Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. Живая азбука Гамазкова

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Гамазкова «Кто как кричит?»; И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука»

Цели: познакомить с произведениями И. Гамазковой «Кто как кричит?», И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.

Учебная задача: узнать одну из особенностей стихотворного текста.

Оборудование: портреты и книги И. Гамазковой, Е. Григорьевой, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений

(Выразительное чтение стихотворения Г. Сапгира.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.

Путаница

Вот мы ви-дим ма-му.

А у ма-мы мы-ло.

Ма-ма мо-ет ра-му,

Что-бы чис-то бы-ло.

Мама моет аккуратно,

И все просто и понятно.

А если вдруг все части

Местами поменять,

То ничего мы с вами

Не станем понимать.

Вот мы ди-вим му-ма,

А у мы-ма ло-мы.

Ма-ма ет-мо му-ра,

Бы-что то-чис ло-бы.

В. Волина

— Прочитайте стихотворение с ускорением.

— Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Вы только что читали стихотворение «Путаница». Почему оно так названо?

— Когда речь бывает непонятной? (Когда говорят невнятно, когда неправильно произносят слова и т.д.)

Сегодня мы прочитаем стихотворения на эту тему. Поговорим о том, как правильно говорить и выражать свои мысли.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 16. Прочитайте, кто автор следующего произведения. (И. Гамазкова.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Гамазковой.)

Материал для учителя

Гамазкова Инна Липовна (р. 1945) — один из популярных авторов наших детских журналов. Ее короткие занимательные стихи привлекают внимание неожиданными ритмами и образами. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, ворожилки и песенки. А слово «коллекция» здесь не случайно — все эти стихи похожи на остановленные мгновения детской жизни, пойманные мягкой, доброжелательной ладонью: теперь их можно пристально разглядывать, как жуков или бабочек.

Удивительное дело, но по своей первой профессии Инна Гамазкова как раз и была энтомологом, изучала насекомых, преподавала биологию и даже получила почетный диплом изобретателя. А в 90-е гг. у нее стали выходить книжки для самых маленьких: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», «У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».

— Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? О чем оно?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно, вставив нужные слова.

— Правильны ли эти слова по смыслу и звучанию?

— Прочитайте стихотворение по очереди с соседом по парте.

— Правильно ли вы все прочитали? Почему трудно произносить ответ?

— Почему стихотворение получилось веселым?

(Дети высказывают свое мнение.)

— Прочитайте стихотворение еще раз, вставляя слова по смыслу. Будет ли это теперь стихотворением? Почему?

— Кто знает, как называется созвучие окончаний стихотворных строк? (Рифма.)

2. Индивидуальная работа

(Учитель может использовать пособие «Разноуровневые задания», с. 4—12.)

VI. Физкультминутка

Жук

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

(Раскачиваются вправо, влево.)

Низко-низко наклоняюсь».

(Наклоняются.)

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках —

Пусть лежит в кармашке.

(Похлопывают себя по карманам.)

Ой, упал, упал мой жук,

(Нагибаются.)

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

(Машут руками.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 17. Прочитайте, кто авторы следующего произведения, с которым мы познакомимся. (И. Гамазкова, Е. Григорьева.)

— Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? Что значит выражение «живая азбука»? Разве азбука может быть живой?

— Прочитайте стихотворение.

— Легко ли было вставить пропущенные слова?

— Что помогло вам это сделать? (Выразительное чтение стихотворения.)

VIII. Рефлексия

— Теперь предлагаю вспомнить, что вы узнали на уроке.

— А кто понял, как работать с такими текстами, где нет рифмы?

— Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.

IX. Подведение итогов урока

— Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

— Назовите их авторов. Что вы о них узнали?

— Какое стихотворение больше всего понравилось?

Рекомендации для занятий дома

Подготовить выразительное чтение стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука» (учебник, с. 17).

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Загадки, небылицы. Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Кружков «Ррры!»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Введение в раздел. В мире книг

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!