Урок обучения грамоте, 1 класс. Предложение и слово. Школа России

Конспекты уроков по обучению грамоте в 1 классе на тему «Предложение»

Урок №1

Цели: познакомить учащихся с понятием «предложение»; развивать связную речь, умения составлять предложения из двух слов и более, быстро и точно находить слова для обозначения окружающих предметов и классифицировать слова, обозначающие названия школьных предметов; формировать представление об устном народном творчестве.

Формируемые УУД: выделять из устной речи предложение, распространять и упрощать предложение; последовательно выполнять задания учителя; слушать и слышать других; различать формы устного ответа (ответ полный и краткий); контролировать себя.

Пропедевтика: понятия «классификация по общему признаку», «имя собственное».

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Отгадайте загадку.

Малышам — вторая мама,

Знаний даст она немало,

Научит всех трудиться,

Учиться — не лениться,

И считать, и писать,

И лепить, и рисовать. (Учительница.)

А. Кочергина

— На какой урок вы сейчас пришли? (Урок обучения грамоте и письму.)

— Кому нравится поднимать руку и отвечать на вопросы?

— На предыдущем уроке мы с вами договорились начинать урок с дыхательной гимнастики и артикуляционной разминки. Повторим уже знакомые нам упражнения.

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 5.

— Повторим хором стихотворение А. Барто в задании 4.

— Зачеркните лишний предмет в задании 5.

— Какой предмет вы выбрали? Почему? Какие ещё предметы, необходимые ученику, вы добавили бы к этим рисункам?

— Откройте тренажёр на с. 5. Какие предметы здесь изображены?

— Потренируемся писать по образцу до синей линии. За синей линией начинаются поля, на которых ученики не пишут.

— Какое задание нужно выполнить в кругах и овале? (Штриховку.)

II. Актуализация знаний

— Как назовём одним словом всё, что мы сейчас говорили? (Речь.)

— Как называется речь, если она записана? (Письменная речь.)

— Как называется речь, если она не записана, а произнесена вслух? {Устная речь.)

— Для чего служит речь? {Для общения, передачи информации, выражения мыслей и чувств.)

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель сообщает, что на уроке дети будут учиться делить речь на части, писать новые элементы букв.)

IV. Работа по теме урока

1. Подготовка к восприятию

— Как вы думаете, всегда ли человек мог говорить?

Очень-очень давно человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками. Позже он придумал различные сочетания звуков для обозначения того, что он узнал и создал. На формирование речи человечеству потребовались сотни тысяч лет, а у вас это заняло три года от момента рождения. К концу первого года жизни вы знали только несколько коротких слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и т. д. К трём годам — уже около тысячи слов. А теперь вы свободно разговариваете на любую тему.

— Спросите родителей и запишите ваши первые слова.

— Откройте учебник на с. 4. Расскажите, что вы видите. (Дети пришли в школу, их встречает учительница.)

— Какой день изобразил художник? (Первое сентября, потому что дети нарядные, с цветами.)

— Какое у всех настроение? (Радостное, весёлое.)

— Что изменилось в твоей жизни после прихода в школу? Расскажи соседу по парте.

(Дети тихим голосом говорят в парах не более двух минут. Учитель объясняет, что они ведут диалог.)

— Как называется всё то, что мы сейчас говорим? (Устная речь.)

— Допишем строчки ниже синего прямоугольника в тренажёре в той последовательности, как показано в образце.

(Учитель объясняет значение слова «последовательность».)

2. Понятие о предложении

— Устная речь делится на части, которые позволяют понимать, о чём идёт речь или о чём ведётся разговор. Эти части называются предложениями. Как вы понимаете слово «предложение»?

Каждое предложение выражает какую-то мысль, какое-то сообщение, какую-то важную информацию. Вот, например, предложение «Дети пришли в школу». С помощью интонации мы можем выделять наиболее важное слово.

— Кто пришёл в школу? (Дети.)

— Но, может быть, важно сообщить другую информацию? В какое место пришли дети? (В школу.)

Наше предложение можно расширить, то есть добавить в него другие слова, дать дополнительную информацию: «Нарядные дети пришли в школу с цветами».

— А как предложение изображается графически?

(Учитель чертит на доске схему.)

— Это прямоугольник (как коробочка, а внутри слова). Обратите внимание на чёрточку вверху (будто кто-то носик из коробочки высунул). Кто заметил ещё что-то рядом с прямоугольником?

— Верно, за ним стоит точка. А почему? (Она обозначает конец сообщения.)

— Взгляните снова на с. 4 учебника.

(Учитель объясняет детям значение условных знаков: знак с двумя звёздочками указывает на то, что нужно разделиться на пары — по два человека.)

— А теперь составьте предложения о солнце, о небе, о звёздах.

— Что вы сейчас составляли? (Предложения.)

(Учитель вешает на доску плакат «Режим дня».)

— Сколько картинок на плакате? (Шесть.)

— Составьте предложение по каждому рисунку. (Ответ. 1. Мальчик делает зарядку. 2. Ребёнок умывается. 3. Мальчик расчёсывает волосы. 4. Мальчик надевает куртку. 5. Мальчик пьёт чай. 6. Ученик пишет в тетради.)

— Что вы подумали о мальчике, изображённом на рисунках? (Он аккуратный, дисциплинированный, заботится о своём здоровье.)

— Вы высказали мысль. Значит, если мы высказываем мысль словами, получается что? (Предложение.)

— Внизу на с. 4 учебника изображены предметы. Назовите их. Почему они разделены на две группы? (Игрушки и учебные принадлежности.)

(Учитель раскрывает понятие «классификация».)

— Перечислите игрушки, изображённые на рисунке.

— Давайте ещё раз повторим хором стихотворение А. Барто «Я выросла» («Мне теперь не до игрушек...»).

— А теперь назовите учебные принадлежности.

— Какие учебные принадлежности есть у вас в ранцах?

— Что лежит у вас в пеналах?

— Какие ещё игрушки вы могли бы добавить?

— А какие учебные принадлежности вы добавите?

(Учитель проводит беседу о бережном отношении к учебным принадлежностям и игрушкам.)

— Отгадайте загадки А. Кочергиной. Какая общая тема их объединяет?

1. Не на стенах в нашем доме —

Я рисую всё в ... (альбоме).

 

2. В альбоме буду рисовать,

А для письма нужна ... (тетрадь).

 

3. Гриб, медведь, лиса, корзина —

Всё слеплю из ... (пластилина).

 

4. Я рисовал, а тут Маринка!

Сотрёт ненужный штрих... (резинка).

— Если в учебнике в красном кружке стоит восклицательный знак, это сложное задание. Кто из вас может прочитать пословицу под изображениями детей?

(Пословицу читает ученик, который умеет читать, или учитель.)

— Чему учит вас эта пословица?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа

— Поупражняемся в составлении предложений. Чтобы лучше узнать друг друга, задавайте вопросы. (Примерные вопросы. Где ты живёшь? У тебя есть сестра или брат? Как зовут твою маму? Есть ли у тебя кошка? Какая у неё кличка? Каких животных ты любишь? Какие сказки ты знаешь?)

2. Работа с прописями и учебником

(Проводится гимнастика для кистей рук: см. приложение «Пальчиковые игры». Учитель повторяет правила: посадка, положение тетради на парте и ручки, карандаша в руке. Следует обратить внимание детей на плакат «Правильно сиди при письме».)

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 7.

(При работе с Пр. 2: с. 8, 9 тетради 1.)

— Кто изображён на иллюстрациях?

— Обведите рисунки по контуру.

— Карандаши какого цвета вы использовали и почему?

— Какое предложение мы составим о слонёнке? (Слонёнок машет хоботом, с радостью приветствует друзей.)

— Слонёнок предлагает вам выполнить письмо маленьких кружков и полуовалов.

— Во что одет крокодил? (Крокодил одет в фартук.)

— Что у крокодила на голове? (На голове у крокодила колпак.)

— Напишите элементы букв, которые размещены на узкой (рабочей) строке ниже крокодила.

— Что делает бегемот?

— Начертите схему предложения.

— Напишите элементы букв.

(Учащиеся прописывают полуовалы и точки.)

— Какое предложение мы составим о докторе Айболите?

— Начертите схему предложения.

— Напишите полуовалы и чёрточки сверху вниз.

— Из каких произведений пришли к вам на урок эти персонажи? Кто их автор? (К. Чуковский.)

— Напишите чёрточки с наклоном слева направо на широкой строке.

— А теперь откройте учебник на с. 5.

— Какую сказку вы вспомнили, глядя на верхнюю иллюстрацию? («Гуси-лебеди».)

— Какой момент изобразил художник-иллюстратор? (Девочка убегает с братцем. Гуси гонятся за ней. Они хотят отнять у неё брата.)

— Сколько предложений вы произнесли? (Три.)

— Повторите первое предложение, второе, третье.

— Начертите схемы предложений.

— Во что одета девочка?

— Что у неё вплетено в косичку?

— Во что она обута?

— В наше время девочки так одеваются?

— Как одеваются современные девочки?

— Сколько гусей-разбойников изображено на картинке?

— Почему они вытянули шеи?

— Что изображено на дальнем плане?

— Каким представляется вам этот лес?

— Что помогает вам выразить свою мысль? (Предложение.)

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 8.

(При работе с Пр. 2: с. 10, 11 тетради 1.)

— Что вы видите на первом рисунке? {Терем, теремок, домик.)

— Перечислите персонажей сказки, которые изображены на этой страничке. {Лягушка, петух, мышка.)

— Каких персонажей не хватает?

— Как называется сказка? {«Теремок».)

— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.

(Далее письмо по образцу под иллюстрациями.)

— Составьте предложения о петушке, мышке, лягушке. (Примерные ответы. Петушок клюёт зёрнышки. Лягушка громко квакает. Мышка пищит в норке.)

— Почему вы решили, что это предложения? (Они выражают мысль.)

— Вернёмся к учебнику. Какую сказку вы вспомнили, глядя на нижнюю иллюстрацию? («По щучьему веленью».)

— Где находится Емеля? (Емеля находится у проруби.)

— Что вы сейчас произнесли? (Предложение.)

— Кого поймал Емеля? (Емеля поймал большую щуку.)

— Какое время суток изображено?

— Как вы определили, что это светлое время суток? (На небе светит солнце.)

— Что изображено на дальнем плане? (Там нарисована деревня.)

— Сколько предложений мы составили? Что выражает каждое предложение?

— Что вы видите над домами? (Над домами вьётся дым.)

— Говорят: если дым поднимается столбом вверх, то это к морозу. Как вы думаете, чем топят дома в деревне, если идёт дым? (Дровами, углём или торфом.)

— Когда так топили во всех домах? (Очень давно.)

— Чем чаще всего отапливают дома в наше время? (Тазом, водой или паром.)

— Прочитаем, что написано на с. 5 внизу.

(Учитель или кто-то из учеников читает предложения, затем все повторяют хором несколько раз.)

— Из чего состоит речь?

— Как мы обозначаем предложение графически?

— Что изображено в прописях (Пр. 1) на с. 9?

(Учитель выставляет муляжи овощей.)

— Как назвать огурец и редьку одним словом? {Овощи.)

— Обведите их по контуру.

— Если яблоко не овощ, то чем же оно является? (Фруктом.)

— Какие ещё фрукты вы знаете?

— Каким цветом можно раскрасить яблоко?

— К какой группе можно отнести клубнику, если она не овощ и не фрукт? (Ягода.)

— Какие ещё ягоды вы знаете?

— Каким цветом раскрасим клубнику?

— Заштрихуйте овощи.

— А теперь будем писать по образцу. Будьте внимательны. (При работе с Пр. 2: с. 12, 13 тетради 1.)

VII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

— О чём мы можем рассказать, составляя предложение? (Обо всём, что мы видим, чувствуем.)

— Кому из вас было скучно на уроке? Почему?

— Кому из вас было интересно на уроке? Почему?

— Сколько слов может быть в предложении?

Урок №2

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Для чего вы приходите в школу? (Мы приходим в школу учиться.)

— Чем мы занимались вчера на уроках чтения и письма?

— Из чего состоит наша речь?

— Для чего человеку необходимо умение говорить?

— А кто из вас умеет говорить молча, не произнося ни звука? Иногда мы с вами о чём-то думаем, у нас в уме проносятся слова, но вслух мы их не произносим. Такая речь называется мысленной. Обычно когда человек о чём-то мечтает, то он думает мысленно, про себя.

— Часто люди записывают свои мысли в специальных тетрадках — личных дневниках. Чтобы записывать свои мысли, нужно уметь писать буквы. А чтобы научиться писать буквы, надо уметь писать элементы букв. Потренируемся писать линии и кружочки по готовым образцам в тренажёре на с. 6. Но сначала выполним пальчиковую гимнастику.

Мышка

— Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

— Не могу уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснился.

На первые три строчки гладим ладонями по голове. Большие пальцы обеих рук прижаты к верхней губе, имитируем усы кота.

II. Развитие речевого аппарата

— Предлагаю выполнить дыхательную гимнастику и артикуляционную разминку.

III. Актуализация знаний

— Какой рассказ о лете вы можете составить из четырёх предложений? (Примерный ответ. Летом бывает очень жарко. Мы ходим на речку купаться. На лугу цветёт много цветов. Я фотографировалась у реки и на лугу.)

— Начертите схему к рассказу из четырёх предложений.

— О чём рассказ? Вспомните первое предложение, второе, третье, четвёртое.

— Мы уже знаем, как называется то, что мы произносим. Как? (Устная речь.)

— Из чего состоит устная речь? (Из предложений.)

— Поиграем в игру со словами «Доскажи словечко». Отгадайте загадки А. Кочергиной, а затем со словами-отгадками придумайте предложения, состоящие из двух слов.

1. В воду любит окунаться,

В краски любит одеваться,

А потом в альбом мой — скок! —

И раскрасила цветок. (Кисточка.)

 

2. Деревянный кафтан,

В нём живёт цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю им рисовать. (Карандаш.)

 

3. Клетка, линейка...

Цифры, слова...

Как я стараюсь,

Покажет она. (Тетрадь.)

— Что объединяет все слова, которые вы досказали? (Это учебные принадлежности.)

— Как нужно обращаться со своими учебными принадлежностями?

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель сообщает, что на уроке дети узнают, из чего состоит предложение, и продолжат учиться писать в прописях.)

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 6. Назовите предметы, которые изображены внизу. Как их можно назвать одним словом? (Инструменты.)

— Посмотрите на доску.

(На доске изображения инструментов.)

— Какие инструменты изображены?

— У кого дома есть такие и другие инструменты?

— Для чего они предназначены?

— Кто ими чаще пользуется: мама или папа?

— Как люди должны обращаться с инструментами?

— Можно ли детям брать их без взрослых?

— Чем они опасны для детей?

— О чём нельзя забывать, пользуясь этими инструментами?

— Как вы понимаете смысл пословицы, которая определяет тему нашего урока?

(Учитель читает в учебнике пословицу вверху страницы.)

— Рассмотрите иллюстрацию к русской народной сказке. Как называется эта сказка? {«Теремок».)

— Вопрос «кто?» мы задаём к словам, которые обозначают людей и животных. Кто изображён на рисунке? {Петух, заяц, ёж, лягушка, мышка.)

— Вопрос «что?» мы задаём к словам, которые не обозначают людей и животных. Что изображено на рисунке? (Теремок, подсолнух, розы, кустарник, табурет, вёдра, коромысло, пила, молоток, грабли.)

— Что делает ёж? Ответьте кратко. {Ёж сидит.)

— Сколько слов в предложении? (Два.)

— Посмотрите на схему под рисунком слева. Если нам нужно составить схему предложения и показать, сколько в нём слов, как мы должны это сделать? Сколько слов изображено на этой схеме? (Тоже два.)

— Соответствует ли предложение «Ёж сидит» схеме изображённого предложения?

(Учитель чертит на доске схему. Объясняет: начало предложения обозначено вертикальной чертой, пауза в конце предложения обозначена точкой; каждое слово в предложении следует обозначать отдельным длинным прямоугольником.)

— Ответьте на вопросы предложениями, состоящими из двух слов. Что делает лягушка? (Лягушка несёт.)

— Что делает заяц? (Заяц рыхлит.)

— Что делает мышка? (Мышка вытряхивает.)

— Что делает петушок? (Петушок кукарекает.)

— Теперь давайте расширим каждое предложение до трёх слов. Что несёт лягушка? (Лягушка несёт вёдра.)

— Что рыхлит заяц? (Заяц рыхлит почву.) И т. д.

— Изобразим графически предложение из трёх слов.

— Придумайте предложение о подсолнухе из трёх слов. (Подсолнух вырос высоким.)

— Построим схему данного предложения.

— Можно ли ещё добавить слова в это предложение? (Подсолнух на огороде вырос высоким. На огороде за кустами стоит высокий красивый подсолнух.)

— Приведите примеры слов, которые отвечают на вопрос «что?».

— Приведите примеры слов, которые отвечают на вопрос «кто?».

— Отгадайте загадку.

Дождик землю промочил,

Ветер солнышко открыл.

Через речку — прыг да скок —

Перекинулся мосток.

Подружила берега

Семицветная дуга. (Радуга.)

А. Кочергина

— Какие слова вы вспоминаете сразу, когда слышите слово «дождь»? (Молния, гром, ветер, радуга, вода, ливень, шторм.)

— Эти слова обозначают явления природы. Нарисуйте радугу. (Учащиеся выполняют задание.)

— Какие карандаши вы использовали?

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 10. Кого вы видите? (Сову, Оленёнка и Медвежонка.)

(При работе с Пр. 2: с. 14, 15 тетради 1.)

— Что делает Медвежонок? (Медвежонок дарит шарик Оленёнку.)

— Сколько слов в предложении? (Четыре.)

— Произнесите первое слово, второе, третье, четвёртое.

— С чего мы начнём чертить схему предложения? Почему? (С прямоугольника с чертой, потому что это начало предложения.)

— А почему последний прямоугольник с вылезающей чёрточкой? Что это означает? (Такой прямоугольник обозначает имя человека или кличку животного.)

Имя человека, кличка животного и т. д. — это имя собственное, которое пишется с большой (заглавной, прописной) буквы.

— В известной сказке медвежонка называют Винни-Пухом. Значит, «Винни-Пух» — это что?

(Учитель объясняет, что это важное правило: клички животных и вообще все имена нужно писать с большой буквы и на схеме обозначать чёрточкой в начале прямоугольника.)

— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.

— А теперь напишем полуовалы.

— Где сидит сова? (На дереве.)

— Как называется большое углубление в стволе дерева? (Дупло.)

— Кто может жить в дупле? (Белка, птичка.)

— Рассмотрите рисунки нас. 11 в прописях. Кто здесь изображён? (Бабочка, комар, жук и муха.)

— На какой вопрос отвечают эти слова?

— Как этих существ можно назвать одним словом? (Насекомые.)

— В какой сказке К. Чуковского говорится о насекомых и имениннице? («Муха-цокотуха».)

— Обведите рисунки по контуру. Заштрихуйте их.

— Что означают прямоугольники под каждым рисунком?

— Напишите незаконченные полуовалы.

— Придумайте предложения с разным количеством слов о том, что делает каждое насекомое. (Бабочка порхает. Красивая бабочка порхает над цветком. Бабочка легко порхает над красивым цветком.)

(Такие предложения дети составляют о каждом насекомом.)

— На какой вопрос отвечают слова, которые обозначают людей и животных? («Кто?»)

— На какой вопрос отвечают слова, которые не обозначают людей и животных? («Что?»)

— Вернёмся к тренажёру. На с. 7 заштрихуйте яблоки.

— Как их можно назвать другим словом? (Фрукты.)

— Обведите по контуру рисунки и допишите строчки.

— Давайте расскажем сказку «Репка» по иллюстрациям в учебнике на с. 7.

— Какой вывод можно сделать из этой сказки? (Работу, которую не в силах сделать один человек, можно выполнить общими усилиями.)

Это основная мысль русской народной сказки.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— На что мы делим речь? (На предложения.)

— Что выражает предложение? (Законченную мысль.)

— Из чего состоят предложения? (Из слов.)

Разговор двух лиц и более называется диалогом. Русский народ придумывал много прибауток, потешек с диалогами.

(Учитель и два ученика, подготовленные заранее, разыгрывают шуточный диалог.)

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке —

Туда же по дорожке.

— Куда, Фома, едешь,

Куда погоняешь?

— Сено косить.

— На что тебе сено?

— Коровок кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— На что тебе молоко?

— Ребяток поить.

— Рассмотрите в учебнике рисунки к сказке «Репка» и назовите предметы, отвечающие на вопрос «что?». (Репка, лопата, одежда, лапти, листья, земля и т. д.)

— А какие слова отвечают на вопрос «кто?»? (Дед, бабка, девочка, собака, кошка, мышка.)

— Вспомните, какими словами заканчивается сказка. («Вытянули репку!»)

— Посмотрите на нижний рисунок. Подходит он к окончанию сказки? Посмотрите на схему предложения. Соответствует она последнему предложению сказки? Сколько слов в этом предложении? Два слова.)

— Чем отличается нижняя схема от верхней?

— Почему в конце стоит не точка, а другой знак?

(Учитель вывешивает на доску другую иллюстрацию к сказке «Репка».)

— Сравните эту иллюстрацию с иллюстрациями в учебнике.

— Что общего вы заметили? В чём отличие?

— К одной сказке разные художники могут нарисовать совершенно разные иллюстрации. Нарисуйте свою иллюстрацию к сказке «Репка».

VIII. Подведение итогов урока

— Из чего состоит речь?

— Из чего состоит предложение?

— Как пишутся имена людей и клички животных? (С большой буквы.)

— Что нового вы узнали на уроке? Что вы расскажете своим родным о нашем уроке?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!