Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Тема: «Вводный урок по содержанию раздела. Высказываний известных людей о книге»
Цели: познакомить с новым разделом учебника «Книга в мировой культуре»; изучить основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация; развивать память и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать высказывания известных людей о книге; воспитывать культуру и уважение к истории России.
Планируемые результаты: предметные: понимание ценности книги, отношения к ней в обществе, формирование собственного отношения к книге, умений определять главную тему и основную мысль высказывания (наставления, поучения), главные (ключевые, опорные) слова, подтверждать свой ответ словами из текста; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— формирование умений осуществлять поиск необходимой информации в учебной книге, ориентироваться в ней, анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения,
— считывание необходимой информации об истории книги с иллюстраций учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, распределение обязанностей в группе при планировании проекта «Мы идем в музей книги»; личностные: проявление уважения к истории своей Родины, бережного отношения к учебной книге.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), карточки с текстом речевой разминки и заданиями, выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Ребята, наш урок чтения мне бы хотелось начать стихотворением «Большая книжка». Прочитайте его.
Взяли мы две книжки —
Папа взял и я.
(Папина — большая,
Тонкая — моя.)
Думал я, все думал
И решил сказать:
— Я хочу большую
Книжку почитать.
Папа улыбнулся,
Возражать не стал.
Взял мою он книжку,
Мне свою отдал.
Долго я старался,
Но прочесть не мог.
— Что это за буквы?
— Формулы, сынок!
Очень интересно.
Только не понять,
Попросил я снова
Книжку поменять.
И сказал мне папа:
— Потерпи, сынок,
Я когда-то тоже
Их понять не мог.
К. Ибряев
— О чем вы думали, когда читали стихотворение? Что хотел сказать автор? (Книг на свете очень много, но выбирать их нужно соответственно своему возрасту.)
— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, утвердительно, весело, выразительно).
III. Работа по теме урока
— Как расшифровать, что здесь написано? (Прочитать справа налево.)
ЕРУТЬЛУК ЙОВОРИМ ВАГИНК
— Что получилось? (Книга в мировой культуре.)
— Это название первого раздела учебника. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)
— Как вы думаете, о чем мы можем узнать, изучая этот раздел? Чему будем учиться? (Предположения детей.)
— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 4 и прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся. (Библиотека, каталог, аннотация.)
— Какие из этих слов вам уже известны? (Ответы детей.)
— Узнаем их определение в толковом словаре.
Библиотека — собрание книг, произведений печати, а также помещение, где они хранятся.
Каталог — составленный в определенном порядке перечень книг.
Аннотоция — краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.
— Прочитайте диалог Ани и Вани. Что вы из него узнали? (Книги — самое замечательное изобретение человека, ведь без них было бы невозможно учиться, чтобы создавать что-то новое.)
— Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров. Что нового вы узнали? (Книга помогает не забывать прошлое и создавать будущее, лучше понимать себя и другого человека.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение и анализ высказываний о книгах
— Прочитайте высказывания известных людей о книгах.
— Выберите высказывание, которое вам больше всего понравилось. Обсудите с другом его смысл.
(Работа в паре.)
— Прочитайте выбранную пословицу одноклассникам. Объясните ее смысл.
2. Распределение высказываний и пословиц по группам
— Распределите высказывания и пословицы по двум группам: 1) о книге; 2) о знании.
— Какие еще высказывания о книге вы знаете?
— Сравните высказывания великих людей и народные пословицы. Что в них общего?
— Составьте диалог на тему «Книга в нашей жизни» и запишите его в творческую тетрадь.
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Что получалось легко?
— Что показалось трудным?
VII. Подведение итогов урока
— Какой раздел начали изучать?
— Какие высказывания о книге вы запомнили?
Домашнее задание
Завершите работу с диалогом, который начали составлять на уроке. Собрать и принести материал по данной теме.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Наш театр. Подготовка сценария
Урок литературного чтения в 4 классе. Книга в нашей жизни
Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку
Нет комментариев. Ваш будет первым!