Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему радуга разноцветная. Школа России

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Почему радуга разноцветная?» УМК А. А. Плешаков

Цели: формировать начальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги, их последовательностью.

Планируемые результаты: учащиеся научатся перечислять цвета радуги в правильной последовательности с помощью мнемонического приема.

Оборудование: слайд с изображением радуги; у учащихся — цветные карандаши, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Послушайте стихотворение.

Было тихо, очень тихо —

Тихий час теней...

Лишь будильник робко тикал,

Мышь скреблась,

Сверчок пиликал,

Козлик мекал,

Кот мяукал,

Поросенок дерзко хрюкал,

Бык ревел,

И две собаки

Дружно вторили во мраке

Ржанию коней.

— Можно ли сказать, что было тихо? Как одним словом назвать и тиканье будильника, и мяуканье кота, и рев быка? (Звуки.)

— Как же получается звук? (Предметы от каких-либо действий начинают дрожать. Дрожь передается воздуху, а дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей.)

(Можно использовать КИМы (тест 39, с. 59).)

III. Самоопределение к деятельности

— Муравьишка позвал нас на лесную прогулку. Представьте, что мы идем по лесу, весело играем. Но вдруг набежали тучки, закапал дождик. И тут на небе появилось чудо. Отгадайте, какое.

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них не въехать, ни войти!

 

Солнце светит и смеется,

А на землю дождик льется.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

— О каком чуде шла речь в загадках? (О радуге.)

— Кто из вас видел радугу? А почему она семицветная?

(Учащиеся высказывают свои предположения, но научного объяснения дать не могут.)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О радуге.)

— Прочитайте тему урока на с. 40 учебника. {Почему радуга разноцветная?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

(Учитель демонстрирует слайд с изображением радуги.)

— Ребята, какие чувства вызывает у вас появление радуги? (Радостное, сказочное, светлое, приятное, праздничное и т. д.)

— Рассмотрите рисунок на с. 40. Назовите цвета радуги по порядку, начиная сверху. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

— Как можно запомнить цвета радуги в правильной последовательности?

— Посмотрите в учебнике, какой подсказкой можно воспользоваться. В чем суть этой подсказки? (Каждое слово начинается на первую букву, слова обозначающего один из цветов радуги: каждый — красный, охотник — оранжевый и т. д.)

Есть и еще одна подсказка: как однажды Жан-звонарь головой сломал фонарь.

— Почему же радуга разноцветная? Выскажите свои предположения. Может быть, вам в этом поможет рисунок на с. 40? (Ученики пытаются ответить на вопрос, после этого читают объяснение Мудрой Черепахи (с. 41).)

— На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя.)

— Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)

— Что тогда образуется? (Радуга.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 26).

— Прочитайте задание. Какую фразу-подсказку нужно вспомнить, чтобы правильно выполнить задание?

— Выполните задание.

(Проверка в парах.)

№2 (с. 26-27).

— Рассмотрите рисунок. Где живут эти человечки? Вспомните фразу-подсказку и раскрасьте их воздушные шарики.

— А сейчас раскрасьте вагончики для этих человечков. (Проверка в парах.)

V. Физкультминутка

В небе радуга-дуга

Замыкает берега.

Расцветая все ясней,

Чудо-краски светят в ней!

Пусть ответит

Тот, кто знает

Или сможет сосчитать,

Сколько красок

В ней играют,

Озаряя моря гладь?

— Сколько цветов в радуге?

(Учащиеся хором считают еще раз.)

VI. Продолжение работы по теме урока

— Найдите в приложении на с. 57 рабочей тетради цветные полоски. Вырежьте их и выполните задание на с. 41 учебника.

(Проверка в парах. Затем учащиеся меняют полоски местами и предлагают соседу по парте найти и исправить ошибки. Можно в произвольном порядке раздать детям цветные полоски и попросить их собраться в группы так, чтобы образовалась радуга.)

— Придумайте сказочную историю про Мудрую Черепаху и Муравьишку по рисунку на с. 41 учебника.

(Заслушиваются две-три сказки.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 41, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— На какой вопрос нам нужно было найти ответ на уроке?

— Кто теперь знает ответ на этот вопрос?

— Перечислите цвета радуги по порядку хором.

Дополнительный материал

Радуга

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут — радуга.

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце. Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед вами). Иначе радуги не увидеть! Солнце, ваши глаза и центр радуги должны находиться на одной линии.

Если солнце высоко в небе, провести такую прямую линию невозможно. Вот почему радугу лучше всего наблюдать рано утром или ближе к вечеру. Радуга бывает большой, когда Солнце находится над горизонтом — утром или ближе к вечеру. Когда солнце стоит высоко в небе, радуга небольшая.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Редко, но все-таки случается, когда на небе одновременно можно видеть две радуги, а очень редко — даже три или четыре.

Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба.

Почему появляется радуга?

После жаркого, душного дня сгустились тучи и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце. И в это время под темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой, — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Что это такое — радуга? Почему в воздухе возникло такое чудо?

А причина этому — солнечный свет, как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но вот на их пути встретилась дождевая капля. А капля по форме близка к призме — геометрической фигуре. Когда солнечный свет проходит через стеклянную призму или через каплю, составляющие его разноцветные лучи отклоняются на неодинаковые углы. Меньше всего отклоняются лучи красного цвета, больше всего — фиолетового. Белый луч распадается на составные лучи, и на небе появляется радуга.

Похожие статьи:

Урок окружающего мира, 1 классе. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».

Урок окружающего мира, 1 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие рыбы? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что это за листья? Школа России

Урок окружающего мира в 1 классе. Куда текут реки?

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!