Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему идёт дождь и дует ветер. Школа России

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Почему идет дождь и дует ветер?» УМК А. А. Плешаков

Цели: расширять знания о дожде и ветре, значении этих явлений для жизни растений, животных и человека; объяснить причины возникновения ветра и дождя.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра; различать виды дождя.

Оборудование: воздушный шарик; у учащихся — цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Игра «Доскажи словечко»

• Солнце — это огромный пылающий... (шар).

• Солнце — это ближайшая к Земле... (звезда).

• Солнце создает нам... (день).

• По размерам Солнце... (больше) Земли.

• Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится... (далеко от Земли).

• Звезды - это огромные пылающие... (шары).

• Они кажутся нам маленькими... (точками), потому что находятся... (далеко от Земли).

• Звезды отличаются друг от друга по... (цвету) и по... (размеру).

• Звезд на небе очень много, и люди объединили их в... (созвездия).

(Можно использовать КИМы (тест 37, с. 57).)

III. Самоопределение к деятельности

- О чем пойдет речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Он пришел, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал.

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле. (Дождь.)

— А почему идет дождь? (Ответы детей.)

Носится, свищет,

Мечется, рыщет.

Где пробежит — листик дрожит.

Где пронесется — дерево гнется. (Ветер.)

- Что вы знаете о ветре? (Ответы детей.)

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О дожде и ветре.)

- Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Почему идет дождь и дует ветер?)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Работа по теме урока

- Прочитайте первое задание на с. 36 учебника. Обсудите его в группах.

(Учитель выслушивает ответы нескольких групп.)

— Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87.

— Почему дожди так назвали?

— Отгадайте, о каком дожде идет речь.

Всю малину исхлестал,

Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш.

Нужен саду свежий душ,

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить? (Ливень.)

— Прочитайте второе задание на с. 36. Обсудите его в группах.

(Учитель выслушивает ответы нескольких групп.)

— Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87.

На Земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется.

— Кто знает, что это значит?

(Учитель рисует море, озеро, реку и маленькие капли воды, которые поднимаются вверх.)

Вода испаряется, т. е. становится невидимым и прозрачным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднимается вверх. А там, на высоте, всегда холодно. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих капель так много, что они все вместе превращаются в большое темное облако — тучу.

(Учитель дорисовывает тучу, а в ней крупные капли.)

Капли воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю. Вот и получается дождь.

— Представьте себе, что вы художники. Вам нужно нарисовать дождь. Как может выглядеть веселый дождик? Нарисуйте.

— А как будет выглядеть грустный дождик? Нарисуйте.

— Так почему же идет дождь?

V. Физкультминутка

Приплыли тучи дождевые.

— Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые.

— Пей, рожь, пей!

И рожь, клонясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А дождик теплый, дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

Я. Дягутите

(Учащиеся стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивать, переворачивают ладони: после пятой строки — вверх, после слов «А теплый дождь неугомонный льет...» — вниз.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте третье задание на с. 36. Обсудите его в группах.

(Учитель выслушивает ответы нескольких групп.)

— Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87.

— Ребята, а мы можем сами получить ветер?

(Ученики могут предложить такие способы: подуть — и ощутим ветерок; помахать руками перед лицом — и почувствуем ветерок. Учитель демонстрирует еще один способ: на подоконник кладет воздушный шарик, открывает на несколько секунд окно. Дети замечают, что холодный воздух сдул шарик с окна.)

— Какой ветерок получился? (Слабый, легкий.)

— Прочитайте четвертое задание на с. 37. Обсудите его в группах.

(Учитель выслушивает ответы нескольких групп.)

— Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 23—24).

(Работа в парах.)

Ответы:

1. Дуб, роза, жук, помидор, конь.

2. Одуванчик, белка, лист, стрекоза, грач.

№2 (с. 24).

— Рассмотрите рисунки. Что вы заметили? Объясните, что неверно нарисовано. (На первом рисунке дождь прямой, значит, не должно быть ветра, а деревце наклонилось. На двух других рисунках ветер дует одновременно в разные стороны. Так не бывает.)

— Выполните задание.

3. Творческая работа

— Сочините сказку по рисунку на с. 37 учебника.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 37, в рамке).) — Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Выяснили мы причины возникновения дождя, ветра?

(Учащиеся проговаривают их еще раз.)

Рекомендации для занятий дома

1. Понаблюдать за тучами, дождем, ветром. Подобрать слова для описания подобных явлений (какие тучи? какой дождь? какой ветер?)

2. Попросить родителей почитать стихи о дожде и ветре. Обратить внимание на то, какой разный «характер» бывает в стихотворениях у дождя, у ветра.

Дополнительный материал

Ветер

Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, а холодный воздух тяжелый, он стелится понизу. Значит, ветер — это воздух, который приходит в движение.

Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.

Над широкими теплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями все время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.

Сильные и опасные ветры — это ураган, тайфун, смерч. Тихие ветры — бриз, муссон.

Игра «Дождик-капелька»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал

И устал, и перестал!

И. Токмакова

(Играющие свободно размещаются на площадке. С началом текста все выполняют произвольные движения. С последним словом «перестал» все движения прекращаются, участники игры как бы застывают. Ведущий, проходя мимо детей, замечает того, кто пошевелился — тот выходит из игры. Движения могут быть использованы разные, по желанию играющих: прыжки, качалочка, веревочка и др. В конце игры ведущий отмечает тех, кто исполнял самые лучшие движения. Стихотворение декламирует ведущий или группа ребят, не участвующих в игре. Звучит оно звонко, задорно, но не очень быстро.)

Похожие статьи:

Урок окружающего мира, 1 классе. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».

Урок окружающего мира, 1 класс. Что это за листья? Школа России

Урок окружающего мира в 1 классе. Куда текут реки?

Урок окружающего мира, 1 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие рыбы? Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!