Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Загадки, небылицы. Школа России
Урок литературного чтения для учащихся 1 класса на тему «Загадки, небылицы»
Цели: познакомить с произведениями устного народного творчества (загадки, небылицы); прививать интерес к произведениям фольклора; упражнять в выразительном чтении загадок и песенок; обучать сочинению загадок; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; выразительно читать фольклорные произведения; отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества, объединять их по темам.
Учебные задачи: узнать особенности загадки и небылицы, учиться их сочинять; подумать, что такое переводная литература.
Оборудование: карточки с загадками, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
(Учитель заслушивает пересказ сказки «Петух и собака».)
III. Речевая разминка
— Прочитайте текст.
Паровоз без колес.
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!
— Что вы прочитали? (Загадку.)
— Назовите отгадку. (Пароход.)
— Как вы догадались?
— Прочитайте загадку еще раз. Подумайте над тем, как надо читать каждую строчку.
— Как прочитаем первую строчку? (С удивлением.)
— Как прочитаем вторую строчку? (С восхищением.)
— Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливо.)
— Как прочитаем четвертую строчку? (С восхищением и удивлением одновременно.)
— Прочитайте загадку выразительно, не забывая о том, с какой интонацией нужно читать каждую строчку.
IV. Постановка учебной задачи
— Ребята, а знаете ли вы, кто автор этой загадки?
Ее написал Корней Иванович Чуковский. Загадки, как и сказки, бывают народными и авторскими. Сегодня на уроке мы будем читать и отгадывать загадки, учиться составлять их, а еще познакомимся с небылицами.
V. Работа по теме урока
— Как бы вы объяснили, что такое загадка? (Это то, что загадывают и что надо разгадать.)
— Подберите родственные слова к слову «загадка». (Загадывать, гадать, отгадывать, отгадка, гадалка.)
Материал для учителя
Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава.
Загадка — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
— Для чего нужны загадки?
— Прочитайте загадки на с. 45-46 учебника. Отгадайте их.
— В каждой загадке определите слова, которые помогли ее отгадать.
— Найдите и сравните загадки с одинаковыми отгадками. Прочитайте их парами.
— Какие группы получились?
— Прочитайте загадки о еже, потом о котенке.
VI. Физкультминутка
Вороны
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (Произносится громко).
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (Произносится громко).
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (Произносится тихо).
(Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, и читают стихотворение вместе с учителем. При произнесении двух последних строчек садятся на корточки, кладут руки под щеку — засыпают.)
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Разгадывание загадок
(У детей на столах карточки с загадками.)
— Отгадайте загадки.
Я — лошадь твоя и карета.
Глаза мои — два огня.
Сердце, бензином согрето,
Стучит в груди у меня.
Я жду терпеливо и молча
На улице, у ворот,
И снова мой голос волчий
Пугает в пути народ. (Автомобиль.)
Она меня впускает в дом
И выпускает вон.
В ночное время под замком
Она хранит мой сон.
Она ни в город, ни во двор
Не просится гулять,
На миг заглянет в коридор
И в комнату опять. (Дверь.)
— Какие слова в загадках помогли вам разгадать их? (Слова, употребленные для описания предмета в переносном значении. Они прямо указывают на признаки и свойства предмета.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
С. 33 (Загадки).
— Выполните задание «Угадай, о ком идет речь». Свои ответы запишите на линейках.
С. 34.
— Попробуйте сами сочинить загадки о кошке или еже. Для этого нужно обратить внимание на особенности этих животных: какие они, на кого похожи, что любят делать. Загадки могут быть в стихотворной форме (тогда надо подобрать рифму) или в прозе. Используйте также предложенный в рабочей тетради план.
3. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 48 и самостоятельно прочитайте небылицы.
— Прочитайте их выразительно всему классу.
(Заслушивают чтение двоих учеников.)
— Прочитайте определение слова «небылица» на с. 49 учебника. (Можно провести беседу по первому вопросу учебника на с. 48.)
— Выполните в парах задание 2 учебника на с. 49.
VIII. Рефлексия
— Что на уроке вам давалось легко?
— В чем вы чувствовали затруднения?
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились на уроке?
— Что необходимо для того, чтобы сочинить загадку самому?
— Для чего придумывают загадки?
— Что такое небылица?
— Для чего придумывают небылицы?
Рекомендации для занятий дома
1. Сочинить загадку или небылицу.
2. Начать создавать сборник загадок по рекомендациям, данным в рабочей тетради на с. 33.
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Введение в раздел. В мире книг
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. Живая азбука Гамазкова
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Кружков «Ррры!»
Нет комментариев. Ваш будет первым!