Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Невидимые нити. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Невидимые нити в осеннем лесу»

Цель: продолжить формирование знаний о связях в природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять взаимосвязи между растениями и животными в осеннем лесу, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, книга «Великан на поляне» (Плешаков А.А. и соавт.), аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева), тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии растений и животных (дуб, орешник, рябина, осина, белка, сойка, мышь, дрозд, заяц, лиса, кабан, волк).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Догадайтесь, о ком идет речь. Запишите.

• Делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нем залегает в спячку до весны. (Еж.)

• Прячет в укромных местах желуди, орехи, а на сучках деревьев развешивает грибы. (Белка.)

• В спячке могут находиться до восьми месяцев. Они же могут уходить в спячку и в жаркие летние месяцы, когда трава высыхает на солнце. Наверное, поэтому люди и говорят: «Спит как... (сурок)».

• Свои запасы складывают в воду, где они до февраля сохраняют свои пищевые качества. Чтобы корм не вмерзал в лед, подтапливают его ниже уровня воды под крутые нависшие берега. (Бобры.)

3. Фронтальный опрос

— Почему осенью звери линяют?

— Назовите зверей, которые запасают корм.

— Назовите зверей, которые впадают в спячку, т. е. не просыпаются, чтобы поесть.

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

 

То рыжая, то серая,

А названьем белая. (Белка.)

 

Синих крылышек красу

Разглядеть нельзя в лесу.

По сучкам порхает бойко

С резким хриплым криком... (сойка).

 

Прогрызу я в доме щелку

И себе устрою норку;

Ну, а лето на носу —

Я и в поле, и в лесу. (Мышь.)

— Как вы думаете, существует ли связь между этими отгадками? (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о связях в природе. Мы их будем называть невидимые нити.

(Звучит аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз.> и сл. И. Николаева).)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 102 учебника.)

— Какое значение имеет вода в жизни растений? животных? человека?

— Что будет с растениями, животными и человеком, если воды рек, озер, морей, океанов будут загрязнены отходами производства?

Правильно поется в песне о том, что планета наша, как хрупкое стекло.

2. Работа по учебнику

С. 102

(Учитель показывает фотографию дуба.)

— Кто узнал, что это за дерево?

— По какому признаку вы определили, что это дуб?

— Что уносят с дуба белка и птица сойка? (Желуди.)

— Что ест под дубом лесная мышь? (Желуди.)

— Как можно назвать дуб по отношению к мыши, белке и сойке? (Кормилец.)

— А чем являются желуди для дуба? (Плодами. Из желудей растут новые деревья — дубы.)

— Прочитайте текст на с. 102.

Итак, дуб является кормильцем для мыши, белки и сойки, между ними существуют невидимые нити.

С. 103

— Рассмотрите схему на с. 103. Почему стрелки на схеме двойные? (Дуб является кормильцем для белки, а белка помогает дубу расселяться.)

— Чем полезны мышь, белка и сойка дубу? (Помогают дубу расселяться.)

— Вспомним, как эти животные готовятся к зиме. (Ответы учеников.)

— Прочитайте текст на с. 103. Найдите главную мысль. (В огромном мире нет ничего лишнего.)

— А чем, кроме желудей, еще питается белка?

— Откуда вы это знаете? (Ответы учеников.)

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А. Пушкин

С. 104-105

— Прочитайте первый абзац текста на с. 104.

— О каких невидимых нитях вы узнали?

Итак, мыши и белки способствуют распространению по лесу не только дубов, но и орешника.

(Учитель показывает рисунки орешника.)

— Послушайте строки из стихотворения А.К. Толстого.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(Учитель показывает рисунки рябины и дроздов.)

— Яркие кисти рябин привлекают не только человеческий глаз, но и птиц, которые кормятся ее ягодами. Как вы думаете, какие это птицы? (Ответы учеников.)

— Найдите изображение дрозда на рисунке на с. 105 учебника.

— Прочитайте текст на с. 104—105.

— Какой вывод о невидимых нитях вы сделали? {Не только рябина является кормильцем дрозда, но и дрозд полезен рябине, потому что рассеивает ее семена.)

(Далее работа ведется по вопросам в рубрике «Обсудим» нас. 105.)

V. Физкультминутка

(Ученики выполняют движения по тексту.)

Руки подняли и помахали —

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем —

Крылья мы сложим назад.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 60)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 2 (с. 60)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 4 (с. 61)

— Прочитайте, выполните задание.

— Приведите свои примеры связей в осеннем лесу.

VII. Рефлексия

— Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса. (Заяц питается корой осины, лиса питается зайцами.)

— Как связаны дуб, кабан, волк? (Волк охотится на кабана, кабан питается желудями дуба.)

— Почему нити названы невидимыми? (Их нельзя увидеть, но они существуют.)

В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.

Итак, невидимыми нитями мы назвали связи в окружающем мире. Примером могут служить связи между дубом и животными в осеннем лесу.

VIII. Подведение итогов урока

— О каких невидимых нитях мы сегодня говорили?

— Что нового вы узнали? Какие выводы сделали?

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 102—105), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 105).

2. Выполнить задание 3 (с. 61) в рабочей тетради.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весна в неживой природе. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Будь здоров. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Деревья и кустарники осенью. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зима в мире растений. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Охрана природы зимой. УМК «Перспектива»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!