Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Зачем нужны поезда? Школа России

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Зачем нужны поезда?». УМК А. А. Плешаков

Цели: познакомить с назначением и видами поездов, устройством железной дороги; учить классифицировать технику по ее назначению; дать представление о развитии железнодорожного транспорта.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять назначение поездов; рассказывать об устройстве железной дороги.

Оборудование: модели различных поездов (можно фотографии или картинки); у учащихся — ножницы, клей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Зачем люди создают автомобили?

(Можно использовать КИМы (тест 48, с. 74).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд.)

— Кто видел поезда? А кто путешествовал на поезде?

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О поездах.)

— Прочитайте тему урока на с. 62 учебника. (Зачем нужны поезда?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

— Рассмотрите рисунки на с. 62 учебника. Прочитайте, как называются поезда. Расскажите о назначении поездов.

(Учащиеся рассказывают по фотографиям и своим наблюдениям.)

— Отгадайте загадку.

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень часто, в час любой

Провезу вас под землей. (Поезд метро.)

— Для чего нужны поезда метро? (Ответы детей.)

— О каком поезде следующая загадка?

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровоза сестричка.

Кто такая? (Электричка.)

— Для чего нужны электрички? (Ответы детей.)

— Теперь отгадайте еще одну загадку.

Я зашел в зеленый дом,

Больше суток пробыл в нем,

Оказался этот дом

В дальнем городе другом. (Поезд дальнего следования.)

— Для чего нужны такие поезда? (Ответы детей.)

— Про какой поезд не было загадки? (Про товарный.)

— Для чего нужны товарные поезда? (Ответы детей.)

— Попробуйте сами сочинить про него загадку.

— Проверьте, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Прочитайте текст на с. 90.

— Ребята, Муравьишка решил съездить на дачу. На каком поезде ему ехать? (На электричке.)

- На каком поезде он поедет в музей? (На поезде метро.)

— А в другой город? (На поезде дальнего следования.)

— Чем отличаются вагоны пассажирских и товарных поездов? (У товарных поездов есть открытые вагоны, цистерны, платформы.)

— А как же устроены железные дороги? Подумайте над этим вопросом, порассуждайте.

(Работа в парах. Ученики высказывают друг другу свои предположения, затем рассматривают схему на с. 91.)

— Какие слова вам непонятны?

(Учитель поясняет значение непонятных слов.)

Эстакада — сооружение в виде моста для создания дороги на некоторой высоте.

Туннель — сооружение в виде коридора, по которому проложены пути под землей.

Шлагбаум — подъемное или выдвижное устройство для открытия и закрытия пути на переездах.

Железные рельсы обладали многими преимуществами. Колеса двигались так легко, что лошади могли тащить вагоны с грузом в десять раз тяжелее, чем прежде. Пассажиры наслаждались комфортом во время путешествия, хотя скорость пока не превышала скорости движения конного экипажа. С появлением парового двигателя отпала необходимость частых остановок для смены лошадей, значительно увеличилась скорость — первые пассажиры «скоростных» поездов пугались столь быстрой езды.

V. Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем

И кружимся потом.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

(Учащиеся читают текст под рубрикой «Знаете ли вы, что...» (с. 63) и выполняют задание — рассказывают, что изображено на старинной картине и фотографии.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 42).

— Рассмотрите рисунок. Что есть у каждого поезда? (Локомотив.)

— Для чего он нужен поезду? (Это силач, который тянет за собой вагоны.)

— А чего не хватает? (Вагонов.)

— Вырежьте картинки из приложения и соберите поезда.

(Проверка.)

— Чем отличается пассажирский поезд от товарного?

3. Творческая работа

— Придумайте историю о путешествии на поездах. Это могут быть разные виды поездов.

(Заслушиваются два-три рассказа.)

- Нарисуйте поезд будущего.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 63, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Ответили мы на главный вопрос урока?

— Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

Рекомендации для занятий дома

Рабочая тетрадь: № 2 (с. 42).

Дополнительный материал

Паровоз

Мы привыкли, что рельсы и паровоз всегда вместе. Наверное, и ты думаешь, что их изобрели одновременно. Но оказывается, что рельсы гораздо старше паровоза. Рельсы придумали, чтобы возить по ним в тележках-вагонетках уголь в подземных шахтах. Нагруженные углем вагонетки тянули за собой лошади.

В 1774 г. англичанин Джеймс Уатт изобрел паровой двигатель. В паровой машине для нагрева воды в топке сжигали уголь или дрова. Вода закипала и превращалась в пар — водяной газ. Как это происходит, можно увидеть, когда кипит вода в чайнике: пар с силой вырывается из носика и стучит крышкой. У водяного пара большая сила. Она может двигать различные механизмы. Паровая машина Уатта качала воду, вертела колеса, приводила в движение станки.

Англичанин Джордж Стефенсон решил «впрячь» паровую машину в вагоны и пустить по рельсам. В 1820 г. он построил наземную железную дорогу, по которой покатились паровозы. Деревянные колеса с металлическими ободьями громко стучали по рельсам, пар с шипением и свистом вырывался из трубы, но вагоны вслед за паровозом катились плавно и быстро, в два раза быстрее, чем бежала самая быстрая лошадь.

В России самый первый паровоз построили на Урале талантливые изобретатели-самоучки — отец и сын Черепановы в 1834 г. Железная дорога, по которой прошел первый русский паровоз, длиной была чуть меньше километра.

Талантливых мастеров пригласили в Петербург для строительства дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом, чтобы по ней в загородный дворец могла ездить царская семья со своей свитой. Длина дороги была 25 верст. Ездить по железной дороге было страшновато. Вагоны были похожи на карету, которую везла не тройка лошадей, а грохочущая и дымящая машина. Но вскоре все поняли, какой удобный вид транспорта паровозы, катящие вслед за собой по железной колее несколько вагонов с людьми и грузами. Железные дороги во всем мире стали строить одну за другой.

Сейчас уже не встретишь на дорогах старичков-паровичков. Их заменили мощные тепловозы и электровозы, которые двигаются с помощью дизельного топлива и электричества.

Метро

В больших городах, в которых живет больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги — метро.

Полное название метро — метрополитен, что значит «городской, столичный». Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой.

Строят метро на глубине 15—20 м, поэтому шум мчащихся под землей поездов никому не мешает.

В нашей стране метро есть в нескольких городах: в Москве, в Санкт - Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Новосибирске, в Самаре и Екатеринбурге.

В Москве метро построили в 1935 г., а в Санкт-Петербурге — в 1955 г. Станции метро в этих городах очень красивы и похожи на сказочные подземные дворцы. Стены и потолки отделаны мрамором и гранитом, полы выложены плиткой. Над украшением станций метро работали архитекторы, художники и скульпторы.

Ни одна станция не похожа на другую. По некоторым станциям можно ходить как по музею, разглядывая скульптуры и мозаику, лепные украшения и изящные светильники.

К поездам метро людей доставляет движущаяся «лестница-чудесница» — эскалатор.

Похожие статьи:

Урок окружающего мира, 1 класс. Что это за листья? Школа России

Урок окружающего мира, 1 классе. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».

Урок окружающего мира в 1 классе. Куда текут реки?

Урок окружающего мира, 1 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие рыбы? Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!