Дидактические игры по ФЭМП для детей средней группы
Игры по математике для дошкольников 4-5 лет
Игра «Мы — артисты!»
Дидактическая задача. Учить детей определять форму предметов.
Игровая задача. Определить, с каким атрибутом выступает каждый артист.
Игровое правило. Называть атрибут только после объявления номера конферансье (ведущим).
Ход игры
Воспитатель надевает плащ, объявляет, что он — конферансье, будет вести представление и приглашает детей в цирк, чтобы помочь ему объявлять артистов.
Воспитатель.
В цирке музыка играет,
Всех на праздник приглашает.
К нам приехали артисты:
Силачи, эквилибристы,
Выступаем только раз —
Все для вас!
(Надевает цилиндр.)
Мне поручен конферанс,
Удивить смогу я вас.
Надеваю я... цилиндр
И в цилиндре я — один!
Буду номер объявлять
И артистов представлять.
Внимание! Фокусник Матуба
Достает нам сюрпризы из... куба
Накрывает он куб пустой —
Появляется заяц косой!
(Воспитатель накрывает коробку и после «магических» движений рукой достает игрушечного зайца. Затем берет в руки кнут и ударяет в воздухе.)
Стало тихо в нашем зале:
(Показывает шар.)
Упражнение на... шаре
Выполняет львица Киса,
Настоящая актриса!
(Показывает выступление игрушечной львицы, зрители аплодируют.)
Вот лошадки друг за другом
По арене, как по... кругу,
Быстро, резво побежали,
Аплодируют все в зале!
(Показывает картинку с изображением бегущих по цирковой арене лошадок.)
Примечание. Воспитатель во время объявления номеров делает паузы, чтобы дети смогли рассмотреть и назвать форму предмета. Далее можно предложить ребятам выступить в роли конферансье, дрессировщика и других артистов. Дети берут в руки предметы известной им формы и показывают свое выступление. Дети-зрители определяют форму предмета.
Игра «Где солнышко?»
Дидактическая задача. Развивать умение определять положение предмета в пространстве.
Игровая задача. Проследить за положением солнышка и показать, что в это время суток делают дети.
Игровые правила. Выполнять движения только после определения местоположения солнышка на небе, под соответствующую музыку.
Ход игры
Воспитатель (показывает детям солнышко на фланелеграфе или на палочке). Солнышко любит ходить по небу. Утром солнышко встает, а вечером —ложится спать. Дети на земле наблюдают за солнышком, ведь оно показывает, что пора делать. Давайте и мы будем за ним наблюдать. (Педагог рассказывает и управляет солнышком.) Вот солнышко просыпается и начинает подниматься по небу —дети тоже просыпаются, делают зарядку. Солнышко выше —дети завтракают и играют. Солнышко еще выше —дети идут гулять. Вот солнышко на самом верху —дети гуляют, а потом обедают. Солнышко опускается — дети идут домой. Солнышко скрылось —дети ложатся спать до утра.
Примечание. Во время первого рассказа воспитатель показывает продвижение солнышка по небу, а дети только следят за ним. При повторном рассказе дети могут делать соответствующие движения.
Воспитатель. Давайте, дети, поиграем. Вот солнышко проснулось. Где оно?
Дети. Низко.
Воспитатель. Дети тоже просыпаются в своих кроватках. (Звучит спокойная музыка, дети потягиваются.) На улице еще темно. Солнышко поднимается. Где оно теперь?
Дети. Стало выше.
Воспитатель. Солнышко стало выше, наступило утро! Пора на зарядку. Раз-два-три! По порядку —на зарядку! (Звучит маршевая музыка, дети выполняют несложные упражнения.) А теперь идите на завтрак. (Дети имитируют прием пищи.) Солнышко пошло дальше гулять по небу. Где оно теперь?
Дети. Стало высоко в небе.
Воспитатель. Идем гулять! На прогулку мы выйдем в наш сад. Давайте ходить парами, любоваться цветущими деревьями. Наступил день. (Под спокойную музыку дети «гуляют по саду».) Дети погуляли и пошли обедать, а потом—дневной сон. Проснулись —а солнышко где?
Дети. Опустилось ниже.
Воспитатель. Что делают дети, когда опускается солнышко? Дети идут из детского сада домой. Вот и наступил вечер. (Дети берут свою одежду и «идут домой» — каждый садится на свой стульчик.) Пришли, поужинали и смотрят в окно: а солнышко теперь где?
Дети. Скрылось.
Воспитатель. Солнышко опустилось так низко, что наступила ночь. Пора спать. (Дети кладут сложенные руки под голову — «спят».)
Примечание. При последующих проведениях воспитатель сокращает рассказ. Педагог только показывает движение солнышка и спрашивает: «Где солнышко?» Дети отвечают и под музыку выполняют соответствующие движения.
Игра «Чья лента длиннее?»
Дидактическая задача. Учить детей строить сериационные ряды, раскладывая предметы в порядке возрастания их длины.
Игровая задача. Рассудить кукол: выяснить, чья лента красивей и длиннее.
Игровые правила. Определить, чья лента длиннее, можно только после сигнала ведущего.
Ход игры
Воспитатель приносит куклу Лену и куклу Свету. Рассказывает детям, что куклы поспорили, у кого ленты лучше. Света думает, что ее лента ярче, красивее, а Лена —что ее лента нарядней. Как быть?
Дети начинают сравнивать ленты (осматривают ленты, ощупывают, прикладывают одну к другой). Оказывается, что у Лены лента атласная, красная. У Светы лента капроновая, ярко-желтая. Обе ленты красивые, но у Светы лента длиннее, чем у Лены.
Появляется кукла Сима. У нее ярко-синяя лента из шелка. Оказывается, что лента у Симы длиннее, чем у Лены, но короче, чем у Светы. Приходит кукла Рая. У нее ярко-голубая лента из шифона. Она тоже очень красивая, но длиннее, чем лента у Светы. Получается, что короче всех лента у Лены, длиннее всех лента у Раи.
Воспитатель предлагает детям потанцевать с куклами. Дети повязывают ленты куклам и танцуют с ними.
Воспитатель.
Вышли куклы в сад гулять,
Свои ленты показать.
Выходила кукла Лена
С ярко-красной, алой лентой,
Стала кукла танцевать,
Свои ножки выставлять.
(Девочка с куклой Леной пляшет, все хлопают.)
Выходила кукла Света
С лентой желтенького цвета,
Стала кукла приседать,
Своей ленточкой махать.
(Девочка с куклой Светой пляшет.)
Выходила кукла Сима
С лентой в косах ярко-синей,
Кукла — руки на бочок,
Выставляет каблучок.
(Девочка с куклой Симой пляшет.)
Выходила кукла Рая,
С лентой голубой играя,
Змейкой лента вьется,
В руки не дается.
(Девочка с куклой Раей пляшет, играя лентой.)
И у Раи, и у Симы,
Ленты ярки и красивы.
И у Светы, и у Лены
Замечательные ленты.
Разложите на столе,
Чья побольше по длине?
Дети раскладывают ленты и убеждаются, чья лента длиннее.
Игра «Встречаем гостей»
Дидактическая задача. Учить детей отсчитывать предметы правильным способом; отсчитывать нужное количество предметов из общего количества.
Игровая задача. Помочь мишке накрыть на стол.
Игровые правила. Расставить посуду на столе в соответствии с количеством приглашенных гостей.
Ход игры
Воспитатель приносит медведя и от его имени просит детей помочь мишке подготовиться к встрече гостей. Дети накрывают на стол. Чтобы поставить приборы, надо знать, сколько будет гостей.
Мишка.
Я позвал на день рожденья
Волка, цаплю и крота,
Приготовил угощенье —
Накормлю всех досыта.
Я тарелки расставляю,
Чай по чашкам разолью,
Всех за стол я приглашаю,
Всех обедом накормлю!
Кто тут сидит? Волк.
Ему одну чашку,
Пусть кушает торт.
Кто тут сидит? Крот.
Ему одну чашку
И бутерброд.
Кто тут сидит? Цапля.
Ей — одну чашечку
И зернышек самую капельку.
Кто тут сидит? Я?
А где же тарелка моя?
Побольше мне меду,
Побольше малины!
Скажу вам, друзья, —
Удались именины!
Дети подсчитывают, сколько будет гостей (трое), ставят три стула, проговаривая: «Это стул для цапли, это стул для волка...» Потом от общего количества стоящей на столе посуды отсчитывают нужное для именин количество (тарелки и чашки): одна, две, три. Во время игры, как правило, забывают про самого хозяина, медведя. Поэтому после вопроса медведя («А где же тарелка моя?») дети отсчитывают и ему посуду.
В конце игры дети встречают мишкиных гостей (игрушки) и усаживают их за стол, следя за тем, чтобы всем хватило посуды.
Похожие статьи:
Математические упражнения для детей 4-6 лет
Конспект игры по математике во 2 младшей группе
Дидактические игры для детей 5-6 лет по математике
Нет комментариев. Ваш будет первым!