Урок обучения грамоте, 1 класс. Предложение и слово. Школа России
Конспекты уроков по обучению грамоте в 1 классе на тему «Предложение»
Урок №1
Цели: познакомить учащихся с понятием «предложение»; развивать связную речь, умения составлять предложения из двух слов и более, быстро и точно находить слова для обозначения окружающих предметов и классифицировать слова, обозначающие названия школьных предметов; формировать представление об устном народном творчестве.
Формируемые УУД: выделять из устной речи предложение, распространять и упрощать предложение; последовательно выполнять задания учителя; слушать и слышать других; различать формы устного ответа (ответ полный и краткий); контролировать себя.
Пропедевтика: понятия «классификация по общему признаку», «имя собственное».
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Отгадайте загадку.
Малышам — вторая мама,
Знаний даст она немало,
Научит всех трудиться,
Учиться — не лениться,
И считать, и писать,
И лепить, и рисовать. (Учительница.)
А. Кочергина
— На какой урок вы сейчас пришли? (Урок обучения грамоте и письму.)
— Кому нравится поднимать руку и отвечать на вопросы?
— На предыдущем уроке мы с вами договорились начинать урок с дыхательной гимнастики и артикуляционной разминки. Повторим уже знакомые нам упражнения.
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 5.
— Повторим хором стихотворение А. Барто в задании 4.
— Зачеркните лишний предмет в задании 5.
— Какой предмет вы выбрали? Почему? Какие ещё предметы, необходимые ученику, вы добавили бы к этим рисункам?
— Откройте тренажёр на с. 5. Какие предметы здесь изображены?
— Потренируемся писать по образцу до синей линии. За синей линией начинаются поля, на которых ученики не пишут.
— Какое задание нужно выполнить в кругах и овале? (Штриховку.)
II. Актуализация знаний
— Как назовём одним словом всё, что мы сейчас говорили? (Речь.)
— Как называется речь, если она записана? (Письменная речь.)
— Как называется речь, если она не записана, а произнесена вслух? {Устная речь.)
— Для чего служит речь? {Для общения, передачи информации, выражения мыслей и чувств.)
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель сообщает, что на уроке дети будут учиться делить речь на части, писать новые элементы букв.)
IV. Работа по теме урока
1. Подготовка к восприятию
— Как вы думаете, всегда ли человек мог говорить?
Очень-очень давно человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками. Позже он придумал различные сочетания звуков для обозначения того, что он узнал и создал. На формирование речи человечеству потребовались сотни тысяч лет, а у вас это заняло три года от момента рождения. К концу первого года жизни вы знали только несколько коротких слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и т. д. К трём годам — уже около тысячи слов. А теперь вы свободно разговариваете на любую тему.
— Спросите родителей и запишите ваши первые слова.
— Откройте учебник на с. 4. Расскажите, что вы видите. (Дети пришли в школу, их встречает учительница.)
— Какой день изобразил художник? (Первое сентября, потому что дети нарядные, с цветами.)
— Какое у всех настроение? (Радостное, весёлое.)
— Что изменилось в твоей жизни после прихода в школу? Расскажи соседу по парте.
(Дети тихим голосом говорят в парах не более двух минут. Учитель объясняет, что они ведут диалог.)
— Как называется всё то, что мы сейчас говорим? (Устная речь.)
— Допишем строчки ниже синего прямоугольника в тренажёре в той последовательности, как показано в образце.
(Учитель объясняет значение слова «последовательность».)
2. Понятие о предложении
— Устная речь делится на части, которые позволяют понимать, о чём идёт речь или о чём ведётся разговор. Эти части называются предложениями. Как вы понимаете слово «предложение»?
Каждое предложение выражает какую-то мысль, какое-то сообщение, какую-то важную информацию. Вот, например, предложение «Дети пришли в школу». С помощью интонации мы можем выделять наиболее важное слово.
— Кто пришёл в школу? (Дети.)
— Но, может быть, важно сообщить другую информацию? В какое место пришли дети? (В школу.)
Наше предложение можно расширить, то есть добавить в него другие слова, дать дополнительную информацию: «Нарядные дети пришли в школу с цветами».
— А как предложение изображается графически?
(Учитель чертит на доске схему.)
— Это прямоугольник (как коробочка, а внутри слова). Обратите внимание на чёрточку вверху (будто кто-то носик из коробочки высунул). Кто заметил ещё что-то рядом с прямоугольником?
— Верно, за ним стоит точка. А почему? (Она обозначает конец сообщения.)
— Взгляните снова на с. 4 учебника.
(Учитель объясняет детям значение условных знаков: знак с двумя звёздочками указывает на то, что нужно разделиться на пары — по два человека.)
— А теперь составьте предложения о солнце, о небе, о звёздах.
— Что вы сейчас составляли? (Предложения.)
(Учитель вешает на доску плакат «Режим дня».)
— Сколько картинок на плакате? (Шесть.)
— Составьте предложение по каждому рисунку. (Ответ. 1. Мальчик делает зарядку. 2. Ребёнок умывается. 3. Мальчик расчёсывает волосы. 4. Мальчик надевает куртку. 5. Мальчик пьёт чай. 6. Ученик пишет в тетради.)
— Что вы подумали о мальчике, изображённом на рисунках? (Он аккуратный, дисциплинированный, заботится о своём здоровье.)
— Вы высказали мысль. Значит, если мы высказываем мысль словами, получается что? (Предложение.)
— Внизу на с. 4 учебника изображены предметы. Назовите их. Почему они разделены на две группы? (Игрушки и учебные принадлежности.)
(Учитель раскрывает понятие «классификация».)
— Перечислите игрушки, изображённые на рисунке.
— Давайте ещё раз повторим хором стихотворение А. Барто «Я выросла» («Мне теперь не до игрушек...»).
— А теперь назовите учебные принадлежности.
— Какие учебные принадлежности есть у вас в ранцах?
— Что лежит у вас в пеналах?
— Какие ещё игрушки вы могли бы добавить?
— А какие учебные принадлежности вы добавите?
(Учитель проводит беседу о бережном отношении к учебным принадлежностям и игрушкам.)
— Отгадайте загадки А. Кочергиной. Какая общая тема их объединяет?
1. Не на стенах в нашем доме —
Я рисую всё в ... (альбоме).
2. В альбоме буду рисовать,
А для письма нужна ... (тетрадь).
3. Гриб, медведь, лиса, корзина —
Всё слеплю из ... (пластилина).
4. Я рисовал, а тут Маринка!
Сотрёт ненужный штрих... (резинка).
— Если в учебнике в красном кружке стоит восклицательный знак, это сложное задание. Кто из вас может прочитать пословицу под изображениями детей?
(Пословицу читает ученик, который умеет читать, или учитель.)
— Чему учит вас эта пословица?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Практическая работа
— Поупражняемся в составлении предложений. Чтобы лучше узнать друг друга, задавайте вопросы. (Примерные вопросы. Где ты живёшь? У тебя есть сестра или брат? Как зовут твою маму? Есть ли у тебя кошка? Какая у неё кличка? Каких животных ты любишь? Какие сказки ты знаешь?)
2. Работа с прописями и учебником
(Проводится гимнастика для кистей рук: см. приложение «Пальчиковые игры». Учитель повторяет правила: посадка, положение тетради на парте и ручки, карандаша в руке. Следует обратить внимание детей на плакат «Правильно сиди при письме».)
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 7.
(При работе с Пр. 2: с. 8, 9 тетради 1.)
— Кто изображён на иллюстрациях?
— Обведите рисунки по контуру.
— Карандаши какого цвета вы использовали и почему?
— Какое предложение мы составим о слонёнке? (Слонёнок машет хоботом, с радостью приветствует друзей.)
— Слонёнок предлагает вам выполнить письмо маленьких кружков и полуовалов.
— Во что одет крокодил? (Крокодил одет в фартук.)
— Что у крокодила на голове? (На голове у крокодила колпак.)
— Напишите элементы букв, которые размещены на узкой (рабочей) строке ниже крокодила.
— Что делает бегемот?
— Начертите схему предложения.
— Напишите элементы букв.
(Учащиеся прописывают полуовалы и точки.)
— Какое предложение мы составим о докторе Айболите?
— Начертите схему предложения.
— Напишите полуовалы и чёрточки сверху вниз.
— Из каких произведений пришли к вам на урок эти персонажи? Кто их автор? (К. Чуковский.)
— Напишите чёрточки с наклоном слева направо на широкой строке.
— А теперь откройте учебник на с. 5.
— Какую сказку вы вспомнили, глядя на верхнюю иллюстрацию? («Гуси-лебеди».)
— Какой момент изобразил художник-иллюстратор? (Девочка убегает с братцем. Гуси гонятся за ней. Они хотят отнять у неё брата.)
— Сколько предложений вы произнесли? (Три.)
— Повторите первое предложение, второе, третье.
— Начертите схемы предложений.
— Во что одета девочка?
— Что у неё вплетено в косичку?
— Во что она обута?
— В наше время девочки так одеваются?
— Как одеваются современные девочки?
— Сколько гусей-разбойников изображено на картинке?
— Почему они вытянули шеи?
— Что изображено на дальнем плане?
— Каким представляется вам этот лес?
— Что помогает вам выразить свою мысль? (Предложение.)
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 8.
(При работе с Пр. 2: с. 10, 11 тетради 1.)
— Что вы видите на первом рисунке? {Терем, теремок, домик.)
— Перечислите персонажей сказки, которые изображены на этой страничке. {Лягушка, петух, мышка.)
— Каких персонажей не хватает?
— Как называется сказка? {«Теремок».)
— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.
(Далее письмо по образцу под иллюстрациями.)
— Составьте предложения о петушке, мышке, лягушке. (Примерные ответы. Петушок клюёт зёрнышки. Лягушка громко квакает. Мышка пищит в норке.)
— Почему вы решили, что это предложения? (Они выражают мысль.)
— Вернёмся к учебнику. Какую сказку вы вспомнили, глядя на нижнюю иллюстрацию? («По щучьему веленью».)
— Где находится Емеля? (Емеля находится у проруби.)
— Что вы сейчас произнесли? (Предложение.)
— Кого поймал Емеля? (Емеля поймал большую щуку.)
— Какое время суток изображено?
— Как вы определили, что это светлое время суток? (На небе светит солнце.)
— Что изображено на дальнем плане? (Там нарисована деревня.)
— Сколько предложений мы составили? Что выражает каждое предложение?
— Что вы видите над домами? (Над домами вьётся дым.)
— Говорят: если дым поднимается столбом вверх, то это к морозу. Как вы думаете, чем топят дома в деревне, если идёт дым? (Дровами, углём или торфом.)
— Когда так топили во всех домах? (Очень давно.)
— Чем чаще всего отапливают дома в наше время? (Тазом, водой или паром.)
— Прочитаем, что написано на с. 5 внизу.
(Учитель или кто-то из учеников читает предложения, затем все повторяют хором несколько раз.)
— Из чего состоит речь?
— Как мы обозначаем предложение графически?
— Что изображено в прописях (Пр. 1) на с. 9?
(Учитель выставляет муляжи овощей.)
— Как назвать огурец и редьку одним словом? {Овощи.)
— Обведите их по контуру.
— Если яблоко не овощ, то чем же оно является? (Фруктом.)
— Какие ещё фрукты вы знаете?
— Каким цветом можно раскрасить яблоко?
— К какой группе можно отнести клубнику, если она не овощ и не фрукт? (Ягода.)
— Какие ещё ягоды вы знаете?
— Каким цветом раскрасим клубнику?
— Заштрихуйте овощи.
— А теперь будем писать по образцу. Будьте внимательны. (При работе с Пр. 2: с. 12, 13 тетради 1.)
VII. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?
— О чём мы можем рассказать, составляя предложение? (Обо всём, что мы видим, чувствуем.)
— Кому из вас было скучно на уроке? Почему?
— Кому из вас было интересно на уроке? Почему?
— Сколько слов может быть в предложении?
Урок №2
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Для чего вы приходите в школу? (Мы приходим в школу учиться.)
— Чем мы занимались вчера на уроках чтения и письма?
— Из чего состоит наша речь?
— Для чего человеку необходимо умение говорить?
— А кто из вас умеет говорить молча, не произнося ни звука? Иногда мы с вами о чём-то думаем, у нас в уме проносятся слова, но вслух мы их не произносим. Такая речь называется мысленной. Обычно когда человек о чём-то мечтает, то он думает мысленно, про себя.
— Часто люди записывают свои мысли в специальных тетрадках — личных дневниках. Чтобы записывать свои мысли, нужно уметь писать буквы. А чтобы научиться писать буквы, надо уметь писать элементы букв. Потренируемся писать линии и кружочки по готовым образцам в тренажёре на с. 6. Но сначала выполним пальчиковую гимнастику.
Мышка
— Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
— Не могу уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснился.
На первые три строчки гладим ладонями по голове. Большие пальцы обеих рук прижаты к верхней губе, имитируем усы кота.
II. Развитие речевого аппарата
— Предлагаю выполнить дыхательную гимнастику и артикуляционную разминку.
III. Актуализация знаний
— Какой рассказ о лете вы можете составить из четырёх предложений? (Примерный ответ. Летом бывает очень жарко. Мы ходим на речку купаться. На лугу цветёт много цветов. Я фотографировалась у реки и на лугу.)
— Начертите схему к рассказу из четырёх предложений.
— О чём рассказ? Вспомните первое предложение, второе, третье, четвёртое.
— Мы уже знаем, как называется то, что мы произносим. Как? (Устная речь.)
— Из чего состоит устная речь? (Из предложений.)
— Поиграем в игру со словами «Доскажи словечко». Отгадайте загадки А. Кочергиной, а затем со словами-отгадками придумайте предложения, состоящие из двух слов.
1. В воду любит окунаться,
В краски любит одеваться,
А потом в альбом мой — скок! —
И раскрасила цветок. (Кисточка.)
2. Деревянный кафтан,
В нём живёт цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать. (Карандаш.)
3. Клетка, линейка...
Цифры, слова...
Как я стараюсь,
Покажет она. (Тетрадь.)
— Что объединяет все слова, которые вы досказали? (Это учебные принадлежности.)
— Как нужно обращаться со своими учебными принадлежностями?
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель сообщает, что на уроке дети узнают, из чего состоит
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 6. Назовите предметы, которые изображены внизу. Как их можно назвать одним словом? (Инструменты.)
— Посмотрите на доску.
(На доске изображения инструментов.)
— Какие инструменты изображены?
— У кого дома есть такие и другие инструменты?
— Для чего они предназначены?
— Кто ими чаще пользуется: мама или папа?
— Как люди должны обращаться с инструментами?
— Можно ли детям брать их без взрослых?
— Чем они опасны для детей?
— О чём нельзя забывать, пользуясь этими инструментами?
— Как вы понимаете смысл пословицы, которая определяет тему нашего урока?
(Учитель читает в учебнике пословицу вверху страницы.)
— Рассмотрите иллюстрацию к русской народной сказке. Как называется эта сказка? {«Теремок».)
— Вопрос «кто?» мы задаём к словам, которые обозначают людей и животных. Кто изображён на рисунке? {Петух, заяц, ёж, лягушка, мышка.)
— Вопрос «что?» мы задаём к словам, которые не обозначают людей и животных. Что изображено на рисунке? (Теремок, подсолнух, розы, кустарник, табурет, вёдра, коромысло, пила, молоток, грабли.)
— Что делает ёж? Ответьте кратко. {Ёж сидит.)
— Сколько слов в предложении? (Два.)
— Посмотрите на схему под рисунком слева. Если нам нужно составить схему предложения и показать, сколько в нём слов, как мы должны это сделать? Сколько слов изображено на этой схеме? (Тоже два.)
— Соответствует ли предложение «Ёж сидит» схеме изображённого предложения?
(Учитель чертит на доске схему. Объясняет: начало предложения обозначено вертикальной чертой, пауза в конце предложения обозначена точкой; каждое слово в предложении следует обозначать отдельным длинным прямоугольником.)
— Ответьте на вопросы предложениями, состоящими из двух слов. Что делает лягушка? (Лягушка несёт.)
— Что делает заяц? (Заяц рыхлит.)
— Что делает мышка? (Мышка вытряхивает.)
— Что делает петушок? (Петушок кукарекает.)
— Теперь давайте расширим каждое предложение до трёх слов. Что несёт лягушка? (Лягушка несёт вёдра.)
— Что рыхлит заяц? (Заяц рыхлит почву.) И т. д.
— Изобразим графически предложение из трёх слов.
— Придумайте предложение о подсолнухе из трёх слов. (Подсолнух вырос высоким.)
— Построим схему данного предложения.
— Можно ли ещё добавить слова в это предложение? (Подсолнух на огороде вырос высоким. На огороде за кустами стоит высокий красивый подсолнух.)
— Приведите примеры слов, которые отвечают на вопрос «что?».
— Приведите примеры слов, которые отвечают на вопрос «кто?».
— Отгадайте загадку.
Дождик землю промочил,
Ветер солнышко открыл.
Через речку — прыг да скок —
Перекинулся мосток.
Подружила берега
Семицветная дуга. (Радуга.)
А. Кочергина
— Какие слова вы вспоминаете сразу, когда слышите слово «дождь»? (Молния, гром, ветер, радуга, вода, ливень, шторм.)
— Эти слова обозначают явления природы. Нарисуйте радугу. (Учащиеся выполняют задание.)
— Какие карандаши вы использовали?
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 10. Кого вы видите? (Сову, Оленёнка и Медвежонка.)
(При работе с Пр. 2: с. 14, 15 тетради 1.)
— Что делает Медвежонок? (Медвежонок дарит шарик Оленёнку.)
— Сколько слов в предложении? (Четыре.)
— Произнесите первое слово, второе, третье, четвёртое.
— С чего мы начнём чертить схему предложения? Почему? (С прямоугольника с чертой, потому что это начало предложения.)
— А почему последний прямоугольник с вылезающей чёрточкой? Что это означает? (Такой прямоугольник обозначает имя человека или кличку животного.)
Имя человека, кличка животного и т. д. — это имя собственное, которое пишется с большой (заглавной, прописной) буквы.
— В известной сказке медвежонка называют Винни-Пухом. Значит, «Винни-Пух» — это что?
(Учитель объясняет, что это важное правило: клички животных и вообще все имена нужно писать с большой буквы и на схеме обозначать чёрточкой в начале прямоугольника.)
— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.
— А теперь напишем полуовалы.
— Где сидит сова? (На дереве.)
— Как называется большое углубление в стволе дерева? (Дупло.)
— Кто может жить в дупле? (Белка, птичка.)
— Рассмотрите рисунки нас. 11 в прописях. Кто здесь изображён? (Бабочка, комар, жук и муха.)
— На какой вопрос отвечают эти слова?
— Как этих существ можно назвать одним словом? (Насекомые.)
— В какой сказке К. Чуковского говорится о насекомых и имениннице? («Муха-цокотуха».)
— Обведите рисунки по контуру. Заштрихуйте их.
— Что означают прямоугольники под каждым рисунком?
— Напишите незаконченные полуовалы.
— Придумайте предложения с разным количеством слов о том, что делает каждое насекомое. (Бабочка порхает. Красивая бабочка порхает над цветком. Бабочка легко порхает над красивым цветком.)
(Такие предложения дети составляют о каждом насекомом.)
— На какой вопрос отвечают слова, которые обозначают людей и животных? («Кто?»)
— На какой вопрос отвечают слова, которые не обозначают людей и животных? («Что?»)
— Вернёмся к тренажёру. На с. 7 заштрихуйте яблоки.
— Как их можно назвать другим словом? (Фрукты.)
— Обведите по контуру рисунки и допишите строчки.
— Давайте расскажем сказку «Репка» по иллюстрациям в учебнике на с. 7.
— Какой вывод можно сделать из этой сказки? (Работу, которую не в силах сделать один человек, можно выполнить общими усилиями.)
Это основная мысль русской народной сказки.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— На что мы делим речь? (На предложения.)
— Что выражает предложение? (Законченную мысль.)
— Из чего состоят предложения? (Из слов.)
Разговор двух лиц и более называется диалогом. Русский народ придумывал много прибауток, потешек с диалогами.
(Учитель и два ученика, подготовленные заранее, разыгрывают шуточный диалог.)
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке —
Туда же по дорожке.
— Куда, Фома, едешь,
Куда погоняешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— На что тебе молоко?
— Ребяток поить.
— Рассмотрите в учебнике рисунки к сказке «Репка» и назовите предметы, отвечающие на вопрос «что?». (Репка, лопата, одежда, лапти, листья, земля и т. д.)
— А какие слова отвечают на вопрос «кто?»? (Дед, бабка, девочка, собака, кошка, мышка.)
— Вспомните, какими словами заканчивается сказка. («Вытянули репку!»)
— Посмотрите на нижний рисунок. Подходит он к окончанию сказки? Посмотрите на схему предложения. Соответствует она последнему предложению сказки? Сколько слов в этом предложении? Два слова.)
— Чем отличается нижняя схема от верхней?
— Почему в конце стоит не точка, а другой знак?
(Учитель вывешивает на доску другую иллюстрацию к сказке «Репка».)
— Сравните эту иллюстрацию с иллюстрациями в учебнике.
— Что общего вы заметили? В чём отличие?
— К одной сказке разные художники могут нарисовать совершенно разные иллюстрации. Нарисуйте свою иллюстрацию к сказке «Репка».
VIII. Подведение итогов урока
— Из чего состоит речь?
— Из чего состоит предложение?
— Как пишутся имена людей и клички животных? (С большой буквы.)
— Что нового вы узнали на уроке? Что вы расскажете своим родным о нашем уроке?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!