Занятия для развития логического мышления в подготовительной группе
Занятия на развитие операций сравнения и установления причинности для детей старшего дошкольного возраста
Занятие «Сравнение автобуса, молоковоза и поливальной машины»
Цели:
1. Научить детей сравнивать и обобщать.
2. Формировать понимание зависимости конструкции транспортных средств от среды передвижения, назначения и характера груза.
3. Научить устанавливать причинность.
* * *
Дети обследуют игрушечные автомобили, рассматривают рисунки с их изображением.
Педагог напоминает особенности пассажирского, грузового и специального транспорта, акцентируя внимание на зависимости его конструкции от назначения и характера груза.
Педагог (загадывает детям загадки)
Что это за чудо — синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
В магазин издалека
Едет бочка молока.
У нее гудит мотор,
Ей мигает светофор.
(Молоковоз.)
По асфальту туча едет,
Дождик из нее идет,
На деревья снизу льет.
(Поливальная машина.)
Дети должны ответить, является ли названный в загадке автомобиль пассажирским, грузовым или специальным. Затем попарно сравнивают автомобили разного назначения.
Педагог. Чем не похожи автобус и молоковоз?
Дети. У автобуса есть кабина — помещение для водителя и салон — помещение для пассажиров, а у молоковоза — отдельная кабина для водителя и цистерна для молока, у них разная форма, размер и назначение; автобус — пассажирский автомобиль, а молоковоз — грузовой.
Педагог. Чем похожи эти автомобили? (Поясняет по Толковому словарю С.И. Ожегова.) «Автомобиль — самодвижущееся транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям». Они похожи тем, что имеют двигатель, раму с колесами, руль, приборы и сиденье для водителя, возят грузы, едут по дороге. (На основании сходных признаков делается обобщение.) Автобус и молоковоз — средства наземного транспорта. Почему похожи автобус и молоковоз?
Дети. Они похожи потому, что имеют составные части всех автомобилей — двигатель, раму с колесами.
При сравнении второй пары автомобилей встречаются повторения, что облегчает дошкольникам ответ на вопрос «почему?».
Педагог. Молоковоз и поливальная машина похожи. У них есть двигатель, рама с колесами, руль, кабина с сиденьем и приборами для водителя, цистерна. Они перевозят грузы, ездят по дорогам. (Делается обобщение.) Молоковоз и поливальная машина — средства наземного транспорта. Почему молоковоз и поливальная машина похожи? Почему у них есть цистерна? Оба автомобиля возят жидкости, поэтому на раме с колесами у каждого из них стоит цистерна, в которой удобно возить воду, молоко. Молоковоз и поливальная машина похожи потому, что они — автомобили, приспособленные для перевозки жидкостей. Между этими автомобилями есть разница. Молоковоз возит в цистерне молоко, а поливальная машина —
Занятие «Заяц и бурый медведь»
Цели
1. Научить детей сравнивать, обобщать, понимать зависимость строения тела животного и его внешнего вида от среды обитания, способа добывания пищи.
2. Научить устанавливать причинность.
* * *
Дети обследуют игрушечных животных и рисунки с их изображением.
Педагог рассказывает об особенностях строения тела и поведения диких животных, их среде обитания.
Педагог (загадывает детям загадки). Днем спит, ночью просыпается, от всех бегом спасается. (Заяц.)
Просыпается весной, ходит в шубе дорогой. (Бурый медведь.)
На льдине он катается, тюленями питается. (Белый медведь.)
Затем дети сравнивают зверей, живущих в лесу, — бурого медведя и зайца.
Дети. Заяц и бурый медведь похожи: у них есть глаза, уши, зубы, их тело покрыто шерстью, они живут в лесу.
Педагог (обобщает). Заяц и бурый медведь похожи потому, что они — дикие животные и приспособлены жить в лесу. Чем не похожи эти животные? Тело разное по форме, размеру и цвету. Заяц — небольшое животное, медведь — крупное. У медведя короткие уши, у зайца — длинные. Зимой заяц белый, летом — серый, а у медведя цвет шерсти не меняется. Бурый медведь всю зиму спит в берлоге днем и ночью, а заяц этого не делает. Заяц ест только растительную пищу, а медведь — растительную и животную. (Делает вывод.) Бурый медведь — всеядное животное, а заяц — травоядное.
Почему не похожи заяц и бурый медведь? Заяц запутывает свои следы, чтобы по ним его не нашли, меняет окраску зимой и летом, чтобы его не увидели хищники. Медведь других зверей не боится, медведь — большое всеядное животное, а заяц нет. Поэтому они различны.
На занятиях можно аналогично сравнивать диких и домашних животных, средства транспорта, предметы посуды, мебели, одежды и др.
Помощь взрослого в процессе обучения развитому сравнению состоит не в том, чтобы постоянно называть признаки и причины сходства и различия, которые не заметил или не понял дошкольник. Цель педагога — с помощью дополнительных вопросов, пояснений научить ребенка самостоятельно делать выводы, отвечать на вопрос «почему?».
Похожие статьи:
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Состав числа 9
Конспект НОД по математике в подготовительной группе детского сада. Предыдущее и последующее числа
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Числа от 0 до 12
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Преобразование геометрических фигур
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Равенства и неравенства
Нет комментариев. Ваш будет первым!