Математические упражнения для детей 4-6 лет

Обучение дошкольников счёту

Счет и цифры. Игровые упражнения

Понятие числа - основа математики. Числа окружают нас всюду. Пересчет предметов - один из приемов, помогающих ребенку освоить счет. Вы можете ежедневно обращать внимание ребенка на что-то, что можно посчитать: игрушки, пуговицы, пальцы на руке, ступеньки лестницы и т. д. Цифры - письменное выражение чисел тоже повсюду вокруг нас — номера страниц, домов, автобусов, дни календаря и т. д. Знакомство со счетом и цифрами проще проводить, используя дидактический материал. Хорошо, если дома у вас будут карточки с изображением цифры, обозначающей число, и предметов в количестве, соответствующем данному числу, счетные палочки, объемные цифры, геометрические фигуры.

Знакомя ребенка со счетом, желательно объяснять способ получения каждого нового числа. Объяснение обязательно должно быть наглядным. Расставьте в ряд одинаковые предметы (наглядный материал), показывайте их ребенку рукой или указкой, начиная с первого, расположенного слева, и одновременно последовательно называйте числа, соответствующие данному предмету. Объясните малышу, что счет предметов, расставленных в ряд, ведут слева направо, начиная с самого крайнего слева, а чтобы разложить предметы для счета надо брать их правой рукой и раскладывать тоже слева направо. Называйте числа четко и в строгой последовательности, не произнося названия самих предметов. После того, как вы назовете число последнего в ряду предмета, обведите движением руки весь ряд и спросите: «Сколько?». Пусть ребенок ответит на вопрос. Подводя итог счета, вы можете назвать предметы: «Всего пять матрешек». Обратите внимание малыша на следующую деталь: при счете первый в ряду предмет называют словом «один», а не «раз», как в быту или считалках.

Сколько?

Продемонстрируйте ребенку наглядно значение чисел на простейших примерах: покажите ему, считая вслух, 5 пальце, 2 руки, 2 игрушки и т. д. Предложите ему сосчитать те же предметы. Пересчитывайте предметы окружающей обстановки и очень скоро он поймет, что означают числа 1, 2, 3, 4, 5.

Шарики

Для игры понадобятся наборы цветных шариков разного цвета. Выложите перед собой на столе ряд из трех синих шариков. Предложите ребенку выложить столько же шариков красного цвета. Покажите ребенку, как использовать прием приложения (предметы выкладываются рядом, таким образом сразу становится заметна разница в их количестве). Используя этот прием, ребенок должен убедится, что он выложил нужное количество красных шариков, и что шариков синего и красного цвета поровну. Измените расположение красных и синих шариков, уменьшая или увеличивая расстояние между шариками одного цвета. Задайте ребенку вопрос, каких теперь шариков больше? Пусть ребенок убедиться, что несмотря на перемены в расстоянии между шариками их по прежнему осталось поровну. Пусть обоснует свой ответ.

Листья

На прогулке соберите два небольших букета листьев. Предложите ребенку определить, в каком букете больше, а в каком меньше листьев. Ребенок может предложить разложить листья в два ряда один под одним, или наложить листья одного букета на листья другого. Затем посчитайте. Сколько листьев в каждом букете и на сколько в каком больше (меньше) листьев, чем в другом.

Камешки

Игру можно проводить на прогулке. Участвует двое детей. Дети садятся на скамейку. Перед ними выкладывают две кучки из 10 камешков. По сигналу дети должны перл ожить камешки в ведерко для песка. Тот, кто сложит первым, считается выигравшим. Посчитайте камешки в ведерках. У кого меньше? На сколько больше камешков у победителя? Выложите камешки из разных ведерок в два ряда друг против друга, чтобы увидеть разницу в количестве методом приложения.

Счет с мячом

Перебрасывайтесь с ребенком мячом, на каждый бросок называя число от 1 до 10. Используйте прямой и обратный счет. Со временем убыстряйте темп.

У кого больше ног

Разложите на столе игрушки: собачка, цыпленок, рыбка, паучок, божья коровка. Предложите ребенку расставить игрушки по порядку, в зависимости от того у кого из животных больше ног. Первой должна стоять игрушка, у которой меньше всех ног, последней — у которой ног больше всех. Когда ребенок расставит игрушки, пусть объяснит, у кого сколько ног и почему он расставил игрушки именно так.

Используйте упражнения со счетными палочками

Упр.1. Вы читаете ребенку стихи, а он выкладывает поочередно столько счетных палочек, сколько вы называете предметов:

Таня утром рано встала,

Всех матрешек посчитала:

Две матрешки на окошке,

Две у бабушки в лукошке,

А еще одна в углу

Задремала на полу.

Пусть малыш пересчитает счетные палочки и назовет сколько их всего.

Упр.2. Вы хлопаете в ладоши, а ребенок выкладывает счетные палочки — сколько хлопков, столько и палочек.

Используйте дидактический материал для дошкольников - карточки с разным количеством предметов

Упр.1 Задайте ребенку следующие вопросы к карточке:

Сколько шариков на карточке? (Один).

Сколько пирамидок на карточке? (Две).

Чего больше, шариков или пирамидок?

Учите ребенка сравнивать количество предметов.

Сколько?

Больше, меньше, поровну. Посчитайте вместе с ребенком группы игрушек, называя при этом последнее число и сравнивайте их (7 и 2, 2 и 3, 3 и 4). Пусть ребенок ответит на вопросы: Сколько кукол? Сколько мишек? По скольку кукол и мишек? Чего больше (меньше)?

Рассаживаем гостей

Играя в куклы, рассадите их на стулья. Стульев должно быть больше, чем кукол. Обратите на это внимание ребенка: «Один стул лишний, стульев больше, чем кукол». Пусть малыш уберет лишний стул. Отметьте: «Теперь кукол и стульев поровну». Проиграйте обратную ситуацию, когда кукол больше чем стульев (в гости пришла еще одна кукла). Добавьте еще один стул. Сопровождайте действия аналогичными комментариями.

Зайчики и морковки

Для игры понадобятся карточки с изображениями зайчиков и морковок. Карточки с морковками должны быть по размеру меньше, чем карточки с изображением зайчиков. Попросите ребенка раздать зайчикам по одной морковке — наложить карточки. Задайте ему вопросы: «Сколько зайчиков?», «Сколько морковок?». Если картинок поровну, ответ должен выглядеть следующим образом: «Морковок столько же, сколько зайчиков. Каждому зайчику дали по морковке». Проиграйте разные варианты: зайчиков больше, а морковок меньше и наоборот.

Пары

На прогулке предложите ребенку посмотреть вокруг и найти парные предметы: два крыла и две лапки у птичек, два глаза и два уха у кошек, два столба у качелей. Спросите у ребенка чего у него самого по два? Две руки, две ноги, два глаза и т. д. Они одинаковые, их по два, это — пары.

Куклы и мишки

Предложите ребенку расставить кукол и мишек парами (как если бы они собирались танцевать). Задайте ему следующие вопросы: «По сколько игрушек в паре? Кого больше (меньше) или поровну?»

Всем по игрушке

Играет группа детей. На полу раскладывают четыре обруча, в каждом обруче определенное количество игрушек от 1 до 4. Дети под музыку бегают вокруг обручей, когда музыка прекращается, они должны встать в обруч и взять игрушки. В каждом обруче стоит столько детей, сколько лежало игрушек. Посчитайте, сколько всего игрушек и детей, скольким игрушки не достались.

Парные карточки

Дайте ребенку карточки с картинками, на которых изображены один или два предмета. Точно такой же набор карточек разложите на столе, тыльной стороной вверх. Ребенок должен разложить свои карточки перед собой и, открывая по очереди карточки, перевернутые тыльной стороной, найти картинки, которые образуют пару с его картинкой. Обе карточки ребенок откладывет в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока он не подберет пары всем картинкам.

Упр.1. Карточка-раскраска со следующим рисунком: 2 прямоугольника - в верхнем 3 кружка, нижний - пустой.

Задание: посчитать кружки и нарисовать в пустом прямоугольнике столько же кружков.

Упр.2. Карточка-раскраска такая же, но в верхнем прямоугольнике 4 мяча. Задание — посчитать мячи и нарисовать столько же в пустом прямоугольнике.

Вопрос: Сколько треугольников? Сколько мячей? Чего больше (меньше)?

Упр. 3. Предложите ребенку положить в ряд 3 синих кружка, а под ними 2 красных. Задайте вопрос: «Каких кружков больше: синих или красных?». Добавьте еще один красный кружок. Что теперь можно сказать о красных и синих кружках? Вывод - их поровну. Красных кружков столько же, сколько синих. По три кружка каждого цвета. Как мы получили число 3? К двум кружкам добавили один.

При знакомстве ребенка с цифрами хорошо будет выучить стихи о цифрах, они есть во многих детских книжках. Чтобы закрепить полученные знания, обращайте внимание ребенка на цифры, присутствующие в окружающей обстановке. Обязательно используйте дидактический материал — картинки с цифрами и соответствующим количеством предметов. Вам помогут следующие упражнения:

Упр.1. На карточке в начале ряда незакрашенных предметов стоит цифра, от 1 до 5, в порядке возрастания в каждом Последующем ряду. Всего таких рядов 5. Нужно закрасить в каждом ряду столько предметов, сколько обозначает цифра.

Упр. 2. Используйте картинку-раскраску, на которой зоны разного цвета обозначены цифрами; красный — 1, зеленый — 2 ит. д.

Упр. 3. Используйте картинку, на которой изображены одинаковые цветы с разным количеством лепестков. Предложите ребенку сосчитать лепестки и написать нужную цифру в серединке каждого.

Упр. 4. Нарисуйте поезд из 10 вагончиков. Пронумеруйте вагончики цифрами от 1 до 10, пропуская некоторые. Пусть ребенок пересчитает вагончики и проставит недостающие цифры. Можете нарисовать несколько поездов, с разными пропусками.

Упр. 5. Разложить карточки с цифрами на картинки с соответствующим количеством предметов.

Игра с карточками

Вам понадобится два вида одинаковых предметных карточек с изображением ягод — вишенок и клубничек (или других предметов), а также карточки с цифрами от 1 до 10. Предложите ребенку разложить карточки следующим образом: в верхний ряд положить столько вишенок, сколько обозначает эта цифра - показываете ребенку цифру 2. В нижний ряд под вишенками положить столько же клубничек. Сколько клубничек положили? Добавить в нижний ряд еще одну клубничку. Сколько клубничек стало? Пусть ребенок выберет и покажет соответствующую цифру — 3. Что надо сделать, чтобы вишенок и клубничек стало поровну? Ребенок добавляет еще одну вишенку. Сколько теперь вишенок и сколько клубничек? Ребенок показывает цифру 3.

Эту же игру можно проводить с любыми другими предметными карточкам, числами и цифрами, тренируя ребенка в запоминании цифр и счете.

Игра с цифровыми карточками

Вам понадобятся карточки с изображением цифр от 1 до 10. Вы показываете ребенку цифру, а он должен назвать ее, принести соответствующее количество предметов, посчитать их, раскладывая в ряд слева направо, и назвать итоговое число, соответствующее цифре. Потом поменяйтесь с ребенком ролями — он показывает цифру, а вы приносите нужное количество предметов. Ребенок может проверять правильность ваших действий, считая предметы сам.

Игра с цифровыми карточками (2).

Игра для группы детей от 4 до 6 человек. Для игры понадобятся два набора карточек с цифрами от 1 до 5. Их перемешивают и раскладывают на столе цифрами вниз. Каждому участнику присваивают номер от1 до 6. Ведущий (взрослый) бросает игральный кубик, тот ребенок, чей номер выпал, переворачивает любые две карточки. Если ему повезло, и он открыл две одинаковые цифры, он оставляет их себе. Выигрывает тот, кто соберет большее количество пар.

Игра с набором кубиков

Игру проводите с ребенком, разложив на детском столике набор кубиков разного цвета и карточки с цифрами. Ребенку дается следующее задание: поставить один желтый кубик, а рядом справа — друг на друга зеленый кубик. Что можно сказать про зеленые кубики? Зеленых больше, чем желтых. Как сделать, чтобы кубиков было поровну — по одному? Надо убрать один зеленый кубик. Какой цифрой обозначим количество желтых кубиков? Зеленых кубиков? — Цифрой 1. Покажи карточку с этой цифрой. Далее следует новое задание: поставить два желтых и два зеленых кубика. Какой цифрой можно обозначить количество желтых кубиков? Красных кубиков? Подбери карточку с этой цифрой. Затем попросите ребенка убрать один желтый и один зеленый кубик. Попросите его теперь обозначить цифрой общее количество желтых и зеленых оставшихся кубиков и показать карточку с этой цифрой — цифра 2.

Игра для группы детей

Пропуск

Посреди комнаты ставят ворота (можно из стульев). Один из играющих будет стоять в воротах и проверять пропуска. Разложите на столе карточки с цифрами и карточки с разным количеством звездочек на них. Карточки подобраны по числу играющих детей. Дети разбирают карточки. Далее они должны посмотреть карточки друг у друга и образовать пары — карточка с цифрой образует пару с карточкой, у которой количество звездочек соответствует данной цифре. Только эти пары проходят в ворота.

Отсчитай столько же

У ребенка в руках мешочек, в котором мелкие предметы для счета, а на столике перед ним карточки с цифрами от 1 до 10. Вы отстукиваете ручкой по столу или хлопаете определенное количество раз, а ребенок должен посчитать количество хлопков и выложить такое же количество предметов на столик, а затем выбрать соответствующую цифру.

По болоту

Разложите на полу круги бумаги диаметром с небольшой таз с написанными на них цифрами от 1 до 10. Круги должны лежать на расстоянии широкого шага друг от друга. Скажите ребенку, что это кочки на болоте. Его задача — перейти болото по кочкам, прыгая с одной на другую, но прыгать на кочки надо по порядку, от одной цифры к другой, при этом называя цифры.

Свое число

Игра для группы детей. На асфальте мелом рисуют большой круг, разделенный на 6 секторов. В каждом секторе пишут цифру по порядку. Детям раздают карточки с цифрами от 1 до 6. Дети ведут хоровод вокруг круга. Ведущий рассказывает какую-либо речевку или считалку. Как только он замолкает, дети должны встать в круг, каждый на свое число. Вариант игры: вместо карточек с цифрами взрослый называет по секрету каждому ребенку его число. Когда дети по сигналу займут свои места в кругу — они объясняют, почему встали так, а не иначе: «У меня число 5, поэтому я выбрал сектор с цифрой 5.

Мышки в норке

Играет группа детей: они мышки. На полу разложены 4 больших обруча — норки. В них карточки с цифрами от 1 до 4 по одной карточке в каждом обруче. Мышки под музыку бегают вокруг обручей. По сигналу ведущего: «Кот пришел!» мышки должны спрятаться в обручи —норки. В каждый обруч встает столько человек, сколько обозначено на цифровой карточке. Ведущий проверяет правильно ли мышки расселились по норкам.

Предыдущие упражнения направлены на то, чтобы научить ребенка соотносить число и цифру. Кроме того, важно научить ребенка называть предметы, которые он считает, используя порядковые числительные.

Похожие статьи:

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Счет в пределах 6 и 7

Конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Счет в пределах 5

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Счёт в пределах 10

Конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе по ФГОС

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Образование числа 10

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!