Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Где зимуют птицы. Школа России

Урок окружающего мира в начальной школе. Тема: «Наступление зимы. Птицы зимой»

Цели: развивать познавательный интерес к предмету «Окружающий мир»; углубить знания учащихся по теме «Птицы»; научить беречь природу.

Оборудование: картины природы, иллюстрации и чучела птиц, репродукции картин и иллюстрации с зимним пейзажем.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит тихая спокойная музыка.

II. Работа по теме урока.

1. Учитель читает стихотворение С. Дрожжина.

Опять зима на саночках

Неслышно прикатилася,

И снегом Волга-матушка,

С лесами и долинами,

Как пухом принакрылася.

Поднялись ветры буйные,

Сошлися с ураганами,

В полях, лесах, играючи,

Запели, закружилися

И, утомившись, на землю

Глубокими сугробами

Повсюду уложилися.

2. Беседа по стихотворению.

- Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении?

- По каким признакам вы определили, что это зима?

Дети перечисляют известные им признаки.

Зима все больше и больше вступает в свои права. Все сковано морозом, засыпано снегом, но солнце повернуло на лето.

- Какие пословицы, загадки, приметы про зиму вы знаете?

- Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их? Что вы знаете о них?

Декабрь - год кончает, зиму начинает.

Январь - году начало, зиме середина.

Звон капели слышен звонко,

День прибавился заметно,

Но так что за месяц это?   (Февраль.)

Чтение текста В. Бианки «Январь». Звучит музыка.

Учитель. Замерло, притихло все... Кажется, нет больше никакой жизни в лесу. А так ли это?

К нам на урок пришел Буратино. Он хочет поиграть с вами.

3. Игра «Что вы знаете о том, как зимуют животные и птицы?».

- Кто спит в своих зимних спальнях? (Медведь, барсук, лягушки зарылись в мох, паучки спят в коре деревьев.)

- А кто ищет себе пищу? (Волк, лось, лиса, заяц.)

- О жизни зимнего леса рассказывают голоса птиц и следы животных.

Звучит запись «Голоса птиц».

Но ведь и многие птицы остаются зимовать, не улетая в теплые края.

Угадайте: что это за птицы?

4. Викторина «Что это за птица?».

1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.   (Воробей.)

 

2. Носит серый жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат:

- Карр! Карр!

Карр!    (Ворона.)

 

3. Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.   (Снегирь.)

 

4. Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит - и легче.    (Дятел.)

 

5. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.          (Синица.)

Раздается стук в дверь - в класс «влетают» Синица и Ворона (дети в костюмах). Разыгрывается сценка.

5. Разговор на лесной полянке.

Синица. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона. Да вот пожаловаться хочу, холодно уж очень мне. Мороз крепчает, еды нет.

Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживают только девять... Бедные мои сестрички!

Ворона. Да и нам нелегко.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, есть школьники, которые по всему городу (деревне) кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало...

Ворона. Врешь, синичка-сестричка. Не может такого быть.

Синица. Да вон, видишь (показывает крылом в зал). У многих ребят в руках кормушки.

Ворона. И правда.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.

Ворона. Давай, конечно, попросим. А то я в прошлую зиму чуть не умерла с голоду.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.

Буратино. Жалко вам птичек?

Дети. Да!

Вывод по уроку. Так что же мы с вами должны делать? (Помогать животным, подкармливать птиц, не обижать их. Беречь природу. Природа и человек неразделимы!)

Звучит любая песня о животных, например, «Не дразните собак» или «Родная песенка» (муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского).

Автор: Л. А. Шелудкова

Похожие статьи:

Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие рыбы? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что это за листья? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Урок окружающего мира, 1 классе. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».

Урок окружающего мира в 1 классе. Куда текут реки?

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!