Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Зощенко «Самое главное»
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа
Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас обучающихся; учить анализировать поступки героев, определять смысл рассказа; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), Умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли, — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Научись на свой поступок
Посмотреть со стороны,
Будут сразу и удачи,
И неверности видны!
И тогда свои ошибки
Ты не станешь повторять,
А разумным и культурным
Человеком сможешь стать!
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом последние слова каждой строчки.
— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя эти же слова.
— Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).
III. Работа по теме урока
— Ребята, а как вы поняли смысл этого стихотворения? Объясните его строки.
— Прочитайте тему урока, определите его задачи. Чему мы будем учиться на уроке?
(Прогнозирование содержания текста.)
— Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему. Как вы думаете, о чем в нем говорится?
— Кто автор произведения «Самое главное»? (Л/. Зощенко.)
— Что вы о нем знаете? Какие произведения этого автора читали? Вспомнить вам поможет наша выставка книг к уроку.
(См. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».) Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 г. в семье художника в Петербурге (по другим сведениям, в Полтаве). В 1913 г. после окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся Первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен пяти орденов; командовал батальоном; был трижды ранен, подвергся атаке газами, окончил войну в чине штабс-капитана. Впоследствии опыт военных лет, знание солдатской и офицерской среды так или иначе отражались в его произведениях. С 1920 г. Зощенко занялся литературной работой. Именно в литературе он видел свое призвание.
Зощенко писал не только прозу, он автор около двух десятков пьес. (Чтение рассказа «Самое главное» учителем и хорошо читающими учащимися.)
— Какие чувства вы испытали при чтении?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Проследим по тексту, какие события положены в основу произведения.
— Какие черты характера проявились у Андрюши?
— Каким образом у него появилось желание измениться? Найдите подтверждение своим мыслям в тексте.
— Какие еще важные качества вы посоветовали бы приобрести мальчику?
— Объясните название рассказа. В каком эпизоде раскрывается его смысл?
(Работа в паре.)
— Обсудите с другом, какие качества характера вы цените в людях.
Смелость, сила, доброта, гордость, находчивость, скромность, застенчивость, храбрость, сила воли, мягкость, доброжелательность.
- Что для вас является самым главным? Какими бы вы сами хотели быть?
— Что вам надо для этого сделать?
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Встречались ли вам такие дети, которых почему-то все обижают? Как вы к ним относитесь?
Домашнее задание
Подготовить творческий пересказ от лица мамы или мальчика, выполнить задание 5 на с. 126 учебника.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Урок литературного чтения в 4 классе. Книга в нашей жизни
Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку
Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»
Нет комментариев. Ваш будет первым!