Конспект занятия ко Дню птиц в детском саду. Старшая группа

Занятие на весеннюю тематику для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия: «Птичьи секреты»

Скороговорка дня:

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок — сорок морок.

Цель занятия: знакомство с особенностями жизнедеятельности различных птиц, интересными фактами о жизни птиц.

Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду, игрушечная птица (или рисунок птицы).

Часть I. Загадочная история, или Кто как поет?

Цели: развитие слухового восприятия; знакомство с голосами птиц; использование умений, связанных со звукоподражанием.

В гости к детям приходит Дуду.

Дуду. Сегодня со мной произошла удивительная история. Я стояла посреди двора и слышала голоса разных птиц, мяуканье кота и даже кудахтанье курицы. А вокруг никого не было, кроме маленькой черной птички. Откуда же слышались все эти звуки?

(Выслушаем предположения детей.)

Педагог. А может быть, Дуду по-разному слышалась одна и та же птичья песенка? Вот как об этом написал Николай Иванович Сладков в рассказе «Овсянкины советы».

Чтение.

«Песенку овсянки мы сначала и слушать не хотели: уж больно проста. Да и певица невидная: сидит неподвижно на ветке, прижмурив глаза, и поет одним голосом: „Синь-синь- синь-си-инь!" Но нам сказали, что хоть и одним голосом она поет, да о разном.

— Вы только вслушайтесь, — сказали. — Слышите?

„Синь-синь-синь-си-инь!"

И верно, вокруг синь! Как мы раньше этого не заметили! И небо синее, дымка над лесом синяя, тени на снегу — как синие молнии. А если еще и глаза прижмурить — все станет синим. Синий месяц март!

— Это еще не все, — сказали. — Послушайте-ка ее в апреле.

В апреле овсянка песенкой своей давала советы. Увидит возчика в розвальнях на раскисшей дороге и запоет: „Смени сани, возьми во-оз!"

В мае у овсянки песня та же, но совет другой. Увидит, что скотник сено коровам несет, и сразу: „Неси, неси, неси, не тру-си-и!"

— Ишь ты! — усмехается скотник. — И откуда она знает, что сено у нас к концу?

Любит овсянка возле человеческого жилья петь. Одна у нее песенка, только каждый переводит ее на свой лад».

Дуду. Выходит, овсянка одну и ту же песенку пела? Почему же ее все слышали по-разному?

Выслушаем предположения детей. Попробуем передать звуки, которые издают разные птицы, попытаемся узнать их по голосам. Возможно, и Дуду узнает своего нового знакомого или сможет разгадать таинственное происхождение услышанных ею звуков.

Аудирование «Голоса птиц». Звучит аудиозапись. Детям нужно угадать, кому принадлежат эти голоса, постараться воспроизвести услышанное ими сочетание звуков. Например: ворона — кар-кар; воробей — чик-чирик, чив-чив; сорока — ча- ча-ча; журавль — курлы-курльг, кукушка — ку-ку, синица — синь-синь-синь; снегирь — рюм-рюм-рюм; свиристель — свири-свир; клест — цок-цэц, цок-цэк.

Дуду. Ничего не понимаю, мне кажется, я слышала все эти песенки сегодня утром! А ведь птицу я видела только одну!

Педагог. Кажется, я догадалась, кого сегодня встретила Дуду. Ребята, поможете мне проверить мою догадку?

Подвижная игра «Жмурки». Выбранному водящему завязывают глаза. Игроки по очереди зовут водящего. Он может назвать имя игрока и сказать, где тот находится (по отношению к водящему — слева, справа, позади, впереди). Если в течение отведенного времени водящий никого не узнает по голосу или не сумеет определить местоположение тех, кого он узнал, ему предоставляется возможность поймать игроков.

Педагог. Видишь, Дуду, мы не только можем узнать, кто говорит или поет, но и откуда слышится звук. Скажи, откуда доносились все те звуки, которые ты слышала?

Дуду. Казалось, что все эти звуки издает маленькая птичка.

Педагог. Все сходится. Это был скворец (показывает детям и Дуду изображение скворца). Узнаешь его, Дуду?

«Не знаю, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но в его песне можно услышать и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички. А то вдруг закудахчет на дереве курица, застучит клюв аиста, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загудит детская военная труба». (Из рассказа А. Куприна «Скворцы»)

Дуду. Так вот кто на разные голоса говорил со мной! Обязательно познакомлюсь со скворцом!

Часть II. Загадки птиц и загадки о птицах

Цели: знакомство с интересными фактами из жизни птиц; использование умения разгадывать загадки логическим способом.

На прогулке к детям прилетает Скворец. Расскажем Скворцу о том, как вместе с Дуду мы разгадали его загадку.

Скворец. Молодцы! Я вижу, вы мастера разгадывать загадки. А вот я совсем не умею.

Педагог. Ребята, давайте научим скворушку разгадывать загадки.

Прослушав загадку, детям нужно не только дать ответ, но и привести свои рассуждения.

Прилетела к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.    (Ласточка.)

Домик из травы и глины под окнами и карнизами делает ласточка. О ласточках говорят, что они приносят тепло в наши края.

Птицы с длинными ногами

До весны простились с нами,

Машут крыльями вдали

И курлычут... (журавли).

Улетают на юг зимовать и курлычут длинноногие журавли.

Свил гнездо он над водой

На тростинке молодой.

Дом похож на рукавицу,

Ну а птица — на синицу.    (Ремез.)

Дом, похожий на рукавицу, вьет близкий родственник знакомой нам всем синицы (поэтому он так похож на нее) — синица-ремез.

Птицу эту народ

Потому так зовет,

Что эта птица

Зимою родится.   (Зимородок.)

Птица, название которой образовалось из словосочетания «зимою родится», — это зимородок.

Его трели любой узнаёт.

Он же песни чужие поет.

Удивительный этот певец —

Всеми нами любимый... (скворец).

Как раз сегодня ребята узнали о том, что скворец — мастер подражания голосам разных птиц.

Скворец. Приятно услышать загадку о себе! Спасибо, ребята, что показали мне, как нужно разгадывать загадки. Я тоже хочу загадать загадки знакомых мне птиц и раскрыть вам их секреты.

Вы знаете, ребята, что даже те птицы, которые не имеют голоса, тоже любят поговорить? Аисты стучат одной половинкой клюва о другую; бекасы, стремительно спускаясь вниз, распускают перья на хвосте, и воздух, проходя через них, гудит; многие птицы умеют с шумом хлопать крыльями; дятлы общаются при помощи барабанной дроби.

Разминка «Поговори со мной». Дети по очереди становятся водящими. Каждому из них нужно «сказать» что-нибудь другим игрокам так, как это делают безголосые птицы: постучать как аисты, похлопать крыльями, отстучать определенный ритмический рисунок. Игрокам нужно как можно точнее повторить «высказывание».

Скворец. Вы, ребята, молодцы! Уже многое знаете о птицах, быстро учитесь. Нам птицам тоже приходиться многому учиться: летать, добывать корм, прятаться от врагов, а еще мы учимся петь, танцевать, дарить подарки, правильно строить гнездо. Об этом вы узнаете из рассказов-задач, которые я отправил для вас по почте.

Дети прощаются со Скворцом, приглашают его в гости.

Последующая работа

На занятии по формированию элементарных математических представлений прочитаем рассказы, рассмотрим рисунки и решим задачи, присланные Скворцом. Составим свои задачи по рисункам.

• Самец крачки ищет себе пару, прогуливаясь по берегу с рыбкой в клюве. Он предлагает рыбку понравившейся самке. Приняв подарок, крачки не съедят его, а будут долго сидеть вместе, держа рыбку в клювах. Рассмотрите рисунок: сколько пар крачек сидит на берегу? Сколько птиц остались без пары? (Так же по рыбке в клюве мы можем определить, кто из одиноких птиц самец, а кто — самка.)

• Аисты разговаривают на языке танца. У каждого вида аистов свой танец. Так, черные аисты совсем не понимают белых.

Рассмотрите рисунок: сколько пар аистов может быть образовано? Нарисуйте нужное число черных и белых кружочков. Соедините полученные ответы с цифрами.

• Когда лебеди стараются защитить себя и своих малышей, они могут шипеть и громко хлопать крыльями. Но когда лебеди подыскивают себе пару, в ход идет прекрасный язык танца. Лебедь и лебедушка плывут рядом по воде, кланяются, расходятся и вновь подплывают друг к другу. (Видимо, наблюдение за лебедями позволило людям придумать много красивых танцев.) Танец так точно помогает определить, подходят ли птицы друг другу, что лебединые семьи создаются на всю жизнь!

Рассмотрите рисунок: сосчитайте, сколько лебединых пар сидит на гнезде, а сколько танцует? Где больше птиц — слева от кувшинки или справа? Запишите ответы с помощью палочек и соедините их с нужными цифрами.

• В гнезде у соловья было шесть зеленовато-серых яиц. В первый день вылупилось два птенца, во второй — один. Остальные птенцы вылупились на третий день. Дополните схему по условию задачи. Сколько птенцов вылупилось в третий день?

• Строительство гнезда — очень непростое дело. Так, ласточки строят гнездо вместе, используя для этого самые разные материалы: веточки, пух, глину. Попробуем представить себе, как работали ласточки над строительством гнезда. Запишем условие задачи в таблицу. Сколько веточек вместе принесли ласточки утром, днем, вечером?

• Горячая пора наступает для птиц, когда в гнезде появятся птенцы. Если сравнить, сколько всего съедают птенцы, с тем, что кушаете вы, то можно сказать, что родители подают им 50 завтраков, 30 обедов и 40 ужинов! Птенчики очень быстро растут, и уже через две недели они будут самостоятельно выбираться из гнезда и учиться летать. Придумайте задачу о птицах-родителях, приносящих корм своим малышам. Нарисуйте ее условие. Какие вопросы можно придумать? (Сколько червячков принесла каждая птица за один раз? Сколько всего червячков принесла мама? Сколько всего червячков принес папа? Сколько червячков получил каждый малыш? (И т. д.))

Рассмотрите рисунок: кто, кроме птиц, также появляется на свет из яйца?

Поглядите, это кто же

Появился из яйца?

Весь зеленый, не похожий

На обычного птенца!

Мы ему сказали: «Здравствуй!» --

Он открыл свой клюв зубастый!

С. Пшеничных

Автор: Тимофеева Л.Л.

Похожие статьи:

Пластическая зарисовка для детей 5-6 лет

Весенний утренник в старшей группе детского сада

Праздник Весны в старшей группе. Сценарий

Прогулка в весенний лес в старшей группе. Сценарий

Инсценировка на весеннюю тему для дошкольников в детском саду

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!