Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ. Школа России

Урок русского языка для 1 класса на тему «Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ»

Цель: формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Написание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1) На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец —

Он и лётчик, и певец. (Скворечник.)

 

2) Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырёк —

Загорелся огонёк. (Лампочка.)

 

3) Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр. (Спички.)

 

4) Я синего цвета,

Вишу на стене,

И много приветов

Хранится во мне. (Почтовый ящик.)

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособия (см. КИМы, тест 14 на с. 60—63).)

III. Самоопределение к деятельности

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, шипеть, смешить и шить.

Все сочетанья ЖИ и ШИ

Ты только с буквой И пиши!

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча —

С буквой А и ЧА, и ЩА.

Сочетанья ЧУ и ЩУ

Пишем только с буквой У!

Чушка, щучка, ухвачу

И лучу, кричу, свищу!

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О буквосочетаниях ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ.)

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдения над словами с сочетаниями ЖИ - ШИ

— Отгадайте загадку.

На резиновом ходу

Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мной не по пути? (Машина.)

— Назовите все звуки в этом слове.

— Что вы заметили? (Все согласные звуки в слове твёрдые.)

— Звук [Ш] твёрдый, но после него нужно писать букву И. Так договорились люди между собой. Когда-то, очень давно, звуки [Ж] и [Ш] были мягкими, с тех пор и осталось правило: после букв Ж и Ш пишется буква И.

(Учитель вывешивает на доску карточки с сочетаниями ЖИ и ШИ.)

— Запишите слово машина, подчеркните сочетание ШИ.

— Отгадайте загадку.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями —

Листьями деревьев. (Жираф.)

— Напишите слово-отгадку. После какой буквы нельзя писать букву Ы? (После буквы Ж.)

— Подчеркните сочетание ЖИ.

— Подберите и запишите по одному слову с сочетаниями ЖИ и ШИ.

— Прочитайте слова, которые вы записали. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ. С какой гласной вы записали эти сочетания?

2. Наблюдения над словами с сочетаниями ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ

— Отгадайте загадку.

Голова огнём пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет — я посвечу. (Свеча.)

— Назовите все звуки в этом слове.

— Произнесите мягкие согласные. ([В’] и [Ч’].)

— Как обозначена мягкость согласного звука [В’]? (Гласной буквой Е.)

— А после буквы Ч, которая обозначает мягкий звук, нужно всегда писать букву А. Так договорились люди между собой.

— Запишите слово свеча, подчеркните сочетание ЧА.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетанием ЧА.)

— Назовите одним словом: небольшой, чаще лиственный лес. (Роща.)

— Звук [Щ’] твёрдый или мягкий? (Мягкий.)

— Какую гласную нужно писать после буквы Щ? (А.)

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетанием ЩА.)

— Придумайте слово, в котором есть оба сочетания. (Чаща.)

— Расскажите правило. (ЧА и ЩА пишем с буквой А.)

— А как вы думаете, какую гласную нужно писать в сочетаниях ЧУ и ЩУ? Сформулируйте правило. (ЧУ и ЩУ пишем с буквой У.)

3. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 115)

— Прочитайте.

— Какую «работу» выполняют буквы И, А, У в буквосочетаниях, а какую не выполняют?

— Почему надо запомнить написание этих буквосочетаний?

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Почему в буквосочетаниях ЖИ - ШИ пишется буква И?

— Почему в буквосочетаниях ЧА — ЩА пишется буква А, а в буквосочетаниях ЧУ — ЩУ — буква У?

Упр. 2 (с. 116)

— Прочитайте.

— Выполните задание самостоятельно.

— Прочитайте сведения о языке.

— Как пишутся сочетания ЖИ — ШИ?

— Как пишутся сочетания ЧА — ЩА?

— Как пишутся сочетания ЧУ — ЩУ?

V. Физкультминутка

Встали пчёлки в хоровод.

(Поворот вокруг себя.)

В барабан ударил кот.

(Хлопки в ладоши.)

Стали мыши танцевать,

(Пританцовывают.)

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Так, что начала дрожать

(Наклоны.)

Вся земля, вся земля.

(Рывки руками.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 116)

— Рассмотрите рисунки.

— Назовите предметы.

— Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

— А какой буквой его нужно обозначить на письме? (И.)

— Выполните задание.

— Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

— Что вы узнали?

Упр. 4 (с. 117)

— Прочитайте.

— Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

— Выполните задания.

— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

— Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

2. Словарная работа

(См. ОС, с. 36.)

— Отгадайте загадку.

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Машины.)

— Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

— Придумайте предложение с этим словом.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 56)

— Прочитайте. Выполните задание.

— Как пишутся сочетания ЖИ — ШИ?

— Как пишутся сочетания ЧА — ЩА?

— Как пишутся сочетания ЧУ — ЩУ?

Упр. 2 (с. 56)

— Прочитайте.

— Найдите и подчеркните в словах изученные буквосочетания.

— Распределите слова по группам. Запишите.

— Прочитайте слова, которые записали в первую группу. Какие буквосочетания есть в этих словах?

— Прочитайте слова, которые записали во вторую группу. Какие буквосочетания есть в этих словах?

— Прочитайте слова, которые записали в третью группу. Какие буквосочетания есть в этих словах?

Упр. 3 (с. 57)

(Самостоятельное выполнение задания.)

— Назовите слова, которые вы составили.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—3 на с. 56, 57; СУ, задания на с. 57, 58; Тр., задания на с. 60—62.))

VII. Рефлексия

Диктант по картинкам

(Учитель показывает рисунки. Учащиеся записывают слова: снежинка, ёжики, ужи, часы, кувшин, щука и т. д.)

— Подчеркните орфограммы.

— Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

— Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

— Кому ещё нужно потренироваться?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!