Урок литературного чтения в 4 классе. Пивоварова «Смеялись мы - хи-хи»

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. И. Пивоварова «Смеялись мы - хи-хи». Соотнесение содержания текста с пословицей

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить обучающихся с творчеством И. Пивоваровой; учить читать выразительно, прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря, высказывать свое мнение, рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана; развивать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: становление гуманистических ценностных ориентации.

Оборудование: выставка книг И. Пивоваровой, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какие рассказы вы подготовили? Послушаем их.

— Как вы выполнили пятое задание? Прочитайте, что у вас получилось.

III. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Постарайся гнев, обиду

Силой воли ты сдержать,

Громким топаньем и криком

«Я» свое не выражать.

Лучше ровно и спокойно

Все, что думаешь, сказать.

Ведь того, кто так умеет,

Можно только уважать!

— Прочитайте способом «птичий базар».

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом последние слова каждой строчки.

- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя эти же слова.

- Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).

— Как вы поняли смысл стихотворения?

Как бы вы его озаглавили? (Предположения детей.) Называется оно «Уравновешенность». Как вы понимаете значение этого слова?

— Как вы считаете, это положительное или отрицательное качество человека?

— Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрации к нему. О чем в нем говорится? (Предположения детей.)

- Кто написал это произведение?

- Что вы помните об авторе? Какие произведения читали? Рассмотрите выставку к уроку.

Ирина Михайловна Пивоварова (1939—1986) — русская детская писательница, иллюстратор. Родилась в Москве в семье врача. Ее отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. После института Ирина несколько лет работала декоратором, заработав себе репутацию замечательного художника. Там она познакомилась со своим будущим мужем — представителем неофициального искусства Виктором Пивоваровым. Семья Пивоваровых внесла огромный вклад в детскую литературу — Ирина неожиданно начала писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а ее муж создавал иллюстрации к ее произведениям. Сначала рассказы Ирины печатали в небольших, не очень известных журналах. И только после того как ее стихи были опубликованы в журнале «Веселые картинки», Ирина Пивоварова получила известность. Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины — стихи, рассказы, повести — за то волшебство, которым они пронизаны.

(Чтение рассказа учителем.)

Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Чтение рассказа.)

— От чьего имени ведется рассказ?

— Проследите по тексту, как менялось настроение героини. Оставалось ли одинаковым содержание ее стихов, когда она была радостной и когда испытывала чувство обиды?

(Выразительное чтение.)

— Выберите любой эпизод для выразительного чтения.

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно хорошо получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Как вы поняли название рассказа?

— Почему именно эта девочка стала героиней рассказа?

— Правдиво ли автор изобразил ее? В чем вы видите мастерство И. Пивоваровой?

Домашнее задание

Прочитать текст, разделить его на части. Озаглавить их.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Добрых слов на свете много —

Ты их выучи скорей

И произноси почаще,

Чтобы радовать людей.

Их ведь и приятно слышать,

И приятно говорить!

Если каждый будет вежлив,

Станет радостнее жить!

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— Прочитайте с утвердительной интонацией.

— Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).

— Как вы поняли смысл стихотворения?

— Как бы вы его озаглавили? (Предположения детей.)

— Называется оно «Доброжелательность». Как вы понимаете значение этого слова?

— Какие качества человека вы больше всего цените?

— Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

III. Проверка домашнего задания

— Как вы разделили текст на части?

— Какой план у вас получился?

— Подготовьтесь пересказать текст по составленному плану.

IV. Работа по теме урока

— Какое «открытие» сделала для себя девочка?

— Расскажите, как у нее начали складываться стихи.

— Кто из вас пишет стихи? Когда они у вас рождаются?

— Прочитайте нам свои стихотворения.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Перечитайте еще раз текст речевой разминки. О каких добрых словах идет речь?

— Вспомните, какие слова вы любите слушать и чьи. Почему они важны для вас?

(Работа в группе.)

— Прочитайте и обсудите с друзьями смысл пословиц на с. 134 учебника.

— Соотнесите пословицы с содержанием произведения. Как вы общаетесь в школе? Вы называете друг друга по имени или по фамилии? Говорите ли вы друг другу добрые слова?

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно хорошо получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Интересно ли было вам читать этот рассказ?

— Что именно понравилось?

— Чему учит нас это произведение?

Домашнее задание

Читать книги о детях-сверстниках.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку

Урок литературного чтения в 4 классе. Книга в нашей жизни

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!