Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Урок русского языка для 1 класса на тему «Гласные звуки»

Цели: формировать умение определять гласные звуки; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать гласные звуки и буквы, обозначающие их.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

— Что такое алфавит?

— Сколько букв в русском алфавите?

— Назовите все буквы алфавита по порядку.

— Когда вам пригодилось знание алфавита? (В словарях слова расположены по алфавиту.)

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 6 на с. 26-31; ТТ, тест 4 на с. 28-34; ПКР, задания нас. 37-41).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны буквы.)

У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И, Ь.

— Найдите лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Ь — не обозначает звука.)

(Учитель стирает Ь.)

У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И.

— Найдите лишнее. Обоснуйте свой ответ. (М — обозначает согласный звук.)

— Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О гласных звуках и буквах.)

IV. Работа по теме урока

1. Повторение

— Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв.)

— Напишите их.

— Сколько гласных звуков в русском языке? (6 гласных звуков.)

— Произнесите гласные звуки.

(На доске запись.)

Что не пролезет в самую огр..мную

Кастрюлю в мире?

В эту самую огромную кастр..лю

Запросто прол..зет что угодно:

Повар..шки, л..жки, ст..л и стулья,

Даже шк..ф поместится свободно.

Влезут кр..н подъёмный, новостр..йка,

А за ними следом — телевышка,

Не прол..зет ни за что в кастрюл..

Только её собственная... (крышка).

— Вставьте пропущенные буквы.

(Ученики по цепочке выходят к доске и вписывают буквы.)

— Что же не пролезет в самую огромную кастрюлю? {Крышка.)

— Назовите буквы, которые вы вставили.

— Что общего между ними? {Это буквы, которые обозначают гласные звуки.)

2. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 58)

— Прочитайте стихотворение.

— Найдите в стихотворении песенку ласточки. С какой интонацией она пела? Прочитайте выразительно.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

Упр. 2 (с. 58)

— Что такое форзац? А если вы забыли значение этого слова, то каким словарём можно воспользоваться? (Толковым словарем.)

— Выполните задание в парах.

— Прочитайте сведения о языке.

— Назовите первый признак гласных звуков, второй, третий.

— Давайте проверим, действительно ли при произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно.

(Учитель предлагает пропеть гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э].)

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

V. Физкультминутка

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два.

Вот и кончилась игра!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 59)

— Рассмотрите рисунки.

— Подумайте, какой гласный звук выбрал для распевки каждый участник хора.

— Какие три признака гласных звуков вы знаете? Назовите.

— Прочитайте сведения о языке.

— Назовите гласные звуки.

— Назовите буквы для обозначения гласных звуков.

Упр. 4 (с. 59)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

2. Игра

Сценка в фотографии

Одному человеку захотелось сфотографироваться.

— Только рот у меня очень большой, — смущённо сказал он фотографу. — Нельзя ли на снимке сделать его поменьше?

— Отчего же, всё можно, — сказал с пониманием фотограф. — Когда я буду снимать, вы тихонечко говорите: изюм, изюм.

Обрадовался посетитель. Сел и, как назло, забыл, что говорить. Вдруг вспомнил и стал твердить:

— Кишмиш, кишмиш...

(Ученики разыгрывают сценку в парах по ролям.)

— Как вы думаете, останется ли этот человек доволен своей фотографией?

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 30)

— Рассмотрите рисунки.

— Выполните задание.

— Назовите буквы в алфавитном порядке.

Упр. 2 (с. 30)

(Самостоятельное выполнение задания.)

(Учитель может использовать задания из пособий (см. СУ, задания на с. 28; Тр., задания на с. 28).)

VII. Рефлексия

— Какие звуки называются гласными?

— Произнесите гласные звуки.

— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что вы знаете о гласных звуках?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с удвоенными согласными. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!