Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»

Урок литературного чтения в 1 классе. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Оборудование: карточки с заданиями и текстами для чтения по ролям, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Прочитайте, что написано на доске.

ЫВКУБ   ИЛЫБ-ИЛИЖ

(Жили-были буквы.)

— Как вы это сделали? (Прочитали в обратном порядке.)

(Учитель расставляет магнитные буквы в правильном порядке.)

Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме. Мы повторим все произведения, которые читали. Вспомним, какой темой они объединены, характеры героев. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать, мыслить, рассуждать.

III. Работа по теме урока

— Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях?

Утром на траве росою

Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит. (Р.)

 

Эта буква на морозе,

Как оса, ужалить может.

Ну а в мае на березе

Жук ее узнать поможет. (Ж.)

 

С этой буквой — добрым другом —

Долгою дорогой в дом

День за днем назло недугам

Даже под дождем идем. (Д.)

 

Эту букву паровоз

На своей трубе привез,

Губы вытяни в трубу

И получишь букву... (У).

 

Буква эта знаменита —

Стоит в начале алфавита. (А.)

 

Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан,

И бодает буква букву,

Будто баловник баран. (Б.)

— Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них слово.

(Все названные буквы написаны на карточках.)

— Какое получилось слово? (Дружба.)

С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье

Будет по плечу всегда.

Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах.

Всем известно: буква Я

В азбуке — последняя.

А известно ли кому —

Отчего и почему?

— Неизвестно?

— Неизвестно.

— Интересно?

— Интересно!

(Учитель раздает напечатанные на карточках тексты хорошо читающим ученикам. Учащиеся читают по ролям.)

Рассказчик.

Вот послушайте рассказ:

Жили в азбуке у нас Буквы,

Жили не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится —

Там и дело спорится.

Только раз все дело встало

Из-за страшного скандала:

Буква Я в строку не встала.

Взбунтовалась буква Я.

Буква Я.

— Я, — сказала буква Я, —

Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

Буква Ф.

— Фу-ты, ну-ты! — фыркнул Эф,

От обиды покраснев.

Буква С.

— Срам! — сердито Эс сказало.

Буква В.

В кричит:

— Воображала!

Буква П.

Проворчало П:

— Попробуй

Потолкуй с такой особой!

Буква Я.

Я затопала ногами:

— Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама,

Хватит у меня ума!

Рассказчик.

Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

— Хорошо!

Идем на спор.

Буква А.

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку —

Правда, стало быть, твоя!

Буква Я.

— Чтобы я

Да не сумела,

Я ж не кто-нибудь, а Я!

Рассказчик.

Буква Я взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела, и потела —

Написать она сумела

Только: «Я-я-я-я-я!»

Буква X.

Как зальется буква X:

— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Буква О. О от смеха покатилось!

Буква Я. Я за голову схватилось!

Буква Б. Б схватилось за живот...

Рассказчик.

Буква Я

Сперва крепилась,

А потом как заревет:

Буква Я.

—Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю.

Буквы (хором).

— Что ж, — решил весь алфавит,

Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!

Рассказчик.

Буква Я всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья,

Помнить место

Буквы Я

— Чему научили нас буквы? Как вы поняли последние строчки стихотворения:

Но советуем, друзья,

Помнить место

Буквы Я?

— Назовите произведения, в которых рассказывается о том, что с буквами происходит что-то невероятное: то они ссорятся, то они шалят. (Ссорятся в произведении И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква “А ”», проказничают в стихотворении С. Черного «Живая азбука».)

IV. Физкультминутка

Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова.

— Встаньте, пожалуйста!

— Поднимите руки!

— Будьте добры, похлопайте!

— Потопайте!

— Пожалуйста, попрыгайте!

— Тихонько сядьте!

— Тихо сядьте, пожалуйста!

Спасибо, ребята!

V. Продолжение работы по теме урока

(Завершение проекта «Создаем музей “Город букв”». Защита проектов.)

— А сейчас посмотрим, знаете ли вы волшебные слова. Закончите строчки.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе... (утро)».

 

Если в ночь случилась встреча,

Говорим мы:... («Добрый вечер»).

 

И всегда при расставании

Говорите:... («До свидания»).

 

Если дарят в день рожденья

Вам конфеты и печенье,

Карандаш, альбом и книжку

Или мягкую мартышку,

Не молчи, как в речке рыба,

Говори друзьям... (спасибо).

 

За день и ночь, за солнца луч.

За небо, чистое от туч,

За звезды, утро и зарю

Ты говори:... («Благодарю»).

— Какое произведение учит нас вежливому общению друг с другом? («Автобус номер двадцать шесть» С. Маршака.)

— В каком произведении говорится о том, как надо разговаривать, чтобы тебя поняли? («Про Медведя» Г. Сатира.)

— Назовите одну из особенностей стихотворного текста.

— Какие поэты оживили буквы? (С. Черный, И. Гамазкова и Е. Григорьева.)

— Устройте с друзьями конкурс «Кто больше придумает веселых историй». Обратите внимание на условие этого конкурса.

(Учащиеся в группах выполняют задание 8 на с. 24 учебника.)

Работа с тестами

(Учитель может использовать КИМы, тест 1 (с. 4—7).)

VI. Рефлексия

— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

— Покажите учителю и друг другу.

VII. Подведение итогов урока

— Чему вы научились на уроке?

— Почему в названии раздела, к которому относятся произведения, прочитанные нами на предыдущих уроках, есть слова «жили-были»?

Рекомендации для занятий дома

Рабочая тетрадь. В. Осеева «Вырванный лист» (с. 28—29).

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Кружков «Ррры!»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Загадки, небылицы. Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Введение в раздел. В мире книг

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. Живая азбука Гамазкова

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!