Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»
Урок литературного чтения в 1 классе. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Оборудование: карточки с заданиями и текстами для чтения по ролям, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Прочитайте, что написано на доске.
ЫВКУБ ИЛЫБ-ИЛИЖ
(Жили-были буквы.)
— Как вы это сделали? (Прочитали в обратном порядке.)
(Учитель расставляет магнитные буквы в правильном порядке.)
Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме. Мы повторим все произведения, которые читали. Вспомним, какой темой они объединены, характеры героев. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать, мыслить, рассуждать.
III. Работа по теме урока
— Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях?
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит. (Р.)
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет. (Ж.)
С этой буквой — добрым другом —
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем. (Д.)
Эту букву паровоз
На своей трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь букву... (У).
Буква эта знаменита —
Стоит в начале алфавита. (А.)
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран. (Б.)
— Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них слово.
(Все названные буквы написаны на карточках.)
— Какое получилось слово? (Дружба.)
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах.
Всем известно: буква Я
В азбуке — последняя.
А известно ли кому —
Отчего и почему?
— Неизвестно?
— Неизвестно.
— Интересно?
— Интересно!
(Учитель раздает напечатанные на карточках тексты хорошо читающим ученикам. Учащиеся читают по ролям.)
Рассказчик.
Вот послушайте рассказ:
Жили в азбуке у нас Буквы,
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится —
Там и дело спорится.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала.
Взбунтовалась буква Я.
Буква Я.
— Я, — сказала буква Я, —
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф.
— Фу-ты, ну-ты! — фыркнул Эф,
От обиды покраснев.
Буква С.
— Срам! — сердито Эс сказало.
Буква В.
В кричит:
— Воображала!
Буква П.
Проворчало П:
— Попробуй
Потолкуй с такой особой!
Буква Я.
Я затопала ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик.
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором).
— Хорошо!
Идем на спор.
Буква А.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку —
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я.
— Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Рассказчик.
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела —
Написать она сумела
Только: «Я-я-я-я-я!»
Буква X.
Как зальется буква X:
— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Буква О. О от смеха покатилось!
Буква Я. Я за голову схватилось!
Буква Б. Б схватилось за живот...
Рассказчик.
Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я.
—Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю.
Буквы (хором).
— Что ж, — решил весь алфавит,
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик.
Буква Я всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я
— Чему научили нас буквы? Как вы поняли последние строчки стихотворения:
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я?
— Назовите произведения, в которых рассказывается о том, что с буквами происходит что-то невероятное: то они ссорятся, то они шалят. (Ссорятся в произведении И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква “А ”», проказничают в стихотворении С. Черного «Живая азбука».)
IV. Физкультминутка
Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова.
— Встаньте, пожалуйста!
— Поднимите руки!
— Будьте добры, похлопайте!
— Потопайте!
— Пожалуйста, попрыгайте!
— Тихонько сядьте!
— Тихо сядьте, пожалуйста!
Спасибо, ребята!
V. Продолжение работы по теме урока
(Завершение проекта «Создаем музей “Город букв”». Защита проектов.)
— А сейчас посмотрим, знаете ли вы волшебные слова. Закончите строчки.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе... (утро)».
Если в ночь случилась встреча,
Говорим мы:... («Добрый вечер»).
И всегда при расставании
Говорите:... («До свидания»).
Если дарят в день рожденья
Вам конфеты и печенье,
Карандаш, альбом и книжку
Или мягкую мартышку,
Не молчи, как в речке рыба,
Говори друзьям... (спасибо).
За день и ночь, за солнца луч.
За небо, чистое от туч,
За звезды, утро и зарю
Ты говори:... («Благодарю»).
— Какое произведение учит нас вежливому общению друг с другом? («Автобус номер двадцать шесть» С. Маршака.)
— В каком произведении говорится о том, как надо разговаривать, чтобы тебя поняли? («Про Медведя» Г. Сатира.)
— Назовите одну из особенностей стихотворного текста.
— Какие поэты оживили буквы? (С. Черный, И. Гамазкова и Е. Григорьева.)
— Устройте с друзьями конкурс «Кто больше придумает веселых историй». Обратите внимание на условие этого конкурса.
(Учащиеся в группах выполняют задание 8 на с. 24 учебника.)
Работа с тестами
(Учитель может использовать КИМы, тест 1 (с. 4—7).)
VI. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу.
VII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились на уроке?
— Почему в названии раздела, к которому относятся произведения, прочитанные нами на предыдущих уроках, есть слова «жили-были»?
Рекомендации для занятий дома
Рабочая тетрадь. В. Осеева «Вырванный лист» (с. 28—29).
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Введение в раздел. В мире книг
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Загадки, небылицы. Школа России
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. Живая азбука Гамазкова
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Кружков «Ррры!»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Нет комментариев. Ваш будет первым!