Урок обучения грамоте, 1 класс. Гласные звуки и буквы. Повторение изученного
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему «Повторение. Гласные звуки и буквы для их обозначения»
Цели: помочь учащимся обобщить знания о гласных звуках и буквах, их обозначающих; закрепить умение читать и писать изученные буквы; тренировать в чтении слогов и предложений с изученными буквами, в соотнесении схем со словами и наоборот; развивать исследовательские навыки при работе с репродукцией, иллюстрацией; воспитывать любовь к Родине, родному краю, уважение к ценностям общества.
Формируемые УУД: строить обобщение; работать с различными источниками информации: учебником, прописями, рабочей тетрадью, наглядными пособиями, мультимедийными устройствами.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
- Вспомните тот день, когда вы впервые пришли в школу. Какое у вас было настроение?
- Все ли из вас с радостью пришли учиться?
- У кого из вас было чувство страха перед школьной жизнью?
- Какие предметы вам больше всего нравится изучать?
- Какие предметы вам не особенно нравятся?
— Что необходимо каждому школьнику, чтобы стать прилежным учеником? (Терпение, старательность, умение слушать, отвечать, быть усердным, усидчивым.)
— Запомните, ребята: учение и труд всё перетрут. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Есть ещё одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «Повторенье — мать ученья».
— Откройте тренажёр на с. 24. Нужно написать печатными буквами короткие предложения. А затем написать письменными буквами. Мы начинаем учиться преобразовывать печатный текст в письменный.
— Выполним звуко-буквенный анализ слов «луна», «утюг».
- В какой части слова слышен звук [у]?
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
III. Актуализация знаний
— Откройте учебник на с. 39. Посмотрите на ленту букв. На каком фоне изображены все изученные буквы?
— Почему на розовом?
— Что вы знаете о гласных звуках?
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 39. Кто изображён в центре?
— Придумайте им имена. (Алёнушка и Иван.)
— Кто сидит в верхней части рисунка?
— Что собачка держит в зубах?
— Пудель предлагает Алёнушке и Ивану выполнить слоговой и звуко-буквенный анализ слова «мышка». Поможем ребятам?
— Что рассматривают дети?
— Что изображено на рисунках?
— На какие две группы можно разделить эти слова? (Отвечающие на вопрос «кто?» и отвечающие на вопрос «что?».)
— Что показывает Алёнушка Ивану?
— Назовите буквы, которые девочка показала мальчику.
— В какую игру могут играть дети? (Примерный ответ. В школу: девочка — учительница, мальчик — ученик. Кто больше назовёт слов, в которых есть уже знакомые гласные звуки. В города. Кто больше назовёт имён. И т. д.)
— Помогите детям соотнести картинки с буквами. (Арбуз — а, мышь — ы, утюг — у, индюк — и. осёл — о.)
— Все ли буквы, изображённые на карточках, нам уже известны?
— Что вы о них знаете?
— Как вы понимаете смысл пословицы «Ученье — путь к уменью»?
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 13. В верхней части страницы красным цветом изображены красиво написанные буквы. Рассмотрите их.
— Аккуратно обведите буквы по контуру.
— А теперь напишите предложенные буквы.
IV. Постановка целей и определение темы урока
Мы закончили добукварный период обучения грамоте. Но продолжим изучать буквы, которые есть в русском алфавите. Мы пока говорили только о буквах, которые на письме обозначают гласные звуки. Теперь мы будем изучать и другие буквы. Перед вами откроется интересный мир литературы. Уже через несколько месяцев вы сможете самостоятельно прочитать какую- либо книгу. Сегодня нам предстоит повторить всё, что мы уже изучили. Ведь недаром русский народ говорит: «Повторенье — мать ученья».
V. Работа по теме урока
(Можно использовать интерактивную доску, мультимедийное оборудование и презентации к уроку.)
— Подберите или самостоятельно в группах составьте схемы к следующим словам: Алёша, Анна, Антон, Алла, Оля, Уля, Ульяна, Илюша, Ирина, Игорь.
— Какого изученного вами звука нет в этих словах? (Звука [ы].)
— Что общего у всех слов, к которым мы подбирали схемы? (Начинаются с гласного звука. Обозначают имена собственные, отвечают на вопрос «кто?».)
— Придумайте слова — имена нарицательные с этими же звуками в начале слова. (Арка, аллея, образ, овод, усы, улица, ива, избы.)
— С какой буквой в русском языке в начале слова мы не напишем ни одного имени нарицательного? (С буквой ы.)
— Назовите слова, в которых есть звук [ы]. (Сын, бык, сосны, столы, школы, рыбы.)
— Где в словах встречается этот звук? (В середине или в конце слов.)
— Подберите схемы слов к словам со звуком [ы].
(Учитель проводит анализ предложений в прописях на с. 13.)
— Как вы догадались, что есть у Ани, Оли, Иры, Инны? (По рисунку.)
— Почему в прописях сделаны рисунки, но не написаны слова? (Мы ещё не все буквы знаем.)
— Какие слова из этих предложений — имена собственные, а какие — имена нарицательные?
— Почему имена девочек написаны с заглавной буквы? (Проводится слого-звуковой анализ слов «Алёша», «Инна», «Оксана».)
— В каких случаях мы пишем заглавные буквы?
— Сколько может быть в слове ударных слогов?
— Сколько всего слогов может быть в слове?
— Обведите орнамент в верхней части страницы. Раскрасьте его в два цвета. Карандаши выберите самостоятельно.
— Напишите сдвоенные буквы.
— Что мы с вами знаем о предложении?
— Допишите буквы в предложениях по образцу.
— Нарисуйте свои иллюстрации к словам, которые начинаются с гласных звуков, уже изученных вами.
(Дети сами выбирают, что нарисовать. С каждой буквой — один-два рисунка. Учащиеся могут нарисовать абрикос, автомобиль, аптеку, алоэ, ослика, обруч, облако, обувь, окна, остров, иглы, игрушки, избы, иней, уголь, угол, ужей, ужин, узор, указку, Улей, улитку, улыбку, ухо, ученика и т. д.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Теперь под своими рисунками изобразите схемы слов. Обратите внимание на схемы слов на с. 13 прописей.
— Что вы можете рассказать, глядя на них? (Примерный ответ. В первой схеме три слога, потому что три гласных звука. Они обозначены красным цветом. Всего в слове пять букв. Если три звука гласные, значит, два — согласные. Это слово «Алёша». Ударный слог второй. Пишем слово с заглавной буквы, это имя собственное. Слово отвечает на вопрос «кто?».)
(Так же разбираются все схемы и слова.)
— Предлагаю вам выполнить проверочную работу.
(«Проверочные работы по обучению грамоте», с. 8—11.)
VIII. Подведение итогов урока
— Откройте учебник на с. 39 и посмотрите на ленту букв. Сколько букв, обозначающих гласные звуки, вы уже знаете?
— Какие звуки обозначают эти буквы?
— Понравилось ли вам выполнять самостоятельно проверочную работу?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Нет комментариев. Ваш будет первым!