Урок литературного чтения в 4 классе. Пивоварова «Смеялись мы - хи-хи»
Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. И. Пивоварова «Смеялись мы - хи-хи». Соотнесение содержания текста с пословицей
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить обучающихся с творчеством И. Пивоваровой; учить читать выразительно, прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря, высказывать свое мнение, рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана; развивать память, речь.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: становление гуманистических ценностных ориентации.
Оборудование: выставка книг И. Пивоваровой, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какие рассказы вы подготовили? Послушаем их.
— Как вы выполнили пятое задание? Прочитайте, что у вас получилось.
III. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Постарайся гнев, обиду
Силой воли ты сдержать,
Громким топаньем и криком
«Я» свое не выражать.
Лучше ровно и спокойно
Все, что думаешь, сказать.
Ведь того, кто так умеет,
Можно только уважать!
— Прочитайте способом «птичий базар».
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом последние слова каждой строчки.
- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя эти же слова.
- Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).
— Как вы поняли смысл стихотворения?
Как бы вы его озаглавили? (Предположения детей.) Называется оно «Уравновешенность». Как вы понимаете значение этого слова?
— Как вы считаете, это положительное или отрицательное качество человека?
— Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрации к нему. О чем в нем говорится? (Предположения детей.)
- Кто написал это произведение?
- Что вы помните об авторе? Какие произведения читали? Рассмотрите выставку к уроку.
Ирина Михайловна Пивоварова (1939—1986) — русская детская писательница, иллюстратор. Родилась в Москве в семье врача. Ее отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. После института Ирина несколько лет работала декоратором, заработав себе репутацию замечательного художника. Там она познакомилась со своим будущим мужем — представителем неофициального искусства Виктором Пивоваровым. Семья Пивоваровых внесла огромный вклад в детскую литературу — Ирина неожиданно начала писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а ее муж создавал иллюстрации к ее произведениям. Сначала рассказы Ирины печатали в небольших, не очень известных журналах. И только после того как ее стихи были опубликованы в журнале «Веселые картинки», Ирина Пивоварова получила известность. Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины — стихи, рассказы, повести — за то волшебство, которым они пронизаны.
(Чтение рассказа учителем.)
Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Чтение рассказа.)
— От чьего имени ведется рассказ?
— Проследите по тексту, как менялось настроение героини. Оставалось ли одинаковым содержание ее стихов, когда она была радостной и когда испытывала чувство обиды?
(Выразительное чтение.)
— Выберите любой эпизод для выразительного чтения.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно хорошо получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Как вы поняли название рассказа?
— Почему именно эта девочка стала героиней рассказа?
— Правдиво ли автор изобразил ее? В чем вы видите мастерство И. Пивоваровой?
Домашнее задание
Прочитать текст, разделить его на части. Озаглавить их.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Добрых слов на свете много —
Ты их выучи скорей
И произноси почаще,
Чтобы радовать людей.
Их ведь и приятно слышать,
И приятно говорить!
Если каждый будет вежлив,
Станет радостнее жить!
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— Прочитайте с утвердительной интонацией.
— Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).
— Как вы поняли смысл стихотворения?
— Как бы вы его озаглавили? (Предположения детей.)
— Называется оно «Доброжелательность». Как вы понимаете значение этого слова?
— Какие качества человека вы больше всего цените?
— Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
III. Проверка домашнего задания
— Как вы разделили текст на части?
— Какой план у вас получился?
— Подготовьтесь пересказать текст по составленному плану.
IV. Работа по теме урока
— Какое «открытие» сделала для себя девочка?
— Расскажите, как у нее начали складываться стихи.
— Кто из вас пишет стихи? Когда они у вас рождаются?
— Прочитайте нам свои стихотворения.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Перечитайте еще раз текст речевой разминки. О каких добрых словах идет речь?
— Вспомните, какие слова вы любите слушать и чьи. Почему они важны для вас?
(Работа в группе.)
— Прочитайте и обсудите с друзьями смысл пословиц на с. 134 учебника.
— Соотнесите пословицы с содержанием произведения. Как вы общаетесь в школе? Вы называете друг друга по имени или по фамилии? Говорите ли вы друг другу добрые слова?
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно хорошо получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Интересно ли было вам читать этот рассказ?
— Что именно понравилось?
— Чему учит нас это произведение?
Домашнее задание
Читать книги о детях-сверстниках.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе. Книга в нашей жизни
Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»
Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!