Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звуки и буквы
Урок обучение грамоте в 1 классе на тему «Звуки и буквы»
Цели: дать учащимся представление об алфавите, о буквах как знаках, изображающих звуки; продолжить формирование умения определять количество звуков в слове, их последовательность; учить различать гласные и согласные звуки; развивать внимание, логическое мышление, фонематический слух; совершенствовать речь; воспитывать любознательность.
Формируемые УУД: ставить цели; слушать одноклассника и дополнять его ответ; отвечать развёрнуто на поставленный вопрос; работать в паре.
Пропедевтика: поиск и использование обратной связи.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Что нового вы узнали на предыдущем уроке?
— На какие две группы мы делим все звуки?
— На какие две группы мы делим согласные звуки?
— Сколько может быть в слове слогов?
— Послушайте стихотворение, а затем назовите знакомые вам звуки, которые услышите, пока я буду читать.
Мурзик квартиру свою не нашёл,
Мурзик без спроса к соседям вошёл,
Без разрешения.
Нина за Мурзиком смело вошла,
Мурзика Нина на руки взяла
И сама за него попросила прощения.
Р. Дерикот
(Дети называют звуки. Желательно быстро выслушать всех.)
— Почему девочка просила прощения у соседей за котёнка?
— Можно ли без разрешения входить в чужое жильё?
— Объясните, почему нельзя.
— Нас. 15 в тренажёре найдите изображение кота. Обведите по образцу, затем закончите строчку до конца.
— Какие ещё существа изображены на этой странице? (Снеговик, птичка.)
— Произнесите слова, разделите их на слоги.
II. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнения «Свеча-1», «Свеча-2», «Свеча-3».)
«Свеча-1». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
«Свеча-2». То же, что «Свеча-1», но выдыхать более медленно и ровно.
«Свеча-3». То же, что «Свеча-1», но выдыхать в два этапа: сначала три коротких выдоха, а затем окончательный (долгий, медленный) выдох. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе.
2. Артикуляционная разминка
(Упражнения «Хомячок», «Конфета».)
«Хомячок». Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.
«Конфета». Заложить язык за щёку, как конфету, а затем перемещать его из одной стороны в другую.
3. Работа над дикцией
— Послушайте скороговорку.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. (Учитель проговаривает скороговорку медленно, чётко произнося каждый звук. Отрабатывает с детьми произношение скороговорки. Добивается осмысления и запоминания ими текста.)
III. Актуализация знаний
(Беседа по рисунку на с. 31 прописей (Пр. 1).)
— Какое время суток изображено на рисунке?
— Докажите, что это ночь.
— В какое время суток вылетает на охоту сова?
— Что делает маленький мальчик?
— Разделите на слоги слова «мальчик», «месяц», «сова», «жёлуди», «кровать».
— Давайте споём малышу колыбельную песенку.
Поздно. Свечка догорела...
Сладко до утра
Спи, дитя, закрывши глазки...
Спать давно пора.
В небе звёзды льют сиянье
Чище серебра...
Спи, дитя, закрывши глазки...
Спать давно пора.
Д. Минаев
— Обведите рисунок в прописях по контуру, раскрасьте его.
— Напишите по образцу элементы букв в самом верху страницы.
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель сообщает, что на уроке дети будут повторять то, что им известно о звуках.)
V. Работа по теме урока
1. Звуки гласные и согласные
— Отгадайте загадку.
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук.)
— Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые можно долго тянуть на одном дыхании, которые легко произносятся.)
— Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, которые встречают преграду при произнесении.)
— На какие две группы мы делим согласные звуки?
— Приведите примеры твёрдых и мягких согласных звуков.
— Попробуйте произнести слова «конфета» и «урок» без гласных звуков, а слова «мама» и «папа» — без согласных.
(Проводится звуко-буквенный анализ слов «нитки» и «улитка».)
— Мы много говорили, теперь отдохнём, а поработают наши руки и пальцы. Напишите элементы букв в верхней части с. 15 тренажёра.
— Заштрихуйте нарисованные ягоды.
— Как называются эти ягоды? (Клубника, малина.)
— Разделите эти слова на слоги.
— Нарисуйте под рисунками схемы слов.
— Сколько в этих словах гласных звуков?
— Каким цветом закрасим место гласных звуков на схеме?
2. Буквы — знаки, обозначающие звуки
— При помощи чего мы записываем звуки?
— Послушайте стихотворение. Дайте ему название.
Эй, крючочки и точки,
Чёрточки, кружочки!
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки
И шагайте слаженно
По листу бумажному!
Е. Измаилов
— Для чего человек придумал буквы?
(Учитель вывешивает на доске плакат с иллюстрированным алфавитом.)
Мы сможем написать и прочитать обо всём на свете. Но для этого необходимо прежде всего выучить алфавит.
— Чем заняты птицы на рисунке на с. 30 прописей? (Проводится звуковой анализ слова «рябина»: [р’аб’Ина]. Составление схемы слова.)
— Почему в слове три слога?
— Что изменится, если мы перенесём ударение на другой слог?
— Напишите по образцу элементы букв.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Что вы видите на с. 19 учебника? (Иллюстрацию к сказке «Муха-цокотуха».)
— На предыдущем уроке мы составляли рассказ по этой иллюстрации. Кто может его вспомнить и повторить?
— Сейчас я вам прочитаю отрывок из этой сказки, которую написал К. Чуковский.
— Сравните ваш рассказ по иллюстрации к сказке и саму сказку. Они очень похожи? В чём состоит различие?
(На доске наглядное пособие — алфавит в картинках. Можно использовать мультимедиа.)
— Что вы видите на плакате? (Буквы и рисунки к ним.)
— А как правильно сказать одним словом то, что мы видим на плакате? (Алфавит.)
— Отгадайте загадку А. Кочергиной.
Для девчонок и мальчишек
Есть, друзья, немало книжек.
Эта ж первою была,
Я сама её прочла. (Азбука.)
Слово «азбука» появилось много лет назад из названия двух первых русских букв «аз» и «буки». Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква — «альфа», а вторая — «бета» (в позднегреческом произношении — «вита»). Из этих двух слов и получилось слово «алфавит». Азбука и алфавит означают одно и то же.
— Посмотрите на предметы, изображённые рядом с буквами на плакате.
— Назовите эти предметы, поставив вопрос «кто?» или «что?».
(Наглядных пособий с изображением букв алфавита и рисунков к ним много, поэтому авторы приводят примерную программу составления беседы. Дети отвечают по цепочке: «Что? Арбуз», «Кто? Белка», «Кто? Волк», «Кто? Гусь», «Что? Дом» и т. д.)
— Рассмотрите картинку в прописях на с. 32. Кто едет на поезде?
— Как вы думаете, куда они едут?
— Какое настроение у путешественников?
— Чему они радуются? (Завтра они будут знакомиться с буквами.)
— Какую песенку, глядя на рисунок, хочется спеть? («Мы едем, едем, едем в далёкие края...»)
— Отгадайте загадки.
1. Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы.)
2. Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом — не молчат,
Нам загадки говорят. (Буквы.)
3. Без ног приходит,
Без языка рассказывает. (Письмо.)
4. Поле белое.
Овцы чёрные. (Бумага и буквы.)
Итак, сделаем вывод: звуки мы слышим, произносим; буквы видим и пишем.
VIII. Подведение итогов урока
— Что называют азбукой?
— У кого есть желание быстрее научиться читать?
— Почему вы хотите быстрее научиться читать?
— Понравился ли вам урок?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!