Занятия для развития логического мышления в подготовительной группе

Занятия на развитие операций сравнения и установления причинности для детей старшего дошкольного возраста

Занятие «Сравнение автобуса, молоковоза и поливальной машины»

Цели:

1. Научить детей сравнивать и обобщать.

2. Формировать понимание зависимости конструкции транспортных средств от среды передвижения, назначения и характера груза.

3. Научить устанавливать причинность.

* * *

Дети обследуют игрушечные автомобили, рассматривают рисунки с их изображением.

Педагог напоминает особенности пассажирского, грузового и специального транспорта, акцентируя внимание на зависимости его конструкции от назначения и характера груза.

Педагог (загадывает детям загадки)

Что это за чудо — синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус.)

 

В магазин издалека

Едет бочка молока.

У нее гудит мотор,

Ей мигает светофор.

(Молоковоз.)

 

По асфальту туча едет,

Дождик из нее идет,

На деревья снизу льет.

(Поливальная машина.)

Дети должны ответить, является ли названный в загадке автомобиль пассажирским, грузовым или специальным. Затем попарно сравнивают автомобили разного назначения.

Педагог. Чем не похожи автобус и молоковоз?

Дети. У автобуса есть кабина — помещение для водителя и салон — помещение для пассажиров, а у молоковоза — отдельная кабина для водителя и цистерна для молока, у них разная форма, размер и назначение; автобус — пассажирский автомобиль, а молоковоз — грузовой.

Педагог. Чем похожи эти автомобили? (Поясняет по Толковому словарю С.И. Ожегова.) «Автомобиль — самодвижущееся транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям». Они похожи тем, что имеют двигатель, раму с колесами, руль, приборы и сиденье для водителя, возят грузы, едут по дороге. (На основании сходных признаков делается обобщение.) Автобус и молоковоз — средства наземного транспорта. Почему похожи автобус и молоковоз?

Дети. Они похожи потому, что имеют составные части всех автомобилей — двигатель, раму с колесами.

При сравнении второй пары автомобилей встречаются повторения, что облегчает дошкольникам ответ на вопрос «почему?».

Педагог. Молоковоз и поливальная машина похожи. У них есть двигатель, рама с колесами, руль, кабина с сиденьем и приборами для водителя, цистерна. Они перевозят грузы, ездят по дорогам. (Делается обобщение.) Молоковоз и поливальная машина — средства наземного транспорта. Почему молоковоз и поливальная машина похожи? Почему у них есть цистерна? Оба автомобиля возят жидкости, поэтому на раме с колесами у каждого из них стоит цистерна, в которой удобно возить воду, молоко. Молоковоз и поливальная машина похожи потому, что они — автомобили, приспособленные для перевозки жидкостей. Между этими автомобилями есть разница. Молоковоз возит в цистерне молоко, а поливальная машина — воду. Она не только перевозит воду, но и работает. У нее есть специальное устройство для поливания дороги, травы, деревьев. А у молоковоза нет. Почему не похожи молоковоз и поливальная машина? Почему у одного автомобиля есть устройство для поливания, а у другого нет? Молоковоз — грузовой автомобиль, а поливальная машина — специальный, поэтому они различны. Молоковозу устройство для поливания не нужно потому, что он должен привезти молоко, не пролив ни одной капли.

Занятие «Заяц и бурый медведь»

Цели

1. Научить детей сравнивать, обобщать, понимать зависимость строения тела животного и его внешнего вида от среды обитания, способа добывания пищи.

2. Научить устанавливать причинность.

* * *

Дети обследуют игрушечных животных и рисунки с их изображением.

Педагог рассказывает об особенностях строения тела и поведения диких животных, их среде обитания.

Педагог (загадывает детям загадки). Днем спит, ночью просыпается, от всех бегом спасается. (Заяц.)

Просыпается весной, ходит в шубе дорогой. (Бурый медведь.)

На льдине он катается, тюленями питается. (Белый медведь.)

Затем дети сравнивают зверей, живущих в лесу, — бурого медведя и зайца.

Дети. Заяц и бурый медведь похожи: у них есть глаза, уши, зубы, их тело покрыто шерстью, они живут в лесу.

Педагог (обобщает). Заяц и бурый медведь похожи потому, что они — дикие животные и приспособлены жить в лесу. Чем не похожи эти животные? Тело разное по форме, размеру и цвету. Заяц — небольшое животное, медведь — крупное. У медведя короткие уши, у зайца — длинные. Зимой заяц белый, летом — серый, а у медведя цвет шерсти не меняется. Бурый медведь всю зиму спит в берлоге днем и ночью, а заяц этого не делает. Заяц ест только растительную пищу, а медведь — растительную и животную. (Делает вывод.) Бурый медведь — всеядное животное, а заяц — травоядное.

Почему не похожи заяц и бурый медведь? Заяц запутывает свои следы, чтобы по ним его не нашли, меняет окраску зимой и летом, чтобы его не увидели хищники. Медведь других зверей не боится, медведь — большое всеядное животное, а заяц нет. Поэтому они различны.

На занятиях можно аналогично сравнивать диких и домашних животных, средства транспорта, предметы посуды, мебели, одежды и др.

Помощь взрослого в процессе обучения развитому сравнению состоит не в том, чтобы постоянно называть признаки и причины сходства и различия, которые не заметил или не понял дошкольник. Цель педагога — с помощью дополнительных вопросов, пояснений научить ребенка самостоятельно делать выводы, отвечать на вопрос «почему?».

Похожие статьи:

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Состав числа 9

Конспект НОД по математике в подготовительной группе детского сада. Предыдущее и последующее числа

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Числа от 0 до 12

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Преобразование геометрических фигур

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Равенства и неравенства

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!