Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Зачем нужны поезда? Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Зачем нужны поезда?». УМК А. А. Плешаков
Цели: познакомить с назначением и видами поездов, устройством железной дороги; учить классифицировать технику по ее назначению; дать представление о развитии железнодорожного транспорта.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять назначение поездов; рассказывать об устройстве железной дороги.
Оборудование: модели различных поездов (можно фотографии или картинки); у учащихся — ножницы, клей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Зачем люди создают автомобили?
(Можно использовать КИМы (тест 48, с. 74).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд.)
— Кто видел поезда? А кто путешествовал на поезде?
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О поездах.)
— Прочитайте тему урока на с. 62 учебника. (Зачем нужны поезда?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
— Рассмотрите рисунки на с. 62 учебника. Прочитайте, как называются поезда. Расскажите о назначении поездов.
(Учащиеся рассказывают по фотографиям и своим наблюдениям.)
— Отгадайте загадку.
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей. (Поезд метро.)
— Для чего нужны поезда метро? (Ответы детей.)
— О каком поезде следующая загадка?
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка.
Кто такая? (Электричка.)
— Для чего нужны электрички? (Ответы детей.)
— Теперь отгадайте еще одну загадку.
Я зашел в зеленый дом,
Больше суток пробыл в нем,
Оказался этот дом
В дальнем городе другом. (Поезд дальнего следования.)
— Для чего нужны такие поезда? (Ответы детей.)
— Про какой поезд не было загадки? (Про товарный.)
— Для чего нужны товарные поезда? (Ответы детей.)
— Попробуйте сами сочинить про него загадку.
— Проверьте, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Прочитайте текст на с. 90.
— Ребята, Муравьишка решил съездить на дачу. На каком поезде ему ехать? (На электричке.)
- На каком поезде он поедет в музей? (На поезде метро.)
— А в другой город? (На поезде дальнего следования.)
— Чем отличаются вагоны пассажирских и товарных поездов? (У товарных поездов есть открытые вагоны, цистерны, платформы.)
— А как же устроены железные дороги? Подумайте над этим вопросом, порассуждайте.
(Работа в парах. Ученики высказывают друг другу свои предположения, затем рассматривают схему на с. 91.)
— Какие слова вам непонятны?
(Учитель поясняет значение непонятных слов.)
Эстакада — сооружение в виде моста для создания дороги на некоторой высоте.
Туннель — сооружение в виде коридора, по которому проложены пути под землей.
Шлагбаум — подъемное или выдвижное устройство для открытия и закрытия пути на переездах.
Железные рельсы обладали многими преимуществами. Колеса двигались так легко, что лошади могли тащить вагоны с грузом в десять раз тяжелее, чем прежде. Пассажиры наслаждались комфортом во время путешествия, хотя скорость пока не превышала скорости движения конного экипажа. С появлением парового двигателя отпала необходимость частых остановок для смены лошадей, значительно увеличилась скорость — первые пассажиры «скоростных» поездов пугались столь быстрой езды.
V. Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем
И кружимся потом.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
(Учащиеся читают текст под рубрикой «Знаете ли вы, что...» (с. 63) и выполняют задание — рассказывают, что изображено на старинной картине и фотографии.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 42).
— Рассмотрите рисунок. Что есть у каждого поезда? (Локомотив.)
— Для чего он нужен поезду? (Это силач, который тянет за собой вагоны.)
— А чего не хватает? (Вагонов.)
— Вырежьте картинки из приложения и соберите поезда.
(Проверка.)
— Чем отличается пассажирский поезд от товарного?
3. Творческая работа
— Придумайте историю о путешествии на поездах. Это могут быть разные виды поездов.
(Заслушиваются два-три рассказа.)
- Нарисуйте поезд будущего.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 63, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Ответили мы на главный вопрос урока?
— Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
Рекомендации для занятий дома
Рабочая тетрадь: № 2 (с. 42).
Дополнительный материал
Паровоз
Мы привыкли, что рельсы и паровоз всегда вместе. Наверное, и ты думаешь, что их изобрели одновременно. Но оказывается, что рельсы гораздо старше паровоза. Рельсы придумали, чтобы возить по ним в тележках-вагонетках уголь в подземных шахтах. Нагруженные углем вагонетки тянули за собой лошади.
В 1774 г. англичанин Джеймс Уатт изобрел паровой двигатель. В паровой машине для нагрева воды в топке сжигали уголь или дрова. Вода закипала и превращалась в пар — водяной газ. Как это происходит, можно увидеть, когда кипит вода в чайнике: пар с силой вырывается из носика и стучит крышкой. У водяного пара большая сила. Она может двигать различные механизмы. Паровая машина Уатта качала воду, вертела колеса, приводила в движение станки.
Англичанин Джордж Стефенсон решил «впрячь» паровую машину в вагоны и пустить по рельсам. В 1820 г. он построил наземную железную дорогу, по которой покатились паровозы. Деревянные колеса с металлическими ободьями громко стучали по рельсам, пар с шипением и свистом вырывался из трубы, но вагоны вслед за паровозом катились плавно и быстро, в два раза быстрее, чем бежала самая быстрая лошадь.
В России самый первый паровоз построили на Урале талантливые изобретатели-самоучки — отец и сын Черепановы в 1834 г. Железная дорога, по которой прошел первый русский паровоз, длиной была чуть меньше километра.
Талантливых мастеров пригласили в Петербург для строительства дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом, чтобы по ней в загородный дворец могла ездить царская семья со своей свитой. Длина дороги была 25 верст. Ездить по железной дороге было страшновато. Вагоны были похожи на карету, которую везла не тройка лошадей, а грохочущая и дымящая машина. Но вскоре все поняли, какой удобный вид транспорта паровозы, катящие вслед за собой по железной колее несколько вагонов с людьми и грузами. Железные дороги во всем мире стали строить одну за другой.
Сейчас уже не встретишь на дорогах старичков-паровичков. Их заменили мощные тепловозы и электровозы, которые двигаются с помощью дизельного топлива и электричества.
Метро
В больших городах, в которых живет больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги — метро.
Полное название метро — метрополитен, что значит «городской, столичный». Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой.
Строят метро на глубине 15—20 м, поэтому шум мчащихся под землей поездов никому не мешает.
В нашей стране метро есть в нескольких городах: в Москве, в Санкт - Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Новосибирске, в Самаре и Екатеринбурге.
В Москве метро построили в 1935 г., а в Санкт-Петербурге — в 1955 г. Станции метро в этих городах очень красивы и похожи на сказочные подземные дворцы. Стены и потолки отделаны мрамором и гранитом, полы выложены плиткой. Над украшением станций метро работали архитекторы, художники и скульпторы.
Ни одна станция не похожа на другую. По некоторым станциям можно ходить как по музею, разглядывая скульптуры и мозаику, лепные украшения и изящные светильники.
К поездам метро людей доставляет движущаяся «лестница-чудесница» — эскалатор.
Похожие статьи:
Урок окружающего мира в 1 классе. Куда текут реки?
Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие рыбы? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что это за листья? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Нет комментариев. Ваш будет первым!