Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Невидимые нити. УМК «Перспектива»
Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Невидимые нити в осеннем лесу»
Цель: продолжить формирование знаний о связях в природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять взаимосвязи между растениями и животными в осеннем лесу, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, книга «Великан на поляне» (Плешаков А.А. и соавт.), аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева), тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии растений и животных (дуб, орешник, рябина, осина, белка, сойка, мышь, дрозд, заяц, лиса, кабан, волк).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания
— Догадайтесь, о ком идет речь. Запишите.
• Делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нем залегает в спячку до весны. (Еж.)
• Прячет в укромных местах желуди, орехи, а на сучках деревьев развешивает грибы. (Белка.)
• В спячке могут находиться до восьми месяцев. Они же могут уходить в спячку и в жаркие летние месяцы, когда трава высыхает на солнце. Наверное, поэтому люди и говорят: «Спит как... (сурок)».
• Свои запасы складывают в воду, где они до февраля сохраняют свои пищевые качества. Чтобы корм не вмерзал в лед, подтапливают его ниже уровня воды под крутые нависшие берега. (Бобры.)
3. Фронтальный опрос
— Почему осенью звери линяют?
— Назовите зверей, которые запасают корм.
— Назовите зверей, которые впадают в спячку, т. е. не просыпаются, чтобы поесть.
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
То рыжая, то серая,
А названьем белая. (Белка.)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу.
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком... (сойка).
Прогрызу я в доме щелку
И себе устрою норку;
Ну, а лето на носу —
Я и в поле, и в лесу. (Мышь.)
— Как вы думаете, существует ли связь между этими отгадками? (Ответы учеников.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о связях в природе. Мы их будем называть невидимые нити.
(Звучит аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз.> и сл. И. Николаева).)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 102 учебника.)
— Какое значение имеет вода в жизни растений? животных? человека?
— Что будет с растениями, животными и человеком, если воды рек, озер, морей, океанов будут загрязнены отходами производства?
Правильно поется в песне о том, что планета наша, как хрупкое стекло.
2. Работа по учебнику
С. 102
(Учитель показывает фотографию дуба.)
— Кто узнал, что это за дерево?
— По какому признаку вы определили, что это дуб?
— Что уносят с дуба белка и птица сойка? (Желуди.)
— Что ест под дубом лесная мышь? (Желуди.)
— Как можно назвать дуб по отношению к мыши, белке и сойке? (Кормилец.)
— А чем являются желуди для дуба? (Плодами. Из желудей растут новые деревья — дубы.)
— Прочитайте текст на с. 102.
Итак, дуб является кормильцем для мыши, белки и сойки, между ними существуют невидимые нити.
С. 103
— Рассмотрите схему на с. 103. Почему стрелки на схеме двойные? (Дуб является кормильцем для белки, а белка помогает дубу расселяться.)
— Чем полезны мышь, белка и сойка дубу? (Помогают дубу расселяться.)
— Вспомним, как эти животные готовятся к зиме. (Ответы учеников.)
— Прочитайте текст на с. 103. Найдите главную мысль. (В огромном мире нет ничего лишнего.)
— А чем, кроме желудей, еще питается белка?
— Откуда вы это знаете? (Ответы учеников.)
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А. Пушкин
С. 104-105
— Прочитайте первый абзац текста на с. 104.
— О каких невидимых нитях вы узнали?
Итак, мыши и белки способствуют распространению по лесу не только дубов, но и орешника.
(Учитель показывает рисунки орешника.)
— Послушайте строки из стихотворения А.К. Толстого.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(Учитель показывает рисунки рябины и дроздов.)
— Яркие кисти рябин привлекают не только человеческий глаз, но и птиц, которые кормятся ее ягодами. Как вы думаете, какие это птицы? (Ответы учеников.)
— Найдите изображение дрозда на рисунке на с. 105 учебника.
— Прочитайте текст на с. 104—105.
— Какой вывод о невидимых нитях вы сделали? {Не только рябина является кормильцем дрозда, но и дрозд полезен рябине, потому что рассеивает ее семена.)
(Далее работа ведется по вопросам в рубрике «Обсудим» нас. 105.)
V. Физкультминутка
(Ученики выполняют движения по тексту.)
Руки подняли и помахали —
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем —
Крылья мы сложим назад.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 60)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 2 (с. 60)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 4 (с. 61)
— Прочитайте, выполните задание.
— Приведите свои примеры связей в осеннем лесу.
VII. Рефлексия
— Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса. (Заяц питается корой осины, лиса питается зайцами.)
— Как связаны дуб, кабан, волк? (Волк охотится на кабана, кабан питается желудями дуба.)
— Почему нити названы невидимыми? (Их нельзя увидеть, но они существуют.)
В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.
Итак, невидимыми нитями мы назвали связи в окружающем мире. Примером могут служить связи между дубом и животными в осеннем лесу.
VIII. Подведение итогов урока
— О каких невидимых нитях мы сегодня говорили?
— Что нового вы узнали? Какие выводы сделали?
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 102—105), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 105).
2. Выполнить задание 3 (с. 61) в рабочей тетради.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весна в неживой природе. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Будь здоров. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Деревья и кустарники осенью. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зима в мире растений. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Охрана природы зимой. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!