край, в котором ты живешь», «Волк и семеро козлят на новый лад» и художественный музыкальный фильм «Мама» с Л. Гурченко и М. Боярским в главных ролях. Песни ко всем фильмам, естественно, тоже на стихи Ю. Энтина.

Поэтом издано более 100 книг. Большинство из них — это стихи к песням. Названия говорят сами за себя: «Книга песен», «Песни о школе», «Песни к мультфильмам» и т. д. Недавно вышла книга прозаически? воспоминаний о поэтической работе «Самое-самое». Специально для мальчиков-дошколят сочинена «Загадочная автоазбука». А девочки-дошкольницы получили в подарок блестяще иллюстрированную «Сказочную азбуку». Наконец, для всех детей и взрослых книжка веселых частушек «Пой частушки, Бабка-ежка!».

Несколько лет назад большим тиражом издано собрание лучших аудиосочинений Ю. Энтина на 36 дисках.

В последние годы поэт активно включился в детское фестивальное движение. Он является президентом двух конкурсов-фестивалей - международного «Крылатые качели» и всероссийского «Чунга-Чанга». Конкурсы-фестивали проведены в Америке, Китае, Марокко, Египте, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Оренбурге и многих других городах.

Десять лет назад создан Творческий центр Юрия Энтина. Задача Центра — возрождение детской песни в России.

У поэта есть дочь, сын, трое внуков и один правнук.

— Прочитайте название стихотворения.

— Как вы думаете, о чьей дружбе написал поэт?

(Чтение стихотворения.)

— О какой дружбе говорит автор? Кто с кем дружит?

— Попробуйте за несколько минут выучить это стихотворение.

Расскажите друг другу.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

Сегодня на уроке мы повторим произведения из раздела «Я и мои друзья», вспомним их авторов и то, чему они учили нас. На уроке будем продолжать учиться читать громко, выразительно, правильно отвечать на вопросы, работать в парах, группах.

IV. Работа по теме урока

— Отгадайте загадки, соотнесите их с нужным произведением, назовите его и выразительно прочитайте.

Тысячу баранов

Одной хворостиной сгоняю. (Волосы и бритва.)

(Выразительное чтение стихотворения С. Маршака «Хороший день».)

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей! (Транспорт.)

— Вспомните, какое транспортное средство встретилось вам в одном из произведений. С него-то и началась вся эта история. (Самокат. Ю. Ермолаев «Лучший друг».)

(Выразительное чтение рассказа.)

Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается. (Собака.)

(Выразительное чтение рассказа Д. Тихомирова «Находка».)

V. Физкультминутка

У нас славная осанка,

(Вытягиваются в струнку, руки вдоль туловища.)

Мы свели лопатки.

(Сводят лопатки, руки на поясе.)

Мы шагаем на носках

(Шагают на носках.)

И идем на пятках.

(Шагают на пятках.)

Пойдем мягко, как лисята,

(Проходят, плавно ступая.)

Ну а если надоест,

То пойдем мы косолапо,

Как медведи ходят в лес.

(Проходят, изображая поступь медведя, руки на поясе.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику + по карточкам

— Прочитаем еще одно стихотворение М. Пляцковского — «Лучший друг».

— Какие чувства вы испытывали, когда читали его? Вспомним произведения изученного раздела.

(У детей на столах карточки с заданиями.)

— Соедините фамилию автора и название его произведения.

Автор                               Произведение

1) В. Орлов                      а) «Лучший друг»

2) Ю. Ермолаев               б) «Сердитый дог Буль»

3) Ю. Энтин                      в) «Совет»

4) И. Пивоварова             г) «Вежливый ослик»

5) М. Пляцковский           д) «Находка»

6) Р. Сеф                          е) «Про дружбу»

7) Д. Тихомиров               ж) «Кто первый?»

(1 — ж; 2 — а; 3 — е; 4 — г; 5 — б; 6 — в; 7— д.)

— Закончите пословицы.

• С людьми браниться... (никуда не годится).

• О себе заботься, а товарища... (не забывай).

• Новых друзей наживай, а старых... (не теряй).

• Настоящему другу... (цены нет).

• Приятелей много, да... (друзей нет).

— Кого можно назвать другом? Выберите правильный ответ:

• кто всегда улыбается;

• кто дает списывать на уроке;

• кто поможет в трудную минуту;

• с кем вместе живешь.

2. Работа с пособиями

(Учитель может использовать КИМы, тест 6 (с. 24—27).)

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

— Что вас огорчило?

— Что порадовало?

VIII. Подведение итогов урока

— Что вы можете рассказать о дружбе после того, как прочитали рассказы и стихи из раздела «Я и мои друзья»?

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Загадки, небылицы. Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Кружков «Ррры!»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. Живая азбука Гамазкова

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!