План - конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Токмакова «Сказочка о счастье»
Литературное чтение, 4 класс. Конспект урока. УМК Л. Ф. Климановой
Цели: продолжать знакомить с творчеством И. Токмаковой, отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; обогащать словарный запас обучающихся; развивать память, речь, мышление; обучать чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, умение находить необходимую информацию в произведении (тема, главная мысль),
— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет И. Токмаковой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте, доскажите слово.
Мама, папа и братишка,
Озорной котенок Тишка —
Сегодня мы все дома вместе.
Котенок выпачкался в тесте,
Братишка в кубики играет,
Наш папа что-то там читает,
Мамуля вяжет на диване,
А я звоню подружке Ане.
И пусть на улице ненастье,
Побыть с родными — это... (счастье).
- Прочитайте медленно.
- Назовите имена существительные.
- Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом существительные.
- Прочитайте скороговоркой, выразительно.
Работа по теме урока
— Как вы понимаете слово счастье?
— Как автор понимает это слово? Что он хотел сказать нам своим стихотворением?
— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. («Сказочка о счастье».)
— О чем может быть произведение с таким названием? (Прогнозирование содержания текста.)
— Кто автор произведения? Что вы о нем помните?
Ирина Петровна Токмакова родилась в 1929 г. в Москве. Писать стихи начала рано. В одном классе с ней училась дочь известного поэта В. И. Лебедева-Кумача, автора слов многих известных песен: «Священная война» («Вставай, страна огромная...»), «Песня о Родине» («Широка страна моя родная...»), «Песенка о капитане» из кинофильма «Дети капитана Гранта» («Капитан, капитан, улыбнитесь...»), «Марш веселых ребят» из кинофильма «Веселые ребята» («Нам песня строить и жить помогает...») и др.
Стихи Ирины Петровны, тогда — девочки Ирины, попали к Лебедеву-Кумачу, и он написал на них вполне серьезный отзыв, уважительно именуя Ирину «автором». Указав на недостатки, он все же обнаружил у Ирины поэтические способности и посоветовал писать дальше.
(Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе». Чтение произведения И. Токмаковой учителем.)
— Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
— Какая это сказка: смешная, поучительная, забавная, интересная?
— Докажите, что это сказка.
— Прочитайте вопрос 7 на с. 53. К каким сказкам относится произведение И. Токмаковой? (Это сказка-стихотворение.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Чтение сказки учащимися. Работа над содержанием сказки.)
— Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке?
— Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
— Как вы думаете, почему изменился король?
— Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
— Случались ли с вами подобные истории?
— Приходилось ли вам изменить что-либо в себе после того, как кто-либо вам указал на ваш недостаток?
— Давайте определим, каких качеств не хватало королю до встречи со старцем.
— Была ли цель жизни у короля до встречи со старцем?
— Изменилась ли она после встречи?
— Чему учит нас эта сказка?
— Прочитайте и выпишите в творческую тетрадь слова старца, в которых заключена главная мысль. Вы согласны с ним-
— Прочитайте заключительные строки сказки-стихотворения-
— Почему на лице короля сияет счастье? Какой прием здесь использует автор?
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого автора познакомились на уроке?
— Что вы запомнили о нем?
Домашнее задание
Перечитать сказку. Подготовить выразительное безошибочное чтение.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России
Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку
Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!