Игры на развитие математических способностей 3-4 лет

Игры на развитие математического мышления у младших дошкольников в домашних условиях

Много. Мало. Нисколько

❀ Познакомьте ребенка с этими понятиями, используя окружающие предметы. На одной полке много книг, а на другой их мало. В парке обратите внимание ребенка на то, что по дорожкам гуляет много детей, растет много деревьев, а домов совсем нет. Гуляя с ребенком вечером, спросите, много ли звезд на небе.

❀ Ребенок разбросал игрушки. Как много у него игрушек! Просите его убрать их в ящик. Он выполняет вашу просьбу, но убирает не все? Осталось мало. Отдыхает, затем убирает все. Не осталось нисколько.

Разные по величине предметы

❀ Знакомьте ребенка с окружающими предметами: большой, маленький мяч; большое, маленькое дерево; большая, маленькая машина.

❀ Предложите ребенку выбрать из двух одинаковых предметов большой или маленький. Например: принести большую куклу, маленький мяч, большого медведя.

❀ Или поставить на стол две большие чашки и одну маленькую.

❀ Пусть ребенок из двух палочек выберет более длинную, из двух деревьев более высокое.

❀ Совместите палочки по длине и попросите ребенка показать, насколько одна палочка длиннее другой. Объясните сами, если ребенок не смог ответить, а потом проверьте, понял ли он.

❀ Аналогичное задание по сравнению ленточек, шнурочков, поясов.

Одинаковые по величине предметы

❀ Знакомьте ребенка с одинаковыми по величине предметами: конфеты в фантиках, фломастеры, листы бумаги в тетрадках.

❀ Предлагайте ребенку самому придумать примеры одинаковых по величине предметов.

Знай свое место

❀ Число игроков от пяти до десяти. Каждый малыш выбирает себе цифру от 1 до 10. Ведущий просит детей запомнить свое число. Вместе с детьми перед началом игры повторяет счет от 1 до 10. Затем просит детей занять свои места по порядку выбранных ими чисел. Для наглядности игры можно раздать детям вырезанные из бумаги или картона цветные цифры.

Обучение счету

❀ Число игроков не ограничено. Ведущий собирает детей вокруг себя и повторяет с ними счет от 1 до 10.

❀ Затем просит их внимательно следить за тем, какие движения он делает и сколько раз. Например, три раза хлопает в ладоши, четыре раза приседает, шесть раз кружится... Дети должны назвать правильное число.

❀ Если дети еще неуверенно считают, ведущий должен медленно проделывать все движения, негромко просчитывая их вместе с детьми.

❀ Усложнить игру можно тем, что ведущим становится один из детей.

Пирамидка

Необходимый инвентарь: кубики.

❀ Игра для мамы и ребенка или двух-трех детей.

❀ Игроки по очереди ставят кубики друг на друга, каждый раз считая от начала: один кубик, два кубика, три кубика и т. д. Проигрывает тот игрок, после которого пирамидка обвалилась.

Пуговицы

Необходимый инвентарь: крупные пуговицы или маленькие кубики.

❀ Игра для мамы и ребенка или двух-трех детей.

❀ На игровом поле выкладывается 10 или 15-20 (каждый раз можно увеличивать количество предметов) пуговиц или кубиков. Каждый игрок по очереди берет по одной пуговице (затем по две, но не больше трех). Вместе со взрослым ребенок считает, сколько пуговиц он взял, сколько у него получилось в сумме и сколько пуговиц осталось.

❀ Игра позволяет обучить ребенка прямому и обратному счету, навыкам сложения и вычитания.

Я знаю пять имен

Вариант 1

Необходимый инвентарь: мяч.

❀ Каждый ребенок, по очереди отбивая мяч от стены (в классическом варианте нужно отбивать мяч от земли, но трехлетнему ребенку еще сложно справиться с таким заданием), произносит: «Я знаю пять имен девочек (или пять животных, или пять названий цветов, или пять сказочных героев...): Маша —раз, Таня — два, Света — три, Катя — четыре, Оля — пять» и т. д.

❀ Не надо торопить ребенка, можно немного ему помочь. Если в игру играют несколько детей, можно попросить их о помощи.

❀ Со временем правила игры должны быть усложнены: если игрок делает долгую паузу или ошибается, то мяч переходит к другому ребенку.

Вариант 2

Необходимый инвентарь: камешки, шишки, ведро или корзинка.

❀ Этот вариант подходит для игры дома и на улице. Каждый ребенок должен собирать камешки или любые другие мелкие предметы, игрушки и, бросая их в ведерко, произносить: «Я знаю пять имен...».

Один, два, три, четыре, пять...

❀ Дети выстраиваются в линейку. Ведущий просит их делать столько шагов, сколько он им покажет на пальцах или с помощью каких-нибудь предметов (игрушек).

❀ Затем игру можно усложнить введением графического изображения чисел и таким образом обучать детей визуальному восприятию чисел.

Планета чисел

Необходимый инвентарь: крупные карточки с числами от 1 до 10.

❀ В зависимости от того, где вы проводите эту игру — дома или на улице, разместите карточки с цифрами на мебели, ковре, в разных комнатах или на качелях, скамейках и горке.

❀ Дети должны найти все цифры от 1 до 10.

❀ Если ребята уже достаточно хорошо освоили порядок счета, то можно предложить им составить карту планеты чисел. Маршрут по ней должен пролегать в прямом (а потом и в обратном) порядке счета. Например: под номером 1 на планете чисел расположена огромная гора (на самом деле — это перевернутый стул), путь к числу 2 пролегает через горный ручей (протянутая по полу скакалка) и т. д.

Сделай три шага

❀ Все дети выстраиваются в линейку. Обозначается финишная прямая. Ведущий просит их внимательно слушать и выполнять его задания.

❀ Например: «Вы должны сделать три шага вперед». Ждет, пока дети выполнят эту операцию. «Затем делаете два шага направо». Наблюдает за ходом движений. «Один шаг назад», «Пять шагов вперед» и т. д.

❀ Выигрывает тот, правильно выполнил все задания и первый пришел к финишной прямой.

Кто быстрей найдет

Необходимый инвентарь: большие карточки с числами от 1 до 10.

❀ Расклейте карточки с числами на стенах, на шкафу, диване и т. д. Запустите детей в комнату, позвольте им внимательно всё осмотреть и запомнить, где расположены карточки с цифрами.

❀ Затем попросите детей искать карточки с цифрами, при этом называйте числа в разном порядке.

Озорные прятки

Усвоение числового ряда, развитие внимания

Необходимый инвентарь: карточки с цифрами от 1 до 10.

❀ Взрослый выкладывает из карточек цепочку чисел, пропуская несколько из них. Например: 1, 4, 5, 7, 8, 10. Задача ребенка — назвать пропущенные числа.

❀ Вторым этапом игры можно предложить ребенку выстроить числа в обратном порядке.

❀ Третий этап сложности: убрать карточки и проделать все то же на слух.

Заколдованная картинка

Необходимый инвентарь: любая иллюстрация из детского журнала.

❀ На выбранной вами иллюстрации «спрячьте» числа (нарисуйте их в разном порядке, можно повторять одну и ту же цифру несколько раз).

❀ Попросите ребенка найти цифры от 1 до 10. Затем — от 10 до 1. Если вы нарисовали по несколько одинаковых чисел, попросите ребенка найти, например, четыре четверки и т. д.

❀ Игра активно помогает закрепить знания о числах, способствует развитию внимания.

Волшебный мяч

Закрепление навыков счета

Необходимый инвентарь: мяч.

❀ Количество игроков не ограничено. Дети должны передавать друг другу мяч и считать по порядку от 1 до 10. Условие — нельзя говорить, например, число 3, вместо этого нужно подпрыгивать.

❀ Задачу можно усложнить, введя не одно, а два запрещенных числа.

Много троих, хватит двоих

Игра помогает закрепить навыки элементарного счета. Развивает навыки синхронности действия физической и умственной деятельности

❀ Дети становятся парами друг за другом, лицом к центру круга. Игру начинают двое, один из которых — водящий, он стоит в двух-трех шагах сзади того, кто убегает от него.

❀ Убегающий ребенок три раза хлопает в ладоши и после третьего хлопка бежит от водящего вдоль круга. Чтобы не быть пойманным, он должен встать впереди какой-нибудь пары. Прежде чем остановиться, он должен посчитать: «Раз, два, три. Много троих, хватит двоих». Тот, кто в этой паре стоял последним, должен убегать от водящего.

❀ Если водящему удалось поймать убегающего, то они меняются ролями.

❀ По правилам игры нельзя пробегать через круг, убегающему нельзя бегать больше, чем два круга.

Календарь

Эта длительная игра поможет ребенку закрепить навыки счета, зафиксировать в памяти графическое написание чисел.

Получить знания о времени, о понятиях дня, недели, месяца, года.

❀ Совместно с ребенком смастерите календарь.

Первый способ: отрывной календарь

❀ Большой лист бумаги надрезаете (не до конца!) на 7 полосок одинаковой ширины. Каждую полоску надписываете названиями дней недели — от понедельника до воскресенья. Можно эти полоски разукрасить разными цветами: понедельник — зеленым, вторник — синим... как вам захочется. Или в соответствии с цветами радуги (помните? «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

❀ Делаете таких листов с полосками четыре штуки — на каждую неделю. Напишите числа месяца. Получится своеобразный календарь.

❀ Календарь приклеиваете на стенку в доступном для ребенка месте, чтобы он каждый день мог отрывать по листочку.

❀ Ребенок будет знать, какой день недели наступил, какое число. Вместе с ним вы можете посчитать, сколько дней осталось до... к примеру, его дня рождения или Нового года.

❀ Параллельно ребенок будет повторять цвета.

Второй способ: традиционный настенный календарь

❀ Расчертить лист (лучше формата АЗ) на 31 (или 30 — в зависимости от месяца) квадратик. Заполнить его числами и днями недели. Можно разукрасить дни недели по цветам. Вверху крупно подписать название месяца.

❀ И каждый день читать, и не только название месяца и дня недели, но и повторять числа, поскольку каждая клеточка пронумерована.

Фантики

Эта подростковая игра вполне пригодна и для трехлетних детей. Она поможет закрепить навыки элементарных математических операции

❀ Необходимо подготовить три вида фантиков от конфет. У каждого вида свое число. Для начала самые простые: «один», «два», «три». Затем вводите более сложные числа.

❀ Игра состоит из раундов. В начале каждого раунда (играют двое) делаются ставки таким образом, чтобы суммы поставленных на кон предметов были равны.

❀ Фантики складываются стопкой, все рисунком вверх (это важно). После этого выбирается, кто будет «бить» первым.

❀ «Бьющий» первым делает хлопок ладонью по стопке фантиков. Фантики подпрыгивают вслед за ладонью, часть из них переворачивается обратной стороной. Эти игрок забирает себе и продолжает «бить» дальше. Если ни один из фантиков не перевернулся, ход переходит сопернику. «Бьют», пока все оставшиеся фантики не перевернутся. На этом раунд заканчивается и ведется подсчет чисел заработанных фантиков. Выигрывает тот игрок, у кого сумма больше.

❀ Перед игрой фантики можно раздать поровну.

❀ Играть лучше на полу, а не на столе, так как пол достаточно жесткий и не резонирует при ударах. Лучше покрытие из линолеума, на худой конец подойдет и палас. Бить следует не сильно.

Вожжи

С помощью игры ребенок закрепляет порядковый счет, формирует пространственное воображение

Необходимый инвентарь: лист бумаги и две ручки разного цвета.

❀ Игра для двух участников.

❀ На листе ставятся несколько точек, которые нумеруются в произвольном порядке. Игроки по очереди тянут «вожжи» (кривые линии) от одной точки к другой по порядку нумерации так, чтобы линии не пересекались и не касались друг друга.

❀ Игрок, который не смог провести линию, получает очко. Выигрывает набравший меньше очков.

Крестики-нолики

Закрепляются навыки счета, пространственного мышления. Тренируется логическое мышление

Необходимый инвентарь: бумага в клетку, шариковые ручки или фломастеры.

❀ Всем хорошо известная игра. В квадрате 3x3 см играющие по очереди ставят свой знак — крестик или нолик. Выигрывает тот, кому удалось выстроить три знака на одной линии — вертикальной или горизонтальной.

❀ Чтобы разнообразить игру на некоторое время, можно ввести дополнительное правило — первому игроку нельзя занимать центральную клетку.

Автомобильные номера

Вариант 1

❀ В игру с удовольствием играют и дети, и взрослые, чтобы скоротать время в автомобильной поездке. Желательно, чтобы за окном был постоянный поток меняющихся автомобилей.

❀ Ребенок вместе со взрослым должны находить в потоке машин номера с последовательными числами от 1 до 10. Например, начинаем игру — смотрим номера машин, пока не увидим на одном из них «1», говорим: «Я вижу цифру 1», потом стараемся отыскать «2» и т. д.

❀ Игра довольно долгая, но время пролетит незаметно!

Вариант 2

❀ Для двоих-троих игроков или команды папа, мама, ребенок.

❀ Игра помогает развить навыки устного счета. Хорошо подходит, чтобы скоротать время в автомобильной пробке или просто в неторопливой поездке на транспорте.

❀ Каждый игрок выбирает себе машину из ближайших соседей по пробке, номер которой хорошо виден. Все цифры номера складываются, если получилось двузначное число, то его цифры складываются опять, и так далее, пока результат не будет однозначным. У кого результат больше, тот и победил.

❀ Забавно, что предсказать результат по исходному номеру практически невозможно.

❀ Ну, а что победитель требует от побежденного — это уж как фантазия подскажет.

❀ Если командная игра не получается, то можно просто вместе с ребенком поскладывать цифры номеров рядом стоящих автомобилей.

Номера

Игра помогает развить устный счет

❀ Для двоих игроков.

❀ У каждого игрока должны быть какие-нибудь билеты (например, в кино, автобусные и т. п.), на которых стоит номер из нескольких цифр. По очереди называют цифры из номера по порядку, начиная с первой. Например, у взрослого номер «203196», у ребенка — «167890». Обычно стараются не показывать номера друг другу, так интереснее.

❀ Итак, взрослый говорит «2», ребенок называет свою первую цифру — «1». У взрослого преимущество на единицу, так как 2 больше 1. Поэтому взрослый получает от ребенка какой-нибудь бонус: конфетку, семечку и т. п. Играть можно и на щелчки (мы так и делали).

❀ Смотрим дальше: у взрослого — «О», у ребенка — «6», он получает от взрослого бонус или дает шесть щелчков и т. д.

❀ Игра получается тем интереснее, что билеты достаются каждому случайно и номер предугадать нельзя — какой достался, с тем и играешь.

❀ Играть веселее не на предметы, а на действия — например, нужное количество раз обежать вокруг стола или комнаты, подпрыгнуть на месте и т. д. Мало ли что можно придумать!

Лестница

❀ Собираясь на прогулку или возвращаясь с нее, не спешите заходить в лифт — воспользуйтесь лестницей.

❀ Шагая по лестнице, можно:

♦ считать ступеньки (можно даже специально нарисовать мелом числа на ступеньках);

♦ ознакомиться с понятиями «вверх», «вниз»;

♦ с понятиями «выше», «ниже»;

♦ освоить счет через один (с поддержкой взрослого прыгать через ступеньку);

♦ освоить обратный счет (пройти по лестнице назад).

Автобус

❀ Стулья расставляются друг за другом — это сиденья в автобусе. Один стул — водительское место.

❀ На каждый стул скотчем приклеивается круг с номером (в зависимости от степени развития навыков счета и количества стульев, используемых в игре).

❀ «Пассажирам» выдаются «билеты» с номерами мест. Дети должны занять указанное в билете место. Когда все пассажиры расселись, водитель проверяет билеты: все ли на своих местах?

❀ Водитель занимает первый стул, и автобус отправляется в путь. На остановке пассажиры выходят.

❀ По аналогии можно играть в самолет, поезд.

❀ Такую игру очень удобно использовать во время праздника, дня рождения со сценарием как переход от одной части праздника к другой: поехали, остановка — вышли, поиграли — сели, поехали дальше.

Учим цифры

❀ На коробки из-под обуви, игрушек наклейте по цифре — это будут «гаражи» для машинок. Такие же цифры приклейте скотчем на машинки.

❀ Ребенок должен развезти все машинки по своим гаражам.

Фигуры

Игра способствует развитию мелкой моторики

Необходимый инвентарь: пенопластовая или пробковая доска, выпуклые кнопки, цветные резинки, карточки с геометрическими фигурами.

❀ С помощью игры ребенок освоит понятия «точка», «отрезок», «вершина», познакомится с построением геометрических фигур.

❀ Ребенок выбирает карточку с геометрической фигурой, считает, сколько у фигуры вершин, и берет соответствующее число кнопок. Затем накалывает кнопки на доску и натягивает на кнопки резинку таким образом, чтобы получилась геометрическая фигура, нарисованная на карточке.

Копилка

Необходимый инвентарь: коробочка, несколько монет разного достоинства.

❀ Сосчитайте вместе с ребенком приготовленные монеты. В коробочке сделайте прорезь. Покажите ребенку, как складывать монетки в коробочку через эту прорезь.

❀ Вот увидите — ребенку очень понравится скидывать туда монетки, а потом открывать коробку, высыпать, считать монетки и начинать все заново.

Группирование

В процессе игры ребенок освоит группирование предметов по признаку

❀ В игре используются все имеющиеся в доме игрушки, аксессуары и предметы. Группируйте их вместе с ребенком по признаку «красный», по признаку «прямоугольный», по признаку «маленький», по признаку «игрушка» и т. д.

❀ Затем можно группировать по признакам «вкус» (сладкий, горький, кислый, соленый), «запах» (есть или нет), «температура» (ледяной, холодный, теплый, горячий, обжигающий).

❀ Объединять в группы растений (цветы, кусты, деревья), плодов (овощи, фрукты, ягоды), животных (птицы, рыбы, звери).

❀ Такой навык поможет ребенку охарактеризовать какой угодно предмет. Например, медведь — это: живая природа, животное, коричневого цвета, большого размера, теплое, дикое, живет в лесу, засыпает на зиму.

Как стать коллекционером

❀ Коллекционирование — не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные предметы, ребенок учится определять, что их объединяет и чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребенка, знакомить с окружающим миром.

❀ Приготовьте несколько коробок из-под конфет, 5-10 прозрачных баночек, пластиковых баночек из-под фотопленки и т. д.

❀ Можно коллекционировать камешки, ракушки, соцветия разных деревьев и цветов, семена, листья. Для более старшего возраста подойдут марки, открытки, значки и т. д.

❀ Каждую ячейку, баночку коллекции нужно пронумеровать, нарисовать на крышке те растения, семена и плоды которых хранятся в баночке.

Математика в лесу

❀ На прогулке в лесу можно заняться математикой. Легко можно освоить или закрепить, повторить понятие десятка — собрать несколько десятков шишек или камешков, посчитать сосны и березы.

Геометрия на асфальте

❀ Песчаные и асфальтовые площадки подойдут для занятий геометрией.

❀ Можно чертить палочкой или мелом, а если соберется несколько детей вместе, предложите им самим «превратиться» в геометрические фигуры — протягивая друг другу веревочки, дети смогут составить треугольник, квадрат, ромб...

❀ Если вы захватите из дома рулетку или складной метр, можно заняться измерением расстояний, расчетом периметров и площадей (например, площадки для строительства замка).

Учим ребенка сравнению

Вариант 1

❀ Игра учит ребенка сравнению, закрепляет понятия «право», «лево», «ниже», «выше», «верх», «низ», «вертикальный», «горизонтальный» и т. д.

❀ Возьмите лист бумаги и разделите его вертикальной чертой на две части. Посадите ребенка рядом. Правая половина листа ваша, левая — ребенка (или наоборот). Объясните основное правило игры: ребенок должен повторить ваши действия в точности.

❀ Для начала пригодятся самые обычные предметы, которыми мы пользуемся ежедневно, например, чайные ложки (они должны быть совершенно одинаковыми).

❀ Вы начинаете. Положите ложку на середину листа строго вертикально. Сможет ли ребенок сделать то же самое, не ошибившись?

❀ Несколько раз поменяйте расположение предмета: вертикально у правой стороны листа, у левой, горизонтально посередине, горизонтально у верхнего края листа, у нижнего, по диагонали справа налево и слева направо.

❀ Если ребенку легко дается это задание, можно взять сразу несколько предметов. Не убирайте ваш образец до тех пор, пока ребенок не закончит работу.

❀ При неточности попросите ребенка описать расположение его и вашего предмета — только так он сможет заметить ошибку и исправить ее.

Вариант 2

❀ Вырежьте из плотного картона пары одинаковых геометрических фигур: два квадрата, два треугольника, две трапеции, два ромба, два прямоугольника, два круга, два овала.

❀ Теперь ту же самую игру проведите с геометрическими фигурами. Это позволит не только выучить их названия, но и усложнить варианты расположения. Так, например, треугольник можно не только перемещать в разные углы, но и вращать вокруг своей оси, направляя вершину вверх или вниз, переворачивать обратной стороной вверх.

Вариант 3

❀ Возьмите две одинаковых буквы или цифры из набора магнитной азбуки или кубиков. Назовите их. После этого снова попросите ребенка в точности повторить ваши действия. Каждый раз при новом расположении называйте букву или цифру.

❀ Перемещая фигуры, чуть-чуть наклоняйте их, но не переворачивайте и не кладите «вверх ногами», чтобы у малыша не закрепилось неправильного представления о них. Это поможет вашему ребенку быстрее выучить все буквы и цифры.

Вариант 4

❀ Немного измените правила игры. Ребенок закрывает глаза, вы в это время создаете на левой и правой половинах похожее, но не одинаковое расположение предметов, букв, цифр. Открыв глаза, ребенок должен увидеть разницу и исправить ее.

❀ При выполнении всех вариантов заданий учите ребенка последовательности, например, начинать сравнивать все предметы сверху вниз. Это не только поможет не пропустить ошибку, но научит определенному порядку в действиях.

Вариант 5

❀ На начальном этапе лучше учить сравнению на основе раскладывания различных предметов и изображений — это легче, чем на рисунке, ведь если ребенок что-то неправильно повторил за вами, ему придется или стирать сделанное, или все изображать заново. Но после нескольких тренировок все же стоит перейти к рисованию.

❀ Начните с самого простого: прямых, волнистых, ломаных линий, спиралей, кружочков, домиков и т. д. Постепенно вводите написание слов и чисел. Иногда можно комбинировать несколько видов изображений, например, волнистая линия, короткое слово, маленький домик.

❀ Пусть малыш перед выполнением задания сначала опишет словами ваш рисунок и только потом приступает к самостоятельной работе. Не пугайтесь, если ребенок не сможет рассказать, что и как вы изобразили, задайте ему наводящие вопросы: «Вертикально или горизонтально идут линии?», «Сколько их?», «Одинаковое ли расстояние между ними?», «С какого места на листе начнешь рисовать?».

Автор: Наталья Коскова

Похожие статьи:

Конспект игры по математике во 2 младшей группе

Геометрические игры для дошкольников

Дидактические игры для детей 5-6 лет по математике

Математические упражнения для детей 4-6 лет

Конспект математической игры во второй младшей группе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!