Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. «Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины
Цели: познакомить с прозаическим вариантом текста былины; обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, составлению рассказа об Илье Муромце; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации.
Оборудование: выставка книг по теме урока, текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И.В. Карнауховой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Как во славном было городе во Киеве,
Как у ласкового князя у Владимира,
Еще были-жили тут бояре кособрюхие,
Насказали на Илью они на Муромца,
Ай какими он словами похваляется:
«Я ведь князя-то Владимира повыживу,
Сам я сяду во Киеве на его место,
Сам я буду в Киеве да князем княжити!»
— Прочитайте жужжащим способом (еще: медленно, с ускорением, выразительно).
III. Актуализация знаний
1. Постановка учебной задачи
— Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали? (Это зачин былины «Илья Муромец и Идолище».)
— Что вы узнали из этого текста? Как вы его поняли?
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
Прежде чем мы начнем читать прозаический вариант былины, я хочу напомнить вам об исторических событиях, происходивших на Руси в XIII в., о набегах на нашу землю ордынцев.
— Что вы знаете об этом? (Ответы детей.)
На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силой, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Покорив многие страны и народы, в 1237 г. армия, возглавляемая внуком Чингисхана ханом Батыем, подошла к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врагов своими силами, но одна за другой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. И завоеватели шли все дальше и дальше по Русской земле.
— Что вам известно о Золотой Орде?
(Учитель обобщает и дополняет ответы детей.)
На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство — Золотую Орду. После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей было ограбление порабощенного населения. Это достигалось путем жестоких поборов. Многие города на завоеванных территориях, разоренные монголами, находились в упадке или вовсе исчезли.
Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи — съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями - везиры. В города и подчиненные им области посылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с дару гам и назначались военачальники - баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, так как военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи («огланы»), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска.
Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами.
2. Проверка домашнего задания
— Какие иллюстрации к былине вы подготовили? Представьте их классу. Прочитайте выразительно отрывки из былины, соответствующие иллюстрациям.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Чтение и анализ прозаического варианта былины
— Сегодня мы познакомимся с прозаическим вариантом былины. Но прежде объясните значение старинных слов.
Сажень — старинная русская мера длины, чуть более 2 м (расстояние между концами пальцев разведенных в стороны рук).
Пядь — старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
Полушечка — самая мелкая медная монета достоинством четверть копейки.
(Учитель читает текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе Ирины Карнауховой.)
— Когда происходили описанные в былине события?
— Каковы особенности того времени?
— О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? (В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)
— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?
— Чем закончились поездки богатыря?
— Какие надписи он сделал?
(Повторное чтение текста былины в учебнике хорошо читающими учениками.)
— Прочитайте выражения.
Добрый молодец, чисто поле, славный Киев-град, конь богатырский, дружина храбрая.
— Как их называют? (Устойчивые эпитеты.)
— Прочитайте определение слова эпитет на с. 38 учебника. Приведите свои примеры.
— Найдите в тексте былины, как описываются герои и предметы. Запишите на с. 14 творческой тетради примеры устойчивых эпитетов, которые часто встречаются в былине.
— Найдите сходство и различия поэтического и прозаического вариантов былины.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Составим синквейн об Илье Муромце.
Например:
Муромец.
Храбрый, сильный.
Защищает, спасает, рассуждает.
Справедливый защитник нашей Родины.
Богатырь.
Домашнее задание
Перечитать былину и разделить ее на смысловые части. Подготовить рассказ об Илье Муромце по плану, данному на с. 37—38 учебника.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Наш театр. Подготовка сценария
Урок литературного чтения в 4 классе. Книга в нашей жизни
Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России
Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку
Нет комментариев. Ваш будет первым!