Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Лекарственные растения

Урок окружающего мира во 2 классе на тему: «Лесная аптека»

Цель: познакомить учащихся с лекарственными растениями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Иногда, ребята, на экскурсиях в лесу или в походах случается несчастье: кто-нибудь натрет ногу или поранит ее. Что делать? Вперед идти тяжело, да и до дому не дойти. И аптеки нет поблизости. Как же быть? А подскажут нам, как быть, лекарственные травы. И путешествие наше сегодня состоится в лесную аптеку.

III. Изучение нового материала.

В лесу растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо их знать, ребята, и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Сегодня поговорим о наиболее распространенных лекарственных растениях.

Выходит ученик, охает, вздыхает, держится рукой за сердце.

Ученик. У меня болит сердце, чем мне его лечить?

Чтец.

Родился ландыш в майский день.

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень, -

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышал луг

И птица, и цветы вокруг.

Е. Серова

При болезни сердца помогают капли ландыша.

Учитель. Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляются как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы используются для изготовления духов.

Ученик. А у меня плохой аппетит, что мне делать?

Чтец. Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице,

Пышное, воздушное,

Ветерку послушное.

Он заметный, золотой.

Постарел и стал седой,

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Е. Серова

Корень этого растения возбуждает аппетит, его охотно едят и животные.

Входит ученик.

Ученик (с перевязанным горлом). Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут?

1-й чтец. Это растение - лекарственная ромашка.

Золотая середина,

И лучи идут кругом.

Это, может быть, картина?

Солнце в небе голубом?

В. Кожевников

2-й чтец.

А если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой

Дымится слегка горьковатый отвар.

Знакомые с детства родные ромашки...

Вот легкий поповник у нашей реки,

Как белые звезды, средь розовой кашки,

В букете сияют его лепестки.

Он и любит, и не любит,

И ответить не может.

И глянет приветливо желтым глазком.

Вот эта ромашка знакома нам тоже –

Ее мы лекарственным другом зовем.

Вс. Рождественский

Лекарственная ромашка используется от простуды и кашля. Учитель. Ребята, как вы думаете, от болезней желудка какое растение помогает излечиться?

Дети предлагают свои варианты.

3-й чтец.

Вам поможет тысячелистник.

Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка, долек сколько?

Восемь, десять, двадцать, тридцать...

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть

Дольки снова перечесть?

В. Кожевников

Препараты из него применяются при различных заболеваниях желудка. Применяются при остановке внутренних и наружных кровотечений.

Ученик. Чем мне вылечить бородавки?

4-й чтец.

Эй, брат комарик, берегись!

На куст ее ты не садись –

Придется с жизнью распрощаться:

Раз сядешь - вновь уж не подняться.

В. Кожевников

Это росянка. Это лекарственное растение питается мухами и комарами. Из росянки готовят лекарственное средство от бородавок.

Бородавки лечат и чистотелом.

Учитель. Ребята, а какое растение может заменить вату?

5-й чтец. Мох сфагнум.

Меж клюквой и морошкой

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки,

Куда ни глянь, растет.

Он снизу седоватый,

Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной.

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

В. Рождественский

Мох сфагнум еще в Первую мировую войну использовали как заменитель ваты. Он очень хорошо впитывает кровь и гной. Да и раны заживают скорее.

Учитель. Какое растение помогает нам в походе при ранении?

6-й чтец.

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткой лег.

Многим из нас невдомек:

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья,

Что пригодны для леченья, -

Те, что для людей полезны, -

И исчезнут все болезни.

Учитель подводит итог урока.

Автор: В. П. Медведева

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Будь здоров. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру «Неподвижные транспортные и нетранспортные средства», 2 класс

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экскурсия «В гости к осени»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Деревья и кустарники осенью. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Невидимые нити. УМК «Перспектива»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!