Дидактические игры для детей 5-6 лет по математике

Порядковые числительные. Обучающие математические игры для дошкольников

Порядковые числительные это числа, слова, обозначающие место предмета в ряду при счете. Знакомя ребенка с числительными, используйте наглядные примеры: посчитайте 10 предметов, уточните, сколько их всего. Затем назовите их, показывая на каждый рукой: первый, второй, и т. д. Поиграйте в следующие игры:

Игра 1. Используйте картинки-раскраски. Пусть ребенок раскрасит первый предмет в ряду на картинке красным, второй - желтым, третий — зеленым, четвертый — синим, пятый -оранжевым цветом. Пусть сначала раскрашивает предметы в последовательности счета, а затем по вашему заданию: раскрась первый, затем пятый, потом второй, потом четвертый, потом третий предмет.

Игра 2. Прочитайте ребенку отрывок из «Айболита» К. Чуковского:

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Используйте картинки, с изображением животных, приходивших к доктору. Пусть ребенок перечислит всех, кто приходил к Айболиту: корова, волчица, жучок, червячок, медведица. Сколько всего животных приходило? (Пять). Пусть ребенок разложит картинки с изображениями животных в том порядке, в каком они приходили, и ответит на вопрос, кто пришел к доктору первым, вторым, и т. д.

Игра 3. Перечитайте вместе с ребенком сказку «Колобок». Разложите картинки с изображениями животных из сказки в том порядке, в котором встречал их колобок: зайку, потом волка, потом медведя, потом лису. Сколько всего встретил колобок животных? Кого он встретил вторым? Кого четвертым? Первым? Третьим?

Игра 4. Перечитайте сказку «Теремок». Посчитайте животных — жителей Теремка. Кто в Теремке поселился пятым? Первым? И т. д. Рассмотрите картинки. Всех ли жителей нарисовал художник? В правильном порядке?

Перечитывая знакомые книжки, посмотрите на номера страниц. Какую страницу вы читаете?

Игра 5. Прочитайте ребенку стихи:

Подарили Оле шар,

А Марине самовар,

Ване новый самокат,

Тане — розовый халат.

Все подарки хороши,

Всем довольны малыши.

Сколько всего подарили детям подарков? Кто первым получил свой подарок? Кто вторым? И т. д.

Игра 6. Дайте ребенку несколько игрушек: мишку, куклу, зайку, машинку, самолет. Пусть он их посчитает и скажет, сколько всего игрушек. Затем предложите ребенку расставить игрушки на полку в следующем порядке: «Кукла будет первой, зайка вторым, мишка третьим, машинка четвертой, самолет пятым». Предложите ему еще раз пересчитать игрушки и сказать, сколько их всего.

Игра 7. Предложите малышу поставить игрушечные машинки разного цвета в гараж. Но заезжать они должны в него по очереди. Первой — зеленая, второй — красная, третьей — желтая, четвертой — синяя, пятой — оранжевая. Все машинки в гараже. А теперь пусть выезжают из него в обратном порядке: оранжевая будет первой, синяя второй, желтая третьей, красная четвертой, зеленая пятой.

Игра 8. Поиграйте в автогонки. Хорошо, если в игре, кроме вас и ребенка, примет участие еще несколько человек. К игрушечным машинкам привяжите конец длинной нити и поставьте их на стартовую линию. Отмотав нитки отойдите в противоположный конец комнаты. Здесь будет финиш. Другой конец нитки привяжите к карандашу. По сигналу все участники стартуют - сматывают нитки, притягивая машинки к себе. Кто пришел первым? Кто вторым? Кто третьим?

Игра 9. Расставьте стулья в ряд. Условьтесь с ребенком какой стул первый (от стены и т. п., желательно вести счет слева на право). Предложите ему сесть на первый стул, пересесть на пятый, третий и т.д. Поиграйте в домашний кинотеатр— расставьте стулья перед телевизором и прикрепите к спинкам номерки по порядку. Раздайте членам семьи билеты. Пусть ребенок будет билетером и рассадит всех на нужные места.

Игра 10. Разложите на столе по порядку разные овощи: помидор, огурец, кабачок, лук. Пусть ребенок назовет, который по счету лук, кабачок, помидор и т. д. Пусть он закроет глаза. Переложите овощи в другом порядке. Пусть теперь ребенок скажет, который по счету лук, помидор, огурец и кабачок?

Игра 11. Расставьте на столе ряд из игрушек: зайка, собачка, мишка, ежик, матрешка и т. д.

Пусть ребенок внимательно посмотрит на этот ряд, пересчитает игрушки и запомнит их расположение. Потом предложите ему закрыть глаза, а сами уберите одну игрушку. Когда он откроет глаза, задайте ему следующие вопросы: больше стало игрушек или меньше; чего не хватает; какой по счету она стояла. Переставьте игрушки, вернув недостающую игрушку. Какая по счету она теперь?

Игра 12. Предложите ребенку слепить из куска пластилина несколько шариков разного размера. Сначала пусть он отщипнет маленький кусочек пластилина и скатает из него самый маленький шарик. Затем отщипнет кусочек побольше и скатает шарик большего размера. Последний самый большой шарик надо скатать из всего оставшегося пластилина. Затем пусть разложит шарики в ряд в порядке возрастания от маленького к большому и посчитает их. Какой по счету самый большой шарик? Какой средний? Какой маленький?

Натуральный ряд чисел

Для того, чтобы ребенок научился осознавать место чисел в натуральном ряду, используйте наглядное пособие — ленту чисел. Вы можете сделать ее сами или купите. Лента чисел представляет собой горизонтальную полосу, размеченную числами °т 1 до 10. Если ребенок освоил счет, цифры и разобрался в порядковых числительных и продолжении счета, он готов к тому, чтобы научиться простейшим арифметическим действиям - сложению и вычитанию. Сложение и вычитание проще всего осваивать на наглядных примерах с предметами, а затем используя ленту чисел.

Используя ленту чисел, вы можете сыграть с малышом в следующую игру:

Отгадай число. По вашему заданию ребенок должен отгадать задуманное число(или числа): больше одного, но меньше трех (2), меньше 8, но больше 6 (7), больше З, но меньше 6(4,5) и т. д. Поменяйтесь ролями — ребенок задумывает и описывает числа, а вы их угадываете.

Что изменилось?

Разложите карточки с цифрами в числовой ряд от 1 до 3. Пусть ребенок закроет глаза. Уберите цифру 2, и смешайте эту карточку с другими цифрами до 10. Пусть ребенок откроет глаза и скажет какой цифры не хватает. Пусть он назовет оставшиеся цифры, обозначив границы данного цифрового ряда. Предложите ему найти недостающую цифру среди других и положить на место. Проведите такие же упражнения, выстраивая другие числовые ряды и убирая по нескольку цифр. Ребенок должен располагать недостающие в числовом ряду цифры по порядку, называя его границы, это поможет закрепить его представление о цифровом ряде.

Какое число забыли?

Игра для группы детей. Дети встают в круг. Взрослый — ведущий. Он, считая по порядку в пределах 10, пропускает какое- либо число и бросает кому-нибудь из детей мяч. Тот, кому бросили мяч, называет пропущенное число и возвращает мяч ведущему. Игра продолжается. Если кто-то не назовет пропущенное число, он выбывает из игры.

Образование нового числа. Игровые упражнения

Следующий шаг в освоении математических действий — знакомство с образованием нового числа путем добавления (исключения) предмета к(из) одному из сравниваемых множеств - сложением и вычитанием. Уместно также познакомить ребенка со знаками: =, +, —.

Знакомимся со знаком "=".

Чтобы ознакомить ребенка со знаком "=", используйте карточку с изображением этого знака. Расставьте игрушки или предметы в несколько рядов группами. В первом ряду расположите предметы двумя группами с одинаковым количеством — 5 кукол, 5 матрешек. В следующем две группы с разным количеством — 2 мячика, 3 кубика. Пусть малыш пересчитает игрушки и определит, в каких группах их поровну. Положите между этими группами карточку со знаком "=". Считая игрушки вместе с ребенком, используйте слова: одинаковое количество, поровну, равное количество, равно.

Сложение. Знакомимся со знаком "+".

Вам понадобятся две группы предметов или предметные карточки, например, кубики и мячики. Образуйте две группы с одинаковым количеством предметов; по три в каждой. Посчитайте и сравните их вместе с ребенком, используя слова: столько же, поровну, по три- кубиков и мячиков равное количество, равно. Затем добавьте еще один кубик. Чего теперь больше или меньше? Кубиков больше, чем мячиков, мячиков меньше, чем кубиков. Посчитайте предметы еще раз. Кубиков стало больше на 1. Теперь их 4. А мячиков осталось 3. Обратите внимание ребенка на способ получения числа 4. Что мы сделали, чтобы кубиков стало 4? Добавили 1. Далее познакомьте ребенка со знаком "+". Используйте для этого карточки с цифрами и знаками "=","+".

Вычитание. Знакомимся со знаком "-"

Возьмите 5 апельсинов и 5 бананов. Посчитайте их вместе с ребенком и убедитесь, что фруктов поровну. Отметьте их рав- ночисленность: апельсинов столько же, сколько бананов — поровну. Используйте карточку со знаком "=". Затем уберите 1 апельсин и отметьте, что апельсинов стало на один меньше. Сколько? Посчитайте. Осталось 4. Помогите малышу ответить на следующие вопросы: «Сколько апельсинов осталось? Как получили число 4? Чего теперь больше, апельсинов или бананов? На сколько? Чего меньше? На сколько? Чего и на сколько меньше?» Познакомьте ребенка со знаком "—" используя карточки.

В дальнейшем упражняйте вашего малыша в сложении и вычитании, используя предметные карточки и наглядные примеры с предметами.

Похожие статьи:

Конспект математической игры во второй младшей группе

Геометрические игры для дошкольников

Обучение математике детей 5, 6, 7 лет

Конспект игры по математике во 2 младшей группе

Математические упражнения для детей 4-6 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!