Конспект урока по обучению грамоте «Слог, ударение», 1 класс. Школа России

Урок №6. Обучение грамоте в 1 классе. Тема: «Слово. Предложение. Слог. Ударение»

Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»

Прогнозируемые результаты:

• дети научатся различать устную и письменную речь; составлять предложения, заключающие в себе законченную мысль; выделять слова из предложений;

• делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги;

• научатся произносить слова, выделяя ударный слог; графически изображать схему предложения; схему слова; указывать ударный слог;

• научатся работать в паре.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Мы научились правильно составлять предложения, объяснять смысл слов. Как мы научились менять смысл предложения? (Путём перемещения слов в предложении.)

2. Мотивация учебной деятельности

— Сегодня мы научимся составлять мини-тексты, в которых все предложения будут связаны по смыслу.

3. Повторение пройденного

— Рассмотрите картинки на доске: гусляр, играющий на гуслях (Садко); учитель и Филипок беседуют; Филипок пишет своё имя; послушайте радио или телевизор; Колобок поёт песенку на носу у лисицы; рассмотрите иллюстрацию: ребёнок пишет объявление: «Потерялся щенок Булька. Кто найдёт моего щенка, прошу вернуть. Я его очень люблю!»

Что делает каждый человек? Какой речью он пользуется?

Послушайте в записи сказку. Как называется сказка? (Снегурочка.)

Какая речь сейчас прозвучала?

О ком говорится в сказке? Откуда в доме дедушки и бабушки появилась снежная девочка? Как жила девочка всю зиму?

Как у неё изменилось настроение весной? Почему? Что произошло летом?

Какой речью мы пользуемся, рассказывая сказку? (Устной речью.)

Составьте к иллюстрациям предложения, разные по интонационному исполнению. Запишите их схемы. Что вы узнали о предложении? (Предложение должно выражать точную, ясную, законченную мысль. Предложение состоит из слов. Каждое слово стоит отдельно от другого. Предложение может произноситься с разной интонацией: радостно, спокойно или в нём может заключаться вопрос.)

4. Работа по теме урока

— Какие слова нужно добавить в стихи М. Пляцковского «Какие бывают слова?». (Конфета, ракета, лимон, вагон, ёжик, дождик, цель, ель, страница, синица, снег, смех.)

Есть сладкое слово — ...

Есть быстрое слово — ...

Есть кислое слово — ...

Есть слово с окошком — ...

Есть слово колючее — ...

Есть слово промокшее — ..

 

Есть слово упрямое — ...

Есть слово зелёное — ...

Есть книжное слово — ...

Есть слово лесное — ...

Есть слово пушистое — …

Есть слово весёлое — ...

— К каждому слову, которое мы добавили, запишите схему, укажите слоги. Все ли слоги произносятся одинаково?

Произнесите название предметов, изображённых на картинках на доске. (Сосна, мышка, весна.)

Произнесите первое слово по слогам. (Сос-на.)

Поменяйте слоги местами. Что получилось? (На-сос.)

Поменяйте местами слоги во втором слове. (Ка-мыш.)

В третьем. (На-вес.)

К каким словам подходит схема

(К словам насос, навес.)

Отгадайте загадки. Соотнесите слова-отгадки со схемами на доске.

Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица!

Что за диво?

Это же...     (Крапива)

 

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.    (Грач)

 

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла

И сады, и огороды —

Всё в округе полила.    (Гроза)

 

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я сын её родной,

Родился я весной.    (Ручей)

 

Кто отправился в полёт,

В клюве веточку несёт?    (Голубь)

 

Дождик тёплый и густой,

Этот дождик не простой:

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов.    (Душ)

— К какому слову-отгадке относится схема ____________? (К словам душ, грач. Один слог. Ударение не ставится.)

К какому слову относится схема?

(К словам ручей, гроза.)

А слово голубь? (В слове голубь ударный первый слог.)

К какому слову относится схема

(Крапива.)

Почему? (Три слога в слове, и второй слог ударный.)

Придумайте слова, в которых 1, 2, 3 слога и более.

К данным слогам прибавьте другой, чтобы получилось слово:

гри ____ (бы); гу ____ (си); га ___(раж); ма ________(шина); гал __(ка);

го ____(лос. ды), ро ____ (за, машка); лу ____(к); под _____(снеж-ник, -ко-вал, -нос).

Что вы видите на верхней картинке (с. 12)? Как зовут детей? В какие игры они играют? Какое предложение выкрикнет сейчас малыш в песочнице? Составьте рассказ по первой картинке.

На детской площадке

Дети играли в песочнице. Они построили замок. Девочка увидела мяч. Она спасает песочный замок.

— Рассмотрите картинку (с. 12), составьте схемы двух первых предложений.

Аналогичная работа проводится со второй картинкой.

В детском саду

Коля — папа. Он читает газету. Аня — мама. Она накрывает на стол. Ирочка — дочка. Она качает куклу. Ребятам очень интересно играть.

— Как играют дети? (Дружно.)

Выберите предметы, которые изображены на картинке (с. 12). К каким словам подходит схема?

(Петрушка, газета, картина, лошадка, наездник, рубашка.)

Составьте предложение-вопрос; предложение, в котором о чём-либо сообщается; восклицательное предложение.

Послушайте текст К. Ушинского.

Вместе тесно, а врозь скучно

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам; но скоро им обоим стало скучно.

— Почему дети расселись по разным углам? Отчего им стало скучно? Объясните, как вы понимаете заголовок текста. На что он похож? (На пословицу.)

5. Рефлексия учебной деятельности

— Вспомните, из чего состоит наша речь. Из чего состоят предложения? Как делятся слова на слоги? Какие бывают слоги?

Мы научились составлять маленькие рассказы.

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!