Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Загадки, небылицы. Школа России

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса на тему «Загадки, небылицы»

Цели: познакомить с произведениями устного народного творчества (загадки, небылицы); прививать интерес к произведениям фольклора; упражнять в выразительном чтении загадок и песенок; обучать сочинению загадок; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; выразительно читать фольклорные произведения; отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества, объединять их по темам.

Учебные задачи: узнать особенности загадки и небылицы, учиться их сочинять; подумать, что такое переводная литература.

Оборудование: карточки с загадками, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений

(Учитель заслушивает пересказ сказки «Петух и собака».)

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст.

Паровоз без колес.

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

— Что вы прочитали? (Загадку.)

— Назовите отгадку. (Пароход.)

— Как вы догадались?

— Прочитайте загадку еще раз. Подумайте над тем, как надо читать каждую строчку.

— Как прочитаем первую строчку? (С удивлением.)

— Как прочитаем вторую строчку? (С восхищением.)

— Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливо.)

— Как прочитаем четвертую строчку? (С восхищением и удивлением одновременно.)

— Прочитайте загадку выразительно, не забывая о том, с какой интонацией нужно читать каждую строчку.

IV. Постановка учебной задачи

— Ребята, а знаете ли вы, кто автор этой загадки?

Ее написал Корней Иванович Чуковский. Загадки, как и сказки, бывают народными и авторскими. Сегодня на уроке мы будем читать и отгадывать загадки, учиться составлять их, а еще познакомимся с небылицами.

V. Работа по теме урока

— Как бы вы объяснили, что такое загадка? (Это то, что загадывают и что надо разгадать.)

— Подберите родственные слова к слову «загадка». (Загадывать, гадать, отгадывать, отгадка, гадалка.)

Материал для учителя

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава.

Загадка — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

— Для чего нужны загадки?

— Прочитайте загадки на с. 45-46 учебника. Отгадайте их.

— В каждой загадке определите слова, которые помогли ее отгадать.

— Найдите и сравните загадки с одинаковыми отгадками. Прочитайте их парами.

— Какие группы получились?

— Прочитайте загадки о еже, потом о котенке.

VI. Физкультминутка

Вороны

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар! (Произносится громко).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар! (Произносится громко).

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (Произносится тихо).

(Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, и читают стихотворение вместе с учителем. При произнесении двух последних строчек садятся на корточки, кладут руки под щеку — засыпают.)

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Разгадывание загадок

(У детей на столах карточки с загадками.)

— Отгадайте загадки.

Я — лошадь твоя и карета.

Глаза мои — два огня.

Сердце, бензином согрето,

Стучит в груди у меня.

Я жду терпеливо и молча

На улице, у ворот,

И снова мой голос волчий

Пугает в пути народ. (Автомобиль.)

 

Она меня впускает в дом

И выпускает вон.

В ночное время под замком

Она хранит мой сон.

Она ни в город, ни во двор

Не просится гулять,

На миг заглянет в коридор

И в комнату опять. (Дверь.)

— Какие слова в загадках помогли вам разгадать их? (Слова, употребленные для описания предмета в переносном значении. Они прямо указывают на признаки и свойства предмета.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

С. 33 (Загадки).

— Выполните задание «Угадай, о ком идет речь». Свои ответы запишите на линейках.

С. 34.

— Попробуйте сами сочинить загадки о кошке или еже. Для этого нужно обратить внимание на особенности этих животных: какие они, на кого похожи, что любят делать. Загадки могут быть в стихотворной форме (тогда надо подобрать рифму) или в прозе. Используйте также предложенный в рабочей тетради план.

3. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 48 и самостоятельно прочитайте небылицы.

— Прочитайте их выразительно всему классу.

(Заслушивают чтение двоих учеников.)

— Прочитайте определение слова «небылица» на с. 49 учебника. (Можно провести беседу по первому вопросу учебника на с. 48.)

— Выполните в парах задание 2 учебника на с. 49.

VIII. Рефлексия

— Что на уроке вам давалось легко?

— В чем вы чувствовали затруднения?

IX. Подведение итогов урока

— Чему вы научились на уроке?

— Что необходимо для того, чтобы сочинить загадку самому?

— Для чего придумывают загадки?

— Что такое небылица?

— Для чего придумывают небылицы?

Рекомендации для занятий дома

1. Сочинить загадку или небылицу.

2. Начать создавать сборник загадок по рекомендациям, данным в рабочей тетради на с. 33.

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Кружков «Ррры!»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Введение в раздел. В мире книг

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. Живая азбука Гамазкова

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!