Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экскурсия «В гости к осени»

Осенняя прогулка – экскурсия во 2 классе

Цели: познакомить с осенними изменениями в природе, расширять знания о растительном и животном мире, воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе, научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.

Ход урока

Вариант I

I. Организационный момент

(Учитель в классе делит учеников на группы. В лесу каждая группа получает свое задание.)

II. Актуализация знаний

— Прежде чем мы отправимся на экскурсию, давайте повторим правила поведения в лесу, в парке.

Правила друзей природы

1. Не ломать деревья и кустарники, не срывать травянистые растения.

2. Не сбивать грибы, даже несъедобные.

3. Не обрывать паутину и не убивать пауков.

4. Не распугивать птичьи стаи.

5. Не ловить диких зверей и птиц и не уносить их домой.

6. Не шуметь в лесу, в парке.

Шумом вы отпугнете животных, помешаете им. А сами увидите и услышите гораздо меньше. Старайтесь не нарушать ни одно из правил.

III. Работа по теме экскурсии

1. Наблюдения за природой

Сезонные изменения

— Обратите внимание на погоду (небо, ветер, солнце). Вспомните, какая погода была летом.

— Определите осенние изменения. (Примерный ответ. 1. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака. Осенью небо затянуто облаками, особенно в пасмурный день. Небо кажется низким. 2. Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы. Осенью дожди затяжные, холодные.

3. Летом погода теплая, много ясных дней. Осенью температура воздуха понизилась, ясных дней мало, чаще пасмурно.)

Паучата и паутина

(В солнечную погоду ученики видят множество летающих Я паутинок с небольшим комочком на одном конце. Учитель объясняет, что это явление характерно для бабьего лета, и предлагает поймать паутинки. Это удается не сразу. Подготовленный ученик рассказывает о паучках.)

Ученик. У многих видов пауков к осени выходят из отложенных летом яиц крошечные паучата. Малыши не могли бы расселиться по лесу и полю, передвигаясь на своих маленьких ножках. Каждый паучок взбирается на стебелек и выпускает из брюшных паутинных бородавок струйку особой жидкости, быстро затвердевающей на воздухе в виде нити. Она становится все длиннее, ее подхватывает ветерок и поднимает вместе с паучком. Так как паучки очень легкие, они уносятся далеко от места своего рождения. По пути паутинка где-нибудь зацепится за ветку и оборвется, а паучок спустится на землю. К наступлению холодов он успеет заползти в расщелину коры, где и перезимует.

Долгоносики

(На земле дети видят не только опавшие листья, но и плоды: под дубом — желуди, под кустами орешника — орехи. Учитель предлагает внимательно рассмотреть поверхность плодов. На некоторых ученики находят отверстия, которые проделали долгоносики.)

Еще летом долгоносик продырявил мягкие стенки своим твердым хоботком и отложил внутрь желудя или ореха яйцо. Из яйца вышла личинка, которая все лето питалась мякотью плода, а затем уползла в землю, где и осталась зимовать. Весной она превратится в куколку, из которой выведется долгоносик и снова повредит молодые желуди или орехи. Вот почему долгоносиков можно найти только летом, а к осени они исчезают.

Орехи

(Собирая орехи, ученики обнаруживают пустые скорлупки, внутренность которых выедена мышами или белками. На таких орехах видна большая круглая дыра со следами от зубов мыши в виде мелких бороздок. Попадаются и расколотые скорлупки с остатками выеденного ореха. Это работа белочки, которая вонзила зубы в прогрызенное отверстие ореховой скорлупы и разломила ее на две половинки, а затем съела содержимое. Среди поврежденных орехов встречаются и расколотые большим пестрым дятлом.)

Зимние запасы

Осень — пора подготовки к зиме. Некоторые звери и птицы делают запасы пищи. Орехи, желуди и грибы собирают белки, а сойки и поползни лакомятся орехами и желудями. Свои запасы звери и птицы прячут в укромные места: в дупла деревьев, под отставшую кору, в мох, в углубления среди корней, под кучи опавших листьев.

(Если ученики найдут такие запасы лесных обитателей, то учитель объясняет, что они пригодятся их владельцам в холодное и голодное время, поэтому трогать кладовые не следует.)

Осенние листья

(В смешанном лесу учитель обращает внимание школьников на яркий наряд лиственных деревьев и предлагает собрать коллекцию осенних листьев, рассмотреть их, почувствовать красоту природы.)

2. Самостоятельная работа

(Каждая группа получает свое задание.)

Задание для 1-й группы

— Внимательно посмотрите вокруг и перечислите деревья и кустарники, у которых пожелтели и покраснели листья.

Задание для 2-й группы

— Соберите коллекцию опавших листьев деревьев и кустарников.

Задание для 3-й группы

— Соберите семена, плоды различных растений (шишки, гроздья рябины, калины, «вертолетики» клена, желуди и орехи).

3. Игры

Игра «Угадай растение»

(Ученики 2-й группы показывают листья, а остальные угадывают, какому растению они принадлежат.)

Игра «Угадай плоды и семена»

(Ученики 3-й группы показывают свои находки, а остальные угадывают растения, которым они принадлежат.)

4. Продолжение наблюдений за природой

Растения

Несмотря на увядание природы, осенью можно найти цветущие растения и полюбоваться ими. В сентябре по обочинам дорог можно встретить бледно-васильковые цветы дикого цикория, сиреневые луговые васильки, фиалки трехцветные, розовые вьюнки, лиловые бодяки и чертополохи. А лес украшает ландыш, но не цветами, как весной, а красивыми оранжево-красными ягодами. Осенью их поедают лесные птицы. Для человека ягоды ландыша ядовиты.

(Учитель показывает растения, о которых рассказал.)

Ягоды

— Какую съедобную ягоду можно увидеть в лесу осенью? (Бруснику.)

(Ученики находят бруснику.)

Осенью она цветет второй раз. Ее бело-розоватые цветки собраны в верхушечные кисти. Плоды привлекают глухарей, рябчиков, а также барсуков, белок, медведей.

- Какие лечебные ягоды созревают в это время? (Плоды шиповника.)

— А какая ягода осенью созревает на болоте? (Клюква.)

В сентябре клюква еще незрелая. Она созревает поздней осенью. Клюква растет на торфяных кочках, и ягоды лежат прямо на мху. Они заметны издалека, а на чем растут — не видно. Только присмотревшись, увидишь, что на моховой подушке протянуты тонкие, как нити, стебельки, а на них — маленькие жесткие блестящие листики.

(Учитель показывает картинку с изображением спелой клюквы.)

Обратите внимание на калину. Ее листья осенью становятся багрово-красными. Зрелые плоды калины ярко-красные, как раскаленный металл.

(Учитель предлагает ученикам сорвать и попробовать ягоды.)

— Какой вкус у калины? (Ягоды сочные, желтоватая мякоть имеет горько-сладкий вкус.)

Горьковатый привкус смягчается, когда ягоды прихватит морозцем. Плоды калины могут долго висеть на ветках после опадания листьев.

- О какой ягоде так говорят: «В сенокос горька, а в мороз сладка»? (О рябине.)

Оранжево-красные плоды рябины собирают после первых заморозков, когда они приобретают горько-кислый вкус. Из них можно варить варенье, делать начинку для конфет.

Птицы

- Какие птицы любят питаться плодами рябины? (Дрозды- рябинники. Они усиленно кормятся, собираясь в стаи перед отлетом в теплые края.)

На смену дроздам уже в сентябре придут другие любители рябины — хохлатые свиристели. Они громко трещат при приближении людей. Их тревожный крик похож на резкое, не очень мелодичное «тра-та-та» или «ра-ра-ра». Осенью и зимой стаи свиристелей облетают деревья и кустарники, на которых еще сохранились плоды. Чаще всего свиристелей можно встретить на рябине, калине, черемухе, шиповнике и можжевельнике.

Особенно заметны в осеннем лесу стайки синиц, которые остаются у нас зимовать. Это верные помощники человека в охране леса от вредных насекомых. Среди синиц различают большую синицу, лазоревку, московку, гаичку.

(Ученики наблюдают, как синички перелетают с дерева на дерево, выискивают спрятавшихся на зиму в щели вредителей.)

Кроме синиц, всегда можно увидеть и услышать дятлов — большого и малого пестрого. Это тоже защитники леса. Их крепкий клюв долбит кору полузасохших деревьев, а длинный язык с твердым зазубренным концом извлекает из-под коры различных насекомых. Дятлы выдалбливают дупла в стволах уже погибших или заболевших деревьев, не трогая здоровые.

Насекомые

— Каких насекомых можно увидеть в сентябре? (Бабочек, божьих коровок, шмелей, кузнечиков.)

Все цветущие растения привлекают к себе бабочек (из числа зимующих видов). Особенно интересны своей окраской и достаточно крупной величиной траурницы. Они чаще держатся вблизи дубрав и в теплые дни охотно летают, садясь на пни, на стволы и ветви деревьев. Также обращают на себя внимание крапивницы, лимонницы, дневной павлиний глаз.

Наблюдаемые осенью бабочки вывелись из куколок еще летом. Пока было тепло, они продолжали вести активный образ жизни, питаясь нектаром и опыляя цветковые растения. С наступлением холодов бабочки впадают в оцепенение, забиваются в трещины стволов, под кору. Не следует ловить и тем более уничтожать бабочек.

В осеннем лесу можно найти массу божьих коровок, забившихся между хвоинками молодых сосенок и можжевельника. Эти полезные жучки — истребители тлей — слетелись сюда перед тем, как забраться под кору дерева или в трещины старых пней, где они в оцепенении проводят зиму.

На соцветиях бодяка и чертополоха можно увидеть шмелей, которые скапливаются там в большом количестве. Не уничтожайте их! Шмели питаются нектаром и цветочной пыльцой: пачкаясь в ней, они переносят пыльцу с цветка на цветок и опыляют растения. Особенно большое значение шмели имеют как опылители клевера, без них это важное кормовое растение не приносит семян. Семья шмелей живет только одно лето. Зимовать остается лишь молодая самка.

(Если экскурсия проходит в солнечный день, то на лесной просеке и полянке можно услышать стрекотание выросших ; за лето кузнечиков и кобылок.)

Оставаясь незамеченными среди поблекших стебельков тра- 1 вы, эти насекомые неожиданно выпрыгивают из-под ног и разлетаются в разные стороны. Ни кузнечиков, ни кобылок убивать - нельзя — они не приносят вреда, а кузнечики даже полезны.

В сентябре можно встретить летающих стрекоз, которые ] вывелись летом из личинок. Красивый вид стрекоз и их изящный полет заслуживают внимания. Стрекозы — хищники. Они уничтожают множество вредителей, особенно комаров и мошек, чем приносят пользу. Целыми днями стрекозы летают в поисках пищи. Ученые-натуралисты выяснили, что некоторые стрекозы за полчаса поедают столько пищи, сколько весят сами.

— А теперь отгадайте загадки о тех насекомых, которых мы встретили.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка.)

 

Спинка в веснушках.

«Ах, ах, неловко!» —

И покраснела... (божья коровка).

 

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

 

Осенью в щель заберется,

А весной проснется. (Муха.)

 

На большой цветной ковер

Села эскадрилья:

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки.)

(На экскурсии можно увидеть яйцекладки бабочки непарного шелкопряда. Они представляют собой шерстистые подушечки с погруженными в слой волосков яйцами. Иногда над такой подушечкой сидит самка непарного шелкопряда, отложившая яйца.)

Так как гусеницы непарного шелкопряда, объедая листву, я наносят летом большой вред лесным и садовым деревьям, яйцекладки необходимо уничтожать еще осенью, не допуская развития гусениц.

(Если поблизости протекает река с тихими заводями, то в таких местах довольно часто попадаются молодые тритоны, вышедшие из воды и стремящиеся в лес, к моховым зарослям, где они прячутся на зимовку. Ученики могут принять этих тритончиков за молодых ящериц, тем более что как раз осенью на солнцепеке встречаются маленькие юркие ящерицы, которые летом вывелись из яиц.)

Если сравнить ящерицу и тритона, то легко установить разницу между ними как в окраске, так и в строении тела. У тритона мягкая, нежная кожа, а у ящерицы чешуйчатый покров; у ящерицы хорошо развитые коготки на пальцах, а у тритона коготков нет.

Оба животных полезны для человека, и их надо охранять. Тритоны уничтожают в стоячих водах личинок малярийных комаров, а ящерицы съедают на суше множество различных вредных насекомых. Ящерицы, как и тритоны, зиму проводят в оцепенении, спрятавшись в расщелины почвы среди корней.

(Впоследствии в школе на уроках зоологии ученики узнают, что тритоны — земноводные, а ящерицы — пресмыкающиеся. Если на экскурсии встретятся травяная лягушка и похожая на нее остромордая лягушка, то нужно рассказать, что они питаются насекомыми.)

Травяная лягушка на зиму уходит в воду, где впадает в оцепенение до весны, а остромордая лягушка остается зимовать на суше, прячась с наступлением холодов в норах, дуплах, под листьями.

(Это, конечно, не все, что можно увидеть и показать детям, если пойти в лес в солнечный сентябрьский день. Еще в классе нужно предупредить учащихся, что в лесу могут попадаться грибы, напомнить, как и какие грибы нужно собирать, что нельзя сбивать несъедобные грибы, так как они украшают лес и служат пищей и лекарством для некоторых животных. Можно провести конкурс «Лучший грибник» и конкурс загадок о грибах, а также рассказать о перелетных птицах, о том, как разные звери готовятся к зиме. Но лучше это сделать в классе, а на экскурсии поговорить о том, что дети увидели сами.)

IV. Подведение итогов экскурсии

— Что нам удалось увидеть на экскурсии?

— Что нового вы узнали?

Вариант II

I. Организационный момент

На экскурсии мы посмотрим, как изменился растительный и животный мир с приходом осени.

— Ребята, подумайте: кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них - самые поздние цветы, которые провожают лето.)

Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хоть и короткого, периода листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами - обитателями леса (парка), пожелаем им красоты, тепла и добра... Улыбнитесь им, почувствуйте, как улыбаются они в ответ.

(Ученики встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу.)

— Послушайте тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? (Ответы учеников.)

Раз вам хорошо, значит, и лес вам рад, запомните это свое открытие и приходите в лес всегда как к другу, помогайте ему, берегите... Видите, сколько радости он вам посылает!

— Скажите теперь: в чем волшебная сила улыбки? Радостно у вас на душе, настроение хорошее?

Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, радости, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир — большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в лесу. Будьте внимательнее сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите, если сумеете увидеть всю красоту окружающей природы и улыбнуться ей. Помните, как поется в детской песенке: «От улыбки хмурый день светлей...» и «...дружба начинается с улыбки!»?

II. Работа по теме экскурсии

— А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают шустрые синички на деревьях. А чем пахнет в лесу осенью? Отличаются ли ароматы осеннего леса от ароматов летнего и весеннего? (Пахнет опавшими листьями, грибами.)

Лесной воздух отличается чистотой и содержит особые полезные вещества, которые вырабатывают все растения. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.

Остановка 1. В мастерской художницы Осени

— Теперь давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра.

(Учитель может прочитать отрывок из стихотворения И. Бунина.)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

— Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников. Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березах и липах листья желтые, на клене, рябине, осине — красные, даже с фиолетовыми оттенками. А на кустах сирени листья остаются зелеными до самых морозов.

А знаете от чего листья желтеют и опадают? Этот вопрос очень сложный, поэтому ответить на него мы постараемся в школе на уроке.

— Вот мы с вами идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь: листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья липа, береза и вяз, позже — осина, вишня, сирень.

(Ученики вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых дома будут готовить украшение для класса.)

Остановка 2. Пообщаемся с птицами

— Ребята, посмотрите, сколько вокруг птичек: воробьев, синичек, ворон. Давайте подразним их!

(Учитель просит учащихся вспомнить, как передвигается воробей, и предлагает сымитировать движение птицы: повернуться на пол-оборота и попрыгать, как воробей, считая до 10, и снова вернуться в исходное положение. Затем ученики вспоминают, как ходят синички и вороны (если есть возможность, наблюдают за живыми объектами), и сначала быстро семенят маленькими шажками, а затем ходят по кругу вперевалочку «вороньим» шагом.)

Вот и заканчивается наша экскурсия в осенний лес (парк). Видите, сколько секретов мы сегодня узнали, помните о них.

(На обратном пути учитель подходит к деревьям, спрашивает у учеников, как они называются, просит показать листья этого дерева.)

III. Подведение итогов экскурсии

— Чтобы продлить радость общения с красотой осенней природы, соберите букеты из самых красивых листьев. Дома поделитесь своими впечатлениями от экскурсии с родными и подарите им букеты осенних листьев.

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший соберем из них.

Мы букет поставим посреди стола.

Осень золотая в гости к нам пришла.

Материал для учителя

Береза

Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно красива она осенью, в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба.

Листопад березы самый продолжительный, длится почти два месяца. Береза — одно из первых деревьев, которые напоминают нам о приближающейся осени еще в конце лета, когда в густой зеленой листве появляются первые золотые прядки.

Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки.

В народе очень давно открыли пользу препаратов из березовых почек. Их используют как витаминизирующее, мочегонное, потогонное, заживляющее средство, при расстройстве желудка и против ломоты в суставах. А какой целительной силой обладает сок березы!

Дуб

Очень величественен дуб. У этого дерева пышная, кудрявая крона, извилистые сучья, толстый ствол, покрытый корой с глубокими трещинами. Во многих русских сказках эти вековые богатыри (а их возраст может достигать 1000 и более лет) делились с людьми мудростью и силой. Считается, что в дубовом лесу хорошо себя чувствуют утомленные, ослабленные люди, страдающие пониженным давлением.

Осенью под кроной дубов много опавших желудей и мелких веточек с пожелтевшими листьями. Оказывается, у дуба есть свой секрет — он очень светолюбив. Поэтому его ветки такие извилистые. Они растут так, чтобы листья не перекрывали друг друга и каждому листочку было светло. Вот почему лишние веточки просто опадают.

Оказывается, первым хлебным растением на земле были не злаки, а дуб. При раскопках поселений древнего человека были найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых пекли хлеб более 5000 лет назад. В народной медицине дубовыми листьями и корой лечили раны, отвар употребляли при кровотечениях, авитаминозах, расстройстве желудка, как противоядие при отравлениях. А кто не знает, что простуду лечили в русской бане дубовыми вениками... Отвар коры дуба применяют для полоскания при заболеваниях полости рта и для лечения ожогов.

Клен

Клен — светолюбивое широколиственное дерево. Все листья клена располагаются мозаикой в одной плоскости, чтобы собрать больше света. Листья одной ветки, разные по величине, укладываются плотно, не затеняя друг друга. Они по форме напоминают ладошку — так и кажется, что дерево протягивает свои ладошки к последнему осеннему солнышку, чтобы погреться. Листья клена очень красивы и по окраске: желтые оранжевые, красные. К осени созревают плоды клена — крылатки — пара «крылышек», соединенная парой сросшихся семян. Созревая, крылатки распадаются, и каждое «крылышко» бережно опускает на землю свое семя. Благодаря такому «летательному аппарату» в лесу появится много всходов клена.

Тополь

Листья тополя осенью не всегда красивы. Иногда они остаются зелеными до снега, иногда — бурыми. Но не в красоте листьев главная ценность тополя. Это дерево является чемпионом среди многих деревьев по поглощению углекислого газа из воздуха. Подсчитано, что один тополь за пять месяцев поглощает столько углекислоты, сколько за это же время поглощают три липы, четыре сосны и семь елей, вместе взятых. Различные виды тополей широко используют в озеленении города. Высаживают преимущественно «мужские» экземпляры (без пуха). Молодые листочки тополя обладают бактерицидным и заживляющим свойствами.

Осина

Это дерево сравнительно неприхотливо к климатическим условиям, однако не выносит чрезмерно сухой, а также слишком бедной питательными веществами почвы. Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Ствол лишь в нижней части темно-серый, выше он имеет красивую серовато-зеленую окраску. Осенью очень нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета — и желтый, и красный, и чернильный, и розовый...

У осин есть одна характерная особенность. Ее листики начинают шевелиться даже от слабого ветерка. Это объясняется тем, что листовые пластинки прикрепляются к концу длинного и тонкого черешка, а он плоский, сильно сплюснутый с боков. Благодаря такой форме черешок особенно легко изгибается вправо-влево. Вот почему так подвижны листочки осины.

В народной медицине считается, что в осиновом лесу снижается артериальное давление у людей, страдающих гипертонической болезнью.

Ясень

Посмотрите внимательно на ствол, ветки и листья этого дерева осенью: листья ярко-желтые, состоящие из нескольких маленьких листочков, между листиками — гроздья крылаток-«носиков». Это семена. Каждое из них снабжено маленьким «пропеллером», поэтому ветер уносит маленькие «вертолетики» довольно далеко от дерева завоевывать новые просторы. А как ярко вспыхивают желтые листья ясеня в лучах осеннего солнца! Ярко, весело, ясно! Может, поэтому и получило дерево свое название.

Липа

Это дерево долговечно (доживает до 300—400 лет), морозостойко. Липа красива весной, когда стоит вся в розовой дымке, душистая летом, золотистая осенью. Поэтому липы издавна используют в садово-парковом хозяйстве.

Липа дает много тени. Она хорошо выдерживает условия современной городской среды, способна хорошо очищать воздух от примесей, поглощает вредные выбросы в несколько раз больше, чем другие древесные породы. Поселившись на шумных улицах, это красивое дерево несет с собой неповторимую красоту, свежесть и прохладу русского леса, медовый аромат цветения.

Когда липа отцветает, появляются плоды — маленькие круглые орешки. Поздней осенью орешки начинают падать. Чаще всего они падают прямо в снег.

Осенью листья липы ложатся на землю пышным золотым ковром, который похож на легкую перину, защищающую землю от мороза так искусно, что земля в липовом лесу не промерзает даже зимой.

Листья липы плохо проводят тепло, а когда падают, сморщиваются. У листиков заворачиваются края, и между ними остается много воздуха. Действительно, для растений в липовом лесу зима немножечко теплее. Если вы будете внимательны на весенней экскурсии, то обязательно заметите, что первые подснежники появляются под липами.

Издавна липовый чай, отвар, мед являются хорошими средствами от простуды.

Лиственница

Отличается это дерево от всех остальных хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Оттого, наверное, и назвали это красивое и стройное хвойное дерево лиственницей.

Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Недаром про лиственницу говорят: «Из семейки сосен, елок, а зимует без иголок». Хвоя дерева очень мягкая и нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых они собраны в пучки. В каждом пучке 20—60 хвоинок. Семена собраны в небольших круглых шишечках, которые темным цветом контрастно выделяются среди осенней желтой хвои.

Лиственница используется в народной медицине для изготовления витаминных сборов.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Деревья и кустарники осенью. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Будь здоров. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Охрана природы зимой. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Невидимые нити. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зима в мире растений. УМК «Перспектива»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!