Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Заглавная буква в словах. Школа России

Урок русского языка для 1 класса на тему «Заглавная буква в словах»

Цели: познакомить с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных; научить отличать имена собственные от нарицательных.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ - ЩУ

(На доске записаны пословицы.)

1) Не живи ..жим умом.

2) Хорошая книга — луч..й друг.

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Какие буквы пропущены? Обоснуйте свой ответ. (В слове чужим - ЧУ. Сочетания ЧУ- ЩУ пишем с буквой У. Белове лучший - ШИ. Сочетания ЖИ - ШИ пишем с буквой И.)

— Какой звук слышится на конце слова друг? ([К].)

— Какую букву нужно писать в этом слове? Обоснуйте свой ответ.

— Как это можно проверить? (Нужно изменить слово: друг - друга. В слове друга перед гласным А слышится звук [Г] и пишется буква Г. Значит, и в слове друг на конце пишется буква Г.)

— О чём или о ком идёт речь? Запишите одним словом. Подчеркните орфограммы.

• Животное с длинной шеей и длинными ногами. (Жираф.)

• Дикая роза. (Шиповник.)

• Густой лес. (Чаща.)

• Сосуд для кипячения воды. (Чайник.)

• Хищная пресноводная рыба. (Щука.)

• Тёмное густое облако. (Туча.)

• Плоские деревянные или пластиковые планки для бега по снегу. (Лыжи.)

• Ставится в конце предложения. (Точка.)

(На доске записаны слова.)

..сы, ..йка, ..йник, ..гун, ро.., све.., ..лан, каранда.., до..ка, но..ной.

— Запишите слова. Вставьте пропущенные буквосочетания. Подчеркните орфограммы. (Часы, чайка, чайник, чугун, роща, свеча, чулан, карандаши, дочка, ночной.)

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 15 на с. 64—67; ТТ, тест 10 на с. 70—76; ПКР, задания на с. 69-72).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

1) Кошка, собака, корова, Мурка.

2) Человек, Иван, лётчик, строитель.

— Найдите лишнее слово в каждой строке. (Мурка, Иван.)

— Почему они лишние? Что у них общего? (Написаны с большой буквы.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О заглавной букве в словах.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 122)

— Прочитайте группы слов.

— Найдите слова, которые написаны с большой буквы. Объясните их значение.

— Сделайте вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

— Прочитайте на страничке для любознательных о происхождении названий городов.

— Что вы узнали?

2. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 38).)

— Назовите столицу России.

— Что вы знаете о Москве? Расскажите.

Материал для учителя

Москва — столица России, город-герой. Крупнейший в стране (и один из важнейших в мире) промышленный, научный и культурный центр. Историческое ядро Москвы — ансамбль Московского Кремля, рядом с ним — Красная площадь, храм Василия Блаженного. Это крупнейший транспортный узел (11 направлений железных дорог, автомобильные дороги, речные порты, четыре аэропорта).

В Москве свыше 60 профессиональных театров, в том числе Большой, Малый, МХТ им. А.П. Чехова, МХАТ им. М. Горького. Свыше 70 музеев: Исторический, изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» и ДР-

— Запишите в тетрадь слово Москва. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

— Придумайте предложение с этим словом.

3. Работа по учебнику

Упр. 2 (с. 123)

— Прочитайте.

— Как одним словом назвать всё, что записано? (Имена.)

— Как пишутся имена? (С заглавной буквы.)

— Какие бывают имена? Почему иногда называют Лена, а иногда — Елена? (Лена — сокращённое имя, Елена — полное.)

— Когда можно употребить сокращённое имя? А когда только полное?

— Выполните задание.

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей

И Серёжа, и Андрей!

Никогда не забывайте,

Имя буквой выделяйте!

Упр. 3 (с. 124)

— Напишите свои имена. Прочитайте. Какую форму вы употребили для записи своего имени: полную или сокращённую?

— А как вас называют мама и папа?

— Когда вы будете взрослыми, как вас будут называть?

V. Физкультминутка

Очень трудно так стоять —

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 124)

— Прочитайте ласковые формы имён.

— Назовите ласковую форму своего имени. Кто вас так называет?

— А как вы ласково называете своего братика или сестричку?

— Как вы думаете, почему человек использует в своей речи разную форму имён?

Упр. 5 (с. 124)

— У нас в классе две Алины, три Маши. А что есть у каждого человека, кроме имени, чтобы его можно было отличить от других? (Фамилия и отчество.)

— А как пишутся фамилии и отчества? (С заглавной буквы.)

— Выполните задание.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— К кому нужно обращаться по имени и отчеству?

Упр. 6 (с. 125)

— Рассмотрите рисунки. Прочитайте.

— Можно ли сказать, что это члены одной семьи? Почему? (У всех одинаковая фамилия.)

— Обратите внимание на отчества детей — Оли и Коли. Что можно сказать? (Отчество даётся по отцу.)

— А почему у родителей (мамы и папы) разные отчества?

— Кто догадался, как звали папу мамы? (Егор.)

— А папы? (Илья.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 60)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— Прочитайте слова, которые вы записали.

— Как пишутся имена?

Упр. 2 (с. 60)

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка.)

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1-3 на с. 60, 61; СУ, задания на с. 61, 62; Тр., задания нас. 70,71).)

VII. Рефлексия

— Найдите в тексте слова, которые пишутся с заглавной буквы. Объясните их написание.

Школа

В деревне Ильинка новая школа. Утром Вера Павлова и Андрей Петров идут туда. Их учит Анна Ивановна. После уроков Шуклин Саша убрал класс. Ребят ждёт собака Дружок.

— Какие слова пишутся с заглавной буквы?

— Кто уже не ошибается в написании фамилий, имён и отчеств людей?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!