Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Крылов Басня «Ворона и Лисица»
Урок литературного чтения для 4 класса. Школа России. Наш театр. И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирование
Цели: познакомить с баснями И.А. Крылова; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль произведения; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: предметные: умения отличать басню от стихотворения, определять структуру басни, самостоятельно инсценировать прочитанные произведения, писать и воспроизводить сценарий по прочитанной басне; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
- анализ нравственного смысла басни, характеров героев, умение соотносить смысл басни и пословицы,
— ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: формирование нравственных качеств у обучающихся, воспитание положительного отношения к честным, благородным, добрым поступкам, привитие любви к басенному стиху и интереса к предмету.
Оборудование: выставка книг И.А. Крылова, портрет писателя, аудиозапись басни «Ворона и Лисица», карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Осип орет, Архип не отстает.
Кто кого переорет?
Осип охрип. Архип осип.
— Прочитайте медленно. Что это? (Скороговорка.)
— Прочитаем орфографически (как пишем).
— Прочитаем орфоэпически (как произносим).
— Прочитайте медленно, затем с ускорением.
— Потренируйтесь в скорочтении.
— Что высмеивает народ этой скороговоркой?
Сегодня мы поработаем с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Разберем ее смысл, будем учиться читать выразительно.
III. Работа по теме урока
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, а значит, узнаем что-то новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе? Расскажите. (Ответы детей.)
— В каком жанре писал Крылов? Что такое басня? (Учитель читает басню (или включает аудиозапись).)
— Понравилась ли вам басня?
— Что было непонятно?
Лесть — лицемерное, угодливое восхваление.
Льстец — льстивый человек.
Гнусный — внушающий отвращение, омерзительный.
Взгромоздиться — взобраться с усилием на что-то высокое.
Пленил — привлек внимание, привел в восторг.
Вещуньина — принадлежащая вещунье.
Зоб — у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда говорят о тебе правду.)
— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? {В сказках лисица чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека.)
— Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит; // Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит // И говорит так сладко, чуть дыша...)
— Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.
— Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Читают отрывок.)
— Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?
— Почему эта история случилась с Вороной?
— Как Лисице удалось достичь своей цели? (Выразительное чтение басни.)
— Поработайте в паре. Обсудите с другом, как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью, любовью, нежностью, состраданием, юмором, восхищением?
— Подготовьтесь к выразительному чтению басни. (Дается время для подготовки.)
— Прочитайте выразительно, в лицах.
(Слушают несколько выступлений. Затем проводят инсценирование басни.)
— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить Ворону и Лисицу, читая басню.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— В чем сила басни?
— О чем предупреждает И.А. Крылов в этой басне? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддается его речам.)
— Что высмеивают, обличают басни Крылова?
— Рассмотрите книги басен Крылова. Обратите внимание, что в одних случаях художники изображают животных, в других — людей. Почему это возможно? (Это связано с иносказаниями.)
Домашнее задание
Выучить басню наизусть.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе. Экскурсия в библиотеку
Урок литературного чтения в 4 классе. Книга в нашей жизни
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России
Урок литературного чтения в 4 классе. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!