Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. Живая азбука Гамазкова
Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Гамазкова «Кто как кричит?»; И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука»
Цели: познакомить с произведениями И. Гамазковой «Кто как кричит?», И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.
Учебная задача: узнать одну из особенностей стихотворного текста.
Оборудование: портреты и книги И. Гамазковой, Е. Григорьевой, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
(Выразительное чтение стихотворения Г. Сапгира.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.
Путаница
Вот мы ви-дим ма-му.
А у ма-мы мы-ло.
Ма-ма мо-ет ра-му,
Что-бы чис-то бы-ло.
Мама моет аккуратно,
И все просто и понятно.
А если вдруг все части
Местами поменять,
То ничего мы с вами
Не станем понимать.
Вот мы ди-вим му-ма,
А у мы-ма ло-мы.
Ма-ма ет-мо му-ра,
Бы-что то-чис ло-бы.
В. Волина
— Прочитайте стихотворение с ускорением.
— Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Вы только что читали стихотворение «Путаница». Почему оно так названо?
— Когда речь бывает непонятной? (Когда говорят невнятно, когда неправильно произносят слова и т.д.)
Сегодня мы прочитаем стихотворения на эту тему. Поговорим о том, как правильно говорить и выражать свои мысли.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 16. Прочитайте, кто автор следующего произведения. (И. Гамазкова.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Гамазковой.)
Материал для учителя
Гамазкова Инна Липовна (р. 1945) — один из популярных авторов наших детских журналов. Ее короткие занимательные стихи привлекают внимание неожиданными ритмами и образами. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, ворожилки и песенки. А слово «коллекция» здесь не случайно — все эти стихи похожи на остановленные мгновения детской жизни, пойманные мягкой, доброжелательной ладонью: теперь их можно пристально разглядывать, как жуков или бабочек.
Удивительное дело, но по своей первой профессии Инна Гамазкова как раз и была энтомологом, изучала насекомых, преподавала биологию и даже получила почетный диплом изобретателя. А в 90-е гг. у нее стали выходить книжки для самых маленьких: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», «У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».
— Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? О чем оно?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно, вставив нужные слова.
— Правильны ли эти слова по смыслу и звучанию?
— Прочитайте стихотворение по очереди с соседом по парте.
— Правильно ли вы все прочитали? Почему трудно произносить ответ?
— Почему стихотворение получилось веселым?
(Дети высказывают свое мнение.)
— Прочитайте стихотворение еще раз, вставляя слова по смыслу. Будет ли это теперь стихотворением? Почему?
— Кто знает, как называется созвучие окончаний стихотворных строк? (Рифма.)
2. Индивидуальная работа
(Учитель может использовать пособие «Разноуровневые задания», с. 4—12.)
VI. Физкультминутка
Жук
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
(Раскачиваются вправо, влево.)
Низко-низко наклоняюсь».
(Наклоняются.)
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках —
Пусть лежит в кармашке.
(Похлопывают себя по карманам.)
Ой, упал, упал мой жук,
(Нагибаются.)
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
(Машут руками.)
VII. Продолжение работы по теме урока
— Откройте учебник на с. 17. Прочитайте, кто авторы следующего произведения, с которым мы познакомимся. (И. Гамазкова, Е. Григорьева.)
— Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? Что значит выражение «живая азбука»? Разве азбука может быть живой?
— Прочитайте стихотворение.
— Легко ли было вставить пропущенные слова?
— Что помогло вам это сделать? (Выразительное чтение стихотворения.)
VIII. Рефлексия
— Теперь предлагаю вспомнить, что вы узнали на уроке.
— А кто понял, как работать с такими текстами, где нет рифмы?
— Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.
IX. Подведение итогов урока
— Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
— Назовите их авторов. Что вы о них узнали?
— Какое стихотворение больше всего понравилось?
Рекомендации для занятий дома
Подготовить выразительное чтение стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука» (учебник, с. 17).
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Кружков «Ррры!»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Загадки, небылицы. Школа России
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Введение в раздел. В мире книг
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!