Урок обучения грамоте, 1 класс. Гласные звуки и буквы. Повторение изученного

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему «Повторение. Гласные звуки и буквы для их обозначения»

Цели: помочь учащимся обобщить знания о гласных звуках и буквах, их обозначающих; закрепить умение читать и писать изученные буквы; тренировать в чтении слогов и предложений с изученными буквами, в соотнесении схем со словами и наоборот; развивать исследовательские навыки при работе с репродукцией, иллюстрацией; воспитывать любовь к Родине, родному краю, уважение к ценностям общества.

Формируемые УУД: строить обобщение; работать с различными источниками информации: учебником, прописями, рабочей тетрадью, наглядными пособиями, мультимедийными устройствами.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

- Вспомните тот день, когда вы впервые пришли в школу. Какое у вас было настроение?

- Все ли из вас с радостью пришли учиться?

- У кого из вас было чувство страха перед школьной жизнью?

- Какие предметы вам больше всего нравится изучать?

- Какие предметы вам не особенно нравятся?

— Что необходимо каждому школьнику, чтобы стать прилежным учеником? (Терпение, старательность, умение слушать, отвечать, быть усердным, усидчивым.)

— Запомните, ребята: учение и труд всё перетрут. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Есть ещё одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «Повторенье — мать ученья».

— Откройте тренажёр на с. 24. Нужно написать печатными буквами короткие предложения. А затем написать письменными буквами. Мы начинаем учиться преобразовывать печатный текст в письменный.

— Выполним звуко-буквенный анализ слов «луна», «утюг».

- В какой части слова слышен звук [у]?

II. Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)

III. Актуализация знаний

— Откройте учебник на с. 39. Посмотрите на ленту букв. На каком фоне изображены все изученные буквы?

— Почему на розовом?

— Что вы знаете о гласных звуках?

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 39. Кто изображён в центре?

— Придумайте им имена. (Алёнушка и Иван.)

— Кто сидит в верхней части рисунка?

— Что собачка держит в зубах?

— Пудель предлагает Алёнушке и Ивану выполнить слоговой и звуко-буквенный анализ слова «мышка». Поможем ребятам?

— Что рассматривают дети?

— Что изображено на рисунках?

— На какие две группы можно разделить эти слова? (Отвечающие на вопрос «кто?» и отвечающие на вопрос «что?».)

— Что показывает Алёнушка Ивану?

— Назовите буквы, которые девочка показала мальчику.

— В какую игру могут играть дети? (Примерный ответ. В школу: девочка — учительница, мальчик — ученик. Кто больше назовёт слов, в которых есть уже знакомые гласные звуки. В города. Кто больше назовёт имён. И т. д.)

— Помогите детям соотнести картинки с буквами. (Арбуз — а, мышь — ы, утюг — у, индюк — и. осёл — о.)

— Все ли буквы, изображённые на карточках, нам уже известны?

— Что вы о них знаете?

— Как вы понимаете смысл пословицы «Ученье — путь к уменью»?

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 13. В верхней части страницы красным цветом изображены красиво написанные буквы. Рассмотрите их.

— Аккуратно обведите буквы по контуру.

— А теперь напишите предложенные буквы.

IV. Постановка целей и определение темы урока

Мы закончили добукварный период обучения грамоте. Но продолжим изучать буквы, которые есть в русском алфавите. Мы пока говорили только о буквах, которые на письме обозначают гласные звуки. Теперь мы будем изучать и другие буквы. Перед вами откроется интересный мир литературы. Уже через несколько месяцев вы сможете самостоятельно прочитать какую- либо книгу. Сегодня нам предстоит повторить всё, что мы уже изучили. Ведь недаром русский народ говорит: «Повторенье — мать ученья».

V. Работа по теме урока

(Можно использовать интерактивную доску, мультимедийное оборудование и презентации к уроку.)

— Подберите или самостоятельно в группах составьте схемы к следующим словам: Алёша, Анна, Антон, Алла, Оля, Уля, Ульяна, Илюша, Ирина, Игорь.

— Какого изученного вами звука нет в этих словах? (Звука [ы].)

— Что общего у всех слов, к которым мы подбирали схемы? (Начинаются с гласного звука. Обозначают имена собственные, отвечают на вопрос «кто?».)

— Придумайте слова — имена нарицательные с этими же звуками в начале слова. (Арка, аллея, образ, овод, усы, улица, ива, избы.)

— С какой буквой в русском языке в начале слова мы не напишем ни одного имени нарицательного? (С буквой ы.)

— Назовите слова, в которых есть звук [ы]. (Сын, бык, сосны, столы, школы, рыбы.)

— Где в словах встречается этот звук? (В середине или в конце слов.)

— Подберите схемы слов к словам со звуком [ы].

(Учитель проводит анализ предложений в прописях на с. 13.)

— Как вы догадались, что есть у Ани, Оли, Иры, Инны? (По рисунку.)

— Почему в прописях сделаны рисунки, но не написаны слова? (Мы ещё не все буквы знаем.)

— Какие слова из этих предложений — имена собственные, а какие — имена нарицательные?

— Почему имена девочек написаны с заглавной буквы? (Проводится слого-звуковой анализ слов «Алёша», «Инна», «Оксана».)

— В каких случаях мы пишем заглавные буквы?

— Сколько может быть в слове ударных слогов?

— Сколько всего слогов может быть в слове?

— Обведите орнамент в верхней части страницы. Раскрасьте его в два цвета. Карандаши выберите самостоятельно.

— Напишите сдвоенные буквы.

— Что мы с вами знаем о предложении?

— Допишите буквы в предложениях по образцу.

— Нарисуйте свои иллюстрации к словам, которые начинаются с гласных звуков, уже изученных вами.

(Дети сами выбирают, что нарисовать. С каждой буквой — один-два рисунка. Учащиеся могут нарисовать абрикос, автомобиль, аптеку, алоэ, ослика, обруч, облако, обувь, окна, остров, иглы, игрушки, избы, иней, уголь, угол, ужей, ужин, узор, указку, Улей, улитку, улыбку, ухо, ученика и т. д.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Теперь под своими рисунками изобразите схемы слов. Обратите внимание на схемы слов на с. 13 прописей.

— Что вы можете рассказать, глядя на них? (Примерный ответ. В первой схеме три слога, потому что три гласных звука. Они обозначены красным цветом. Всего в слове пять букв. Если три звука гласные, значит, два — согласные. Это слово «Алёша». Ударный слог второй. Пишем слово с заглавной буквы, это имя собственное. Слово отвечает на вопрос «кто?».)

(Так же разбираются все схемы и слова.)

— Предлагаю вам выполнить проверочную работу.

(«Проверочные работы по обучению грамоте», с. 8—11.)

VIII. Подведение итогов урока

— Откройте учебник на с. 39 и посмотрите на ленту букв. Сколько букв, обозначающих гласные звуки, вы уже знаете?

— Какие звуки обозначают эти буквы?

— Понравилось ли вам выполнять самостоятельно проверочную работу?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!