Геометрические игры для дошкольников
Игры для детей 3-6 лет на исследования представлений о геометрических фигурах
Точка и линия
Это точка. •
Точки могут стоять далеко друг от друга, • • •
а могут близко •••
Если точки встанут гак близко друг к другу, что между ними не будет пустоты, появится линия.
Если натянуть туго веревочку, то она будет похожа на прямую линию.
Чтобы линии получались прямыми на бумаге, нужна линейка.
Еще можно рассказать ребенку о кривых линиях.
Какой формы?
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.
1. Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму.
Примерный набор:
круг — пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;
квадрат — часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно;
треугольник — крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида;
прямоугольник — чемодан, кирпич, дом;
овал — огурец, слива, яйцо, рыба, лист.
2. Взрослый называет предмет, а ребенок словесно определяет его форму. Например, косынка-треугольник, яйцо-овал и т. д.
Раздели фигуры
Материал: набор фигур одного цвета. Задание: разделите фигуры на две группы. (Большие и маленькие или треугольники и четырехугольники.)
Игры с фигурами
Возьмите три основных фигуры — круг, треугольник и квадрат, трех основных цветов - красный, синий, желтый, трех размеров — большой, средний, маленький. У вас должно получиться двадцать семь фигур, каждая из которых имеет три признака — форму, цвет, размер. Можно вырезать фигуры из цветного картона или же нарисовать на карточках одинаковой величины. Неплохо было бы сделать два совершенно одинаковых комплекта, чтобы была возможность находить абсолютно одинаковые фигуры по всем трем признакам.
Имея в руках такие карточки, можно играть до бесконечности. Раскладывайте их по одному признаку, например, ищите все красные или все квадраты или все маленькие фигуры. Можете использовать их как печенье, ягоды, мячики, кубики или что угодно в ваших сюжетно-ролевых играх, приспосабливаясь к сюжету. Усложняя сюжеты игры, усложняйте содержание задания. Если сначала ваш пароход, отправляясь на северный полюс, брал для белых медведей вкусные ягоды, которые он никогда не пробовал (вы выбирали из всех красных фигур только круги или вообще из всех фигур круги любого цвета), то теперь можно расширить «площадь порта» и «грузить» одновременно два «корабля» — ягоды или мячики (круги) для белых медведей и печенье или сок в пакетах или интересные книги (квадратики) для кенгуру в Австралию. Или еще что-нибудь — кубики в подарок плюшевому мишке (квадратики) и коллекцию воздушных змеев плюшевому зайке (треугольники).
Можете складывать фигуры по цветам на лист цветной бумаги нужного цвета. Или по форме — на листы белой бумаги, вырезанной в форме нужной фигуры. Или по размеру на домик или силуэт мешочка из бумаги соответственно большой, средний и маленький. Можете сделать такого типа карты, объединяющие два признака.
Простой вариант — красный квадрат — для красных квадратов, маленький треугольник для маленьких треугольников, большой красный домик — для больших красных фигур.
Вариант посложнее — все карты выполняются в виде одинаковых домиков, у которых сверху — на чердаке два символа признаков — треугольник и красная клякса — для красных треугольников, большой мешок и квадрат — для больших квадратов и т. д.
В более старшем возрасте можно будет расширять и модернизировать варианты заданий для этой игры.
Мозаика «Составь картинку»
Игровой материал: набор геометрических форм — магнитные фигурки, геометрические мозаики и др. Специально изготовленные наборы геометрических фигур (квадратов или треугольников) также являются материалом для таких игр.
Ребята учатся различать геометрические фигуры, составлять из них Какое-либо изображение, картинку по образцу, указанию взрослого, по собственному замыслу.
Танграм
Эта игра представляет собой набор из семи геометрических фигур — частей квадрата. Квадрат, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезается, строго следуя определенным правилам, на семь частей. При этом получается 5 прямоугольных треугольников разных размеров:
2 больших (на рисунке обозначены цифрой 1),
1 средний (на рисунке обозначен цифрой 2),
2 маленьких (на рисунке обозначены цифрой 3),
1 квадрат (на рисунке обозначен цифрой 4).
1 параллелограмм (на рисунке обозначен цифрой 5).
Контур на клетчатой бумаге поможет Вам сделать свой собственный танграм.
С помощью геометрических форм выложить картинки.
5 по 5
Сделайте 5 фигур. Например: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал. Каждую фигуру выполните в 5 цветах. Получится 25 фигур. Потом можете расширить количество. Фигуры наклейте на картон. Желательно обклеить липкой пленкой. Первое занятие: попросите ребенка разложить отдельно все красные фигуры; отдельно — зеленые и т. д. Такое занятие можно проводить очень долго, постоянно возвращаясь к нему. Второе занятие: предложить разложить по фигурам (отдельно — квадраты, отдельно - круги и т. д.). Третье занятие: раскладывать фигуры таким образом: красные фигуры впереди ребенка, зеленые — позади...
Дайте название каждой фигуре
Нарисовать на листе бумаги.
Возможен такой вариант:
— Как называют фигуру 1? (Треугольник.) Сколько у него углов? (Три.) А сколько углов у этой фигуры? (Четыре.) Как же можно ее назвать? (Четырехугольник.) Правильно.
— А теперь попробуй ответить на такой вопрос: из этих пяти фигур одна очень сильно отличается от всех других. О какой фигуре я говорю? Догадался?
После нескольких попыток ребенок обычно выделяет круг. (У него нет углов.)
— Верно. Я его уберу. Осталось четыре фигуры. Но одна из них снова отличается от других. Догадался, о какой фигуре я говорю?
Возможны два варианта: ребенок выделяет фигуру 1 или 5. Верный выбор — треугольник. Объяснение: у него три угла, а у остальных — четыре угла.
Чтобы дети понимали, почему верный выбор — треугольник, им предлагается последний вопрос: «Попробуйте дать одно название всем оставшимся фигурам».
Если выбрана фигура 5, то тогда такое название дать невозможно (понятие «многоугольник» детям незнакомо), если выбрана фигура 1, то общее название — четырехугольники.
Сложи квадрат
Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера, скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой — уже на три. Самый сложный вариант для малыша — набор из 5—6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Занимательная геометрия
Геометрические формы на примере овощей не будут для ребенка абстрактными понятиями, так как он увидит их в самых обыденных предметах, попробует на зуб, потрогает руками.
Отобранные овощи сгруппируйте по форме. Или усложните задачу, предложив малышу определить форму и название овощей на ощупь, с закрытыми глазами.
Кроме того, изучение форм на примере овощей — это прекрасный повод познакомить ребенка с понятием сечения.
Для этого овощи сначала надо разрезать поперек. И шар, и конус, и цилиндр, такие непохожие на первый взгляд геометрические фигуры, в поперечном разрезе будут выглядеть одинаковыми кружочками разных размеров.
Можно предложить ребенку попробовать догадаться, что будет, если разрезать овощи иначе — по длине, под углом, и т. д.
Веселая геометрия
Из листа цветной бумаги нужно вырезать различные простые геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб), затем наклеить этот лист на белую бумагу. Малыш должен разложить их фигурки таким образом, чтобы они полностью закрыли белые «окошки». Не нужно заставлять ребенка запоминать их названия, важно, чтобы он научился зрительно выделять такой признак предмета, как форма, и овладел навыком элементарного анализа, позволяющего сопоставить форму «окошка» и той геометрической фигуры, которую он в это «окошко» вставляет.
Узнай фигурки
1. Сколько треугольников, четырехугольников?
2. Сколько треугольников, квадратов, прямоугольников? Сколько четырехугольников?
3. Какие геометрические фигуры использовал художник для изображения поросенка и неваляшки?
Нарисуй человечка
Например, человечка-треугольника с треугольными глазами, носом, ртом, такими же ногами-руками и жить этот человечек должен в треугольном домике, деревья тоже были треугольные, ну и так далее. В общем, веселые рисунки получаются, но тем не менее хорошо запомнятся все основные фигуры.
Сказка про угол
Жил-был Угол. Утром он был острым (стоит):
Днем — прямым (сидит на стуле):
Вечером — тупым (сидит в кресле):
А ночью — развернутым (спит на кровати):
М. Першин
Попробуйте порисовать с ребенком углы. Обратить внимание на углы в окружающем. Угол между ногами человека, между стрелками часов, между ножкой стола и полом и т. д. Больше всего углов живет в ножницах: раздвигая концы можно получить и острые, и прямые, и тупые.
Сказка-упражнение «Бусы Ежика»
— Сегодня я познакомлю вас со своим другом Ежиком. Он очень любит собирать грибы и ягоды, а потом развешивает их на веточках сушиться. Получается похоже на бусы:
— С какой фигуры начинаются бусы? Какой заканчиваются?
Это упражнение удобно и для формирования навыка счета: сколько кругов, сколько квадратов, какая фигура стоит первой, третьей, шестой и т. д.
— Чем похожи все круги? (Они одинакового размера, все зеленые).
— Чем похожи все квадраты? (Одинакового размера, все красные).
— Выложи сам такие же бусы.
Однажды Ежик встретился в лесу с Гусеницей:
— Гусеница, ты похожа на мои бусы, — сказал Ежик.
— Чем же я похожа? — спросила Гусеница.
Рассматривается сходство и различие конструкций (одинаковая и разная форма фигур, цвет, размер, возможно, и количество; считающим детям можно предложить сосчитать фигуры).
— Расскажите, из каких фигур составлена Гусеница.
Головоломка для маленького
Простые картинки с изображением фигурок людей, животных, игрушек или других знакомых ребенку предметов (такие карточки есть в любом детском лото) нужно разрезать на 2—3 части так, чтобы на каждый кусочек попала существенная часть целой картинки. Предложите малышу собрать разрезанную картинку. Для начала лучше, чтобы картинка составлялась только из двух частей, причем фигурку человека лучше разрезать поперек, разделив ее на верхнюю и нижнюю части: малышу легче соединить голову и ноги, чем левую и правую части тела. На первых порах «ученику» потребуется помощь взрослого, а потом он будет охотно заниматься этим и самостоятельно. Позже можно будет предложить ему кубики с наклеенными на них картинками, паззлы. Эта игра способствует развитию образного и пространственного мышления ребенка, а также тонкой моторики и координации движений.
Раз заплатка, два заплатка
Эту игру предложите малышу после того, как он освоит предыдущую. Возьмите любую картинку или цветную фотографию из старого журнала (главное, чтобы изображение было понятно ребенку), из нее вырежьте квадраты, кружки и треугольники, а затем и более сложные фигуры произвольной формы. Картинка с вырезанными «окошечками» наклеивается на лист белой бумаги. Малыш должен закрыть образовавшиеся таким образом на картинке белые пятна. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не только ориентировался на форму пятна, но и правильно располагал «заплатку» относительно всего изображения.
Похожие статьи:
Конспект игры по математике во 2 младшей группе
Дидактические игры для детей 5-6 лет по математике
Обучение математике детей 5, 6, 7 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!