Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звуки и буквы

Урок обучение грамоте в 1 классе на тему «Звуки и буквы»

Цели: дать учащимся представление об алфавите, о буквах как знаках, изображающих звуки; продолжить формирование умения определять количество звуков в слове, их последовательность; учить различать гласные и согласные звуки; развивать внимание, логическое мышление, фонематический слух; совершенствовать речь; воспитывать любознательность.

Формируемые УУД: ставить цели; слушать одноклассника и дополнять его ответ; отвечать развёрнуто на поставленный вопрос; работать в паре.

Пропедевтика: поиск и использование обратной связи.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Что нового вы узнали на предыдущем уроке?

— На какие две группы мы делим все звуки?

— На какие две группы мы делим согласные звуки?

— Сколько может быть в слове слогов?

— Послушайте стихотворение, а затем назовите знакомые вам звуки, которые услышите, пока я буду читать.

Мурзик квартиру свою не нашёл,

Мурзик без спроса к соседям вошёл,

Без разрешения.

Нина за Мурзиком смело вошла,

Мурзика Нина на руки взяла

И сама за него попросила прощения.

Р. Дерикот

(Дети называют звуки. Желательно быстро выслушать всех.)

— Почему девочка просила прощения у соседей за котёнка?

— Можно ли без разрешения входить в чужое жильё?

— Объясните, почему нельзя.

— Нас. 15 в тренажёре найдите изображение кота. Обведите по образцу, затем закончите строчку до конца.

— Какие ещё существа изображены на этой странице? (Снеговик, птичка.)

— Произнесите слова, разделите их на слоги.

II. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнения «Свеча-1», «Свеча-2», «Свеча-3».)

«Свеча-1». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

«Свеча-2». То же, что «Свеча-1», но выдыхать более медленно и ровно.

«Свеча-3». То же, что «Свеча-1», но выдыхать в два этапа: сначала три коротких выдоха, а затем окончательный (долгий, медленный) выдох. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе.

2. Артикуляционная разминка

(Упражнения «Хомячок», «Конфета».)

«Хомячок». Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

«Конфета». Заложить язык за щёку, как конфету, а затем перемещать его из одной стороны в другую.

3. Работа над дикцией

— Послушайте скороговорку.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. (Учитель проговаривает скороговорку медленно, чётко произнося каждый звук. Отрабатывает с детьми произношение скороговорки. Добивается осмысления и запоминания ими текста.)

III. Актуализация знаний

(Беседа по рисунку на с. 31 прописей (Пр. 1).)

— Какое время суток изображено на рисунке?

— Докажите, что это ночь.

— В какое время суток вылетает на охоту сова?

— Что делает маленький мальчик?

— Разделите на слоги слова «мальчик», «месяц», «сова», «жёлуди», «кровать».

— Давайте споём малышу колыбельную песенку.

Поздно. Свечка догорела...

Сладко до утра

Спи, дитя, закрывши глазки...

Спать давно пора.

В небе звёзды льют сиянье

Чище серебра...

Спи, дитя, закрывши глазки...

Спать давно пора.

Д. Минаев

— Обведите рисунок в прописях по контуру, раскрасьте его.

— Напишите по образцу элементы букв в самом верху страницы.

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель сообщает, что на уроке дети будут повторять то, что им известно о звуках.)

V. Работа по теме урока

1. Звуки гласные и согласные

— Отгадайте загадку.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук.)

— Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые можно долго тянуть на одном дыхании, которые легко произносятся.)

— Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, которые встречают преграду при произнесении.)

— На какие две группы мы делим согласные звуки?

— Приведите примеры твёрдых и мягких согласных звуков.

— Попробуйте произнести слова «конфета» и «урок» без гласных звуков, а слова «мама» и «папа» — без согласных.

(Проводится звуко-буквенный анализ слов «нитки» и «улитка».)

— Мы много говорили, теперь отдохнём, а поработают наши руки и пальцы. Напишите элементы букв в верхней части с. 15 тренажёра.

— Заштрихуйте нарисованные ягоды.

— Как называются эти ягоды? (Клубника, малина.)

— Разделите эти слова на слоги.

— Нарисуйте под рисунками схемы слов.

— Сколько в этих словах гласных звуков?

— Каким цветом закрасим место гласных звуков на схеме?

2. Буквы — знаки, обозначающие звуки

— При помощи чего мы записываем звуки?

— Послушайте стихотворение. Дайте ему название.

Эй, крючочки и точки,

Чёрточки, кружочки!

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки

И шагайте слаженно

По листу бумажному!

Е. Измаилов

— Для чего человек придумал буквы?

(Учитель вывешивает на доске плакат с иллюстрированным алфавитом.)

Мы сможем написать и прочитать обо всём на свете. Но для этого необходимо прежде всего выучить алфавит.

— Чем заняты птицы на рисунке на с. 30 прописей? (Проводится звуковой анализ слова «рябина»: [р’аб’Ина]. Составление схемы слова.)

— Почему в слове три слога?

— Что изменится, если мы перенесём ударение на другой слог?

— Напишите по образцу элементы букв.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Что вы видите на с. 19 учебника? (Иллюстрацию к сказке «Муха-цокотуха».)

— На предыдущем уроке мы составляли рассказ по этой иллюстрации. Кто может его вспомнить и повторить?

— Сейчас я вам прочитаю отрывок из этой сказки, которую написал К. Чуковский.

— Сравните ваш рассказ по иллюстрации к сказке и саму сказку. Они очень похожи? В чём состоит различие?

(На доске наглядное пособие — алфавит в картинках. Можно использовать мультимедиа.)

— Что вы видите на плакате? (Буквы и рисунки к ним.)

— А как правильно сказать одним словом то, что мы видим на плакате? (Алфавит.)

— Отгадайте загадку А. Кочергиной.

Для девчонок и мальчишек

Есть, друзья, немало книжек.

Эта ж первою была,

Я сама её прочла. (Азбука.)

Слово «азбука» появилось много лет назад из названия двух первых русских букв «аз» и «буки». Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква — «альфа», а вторая — «бета» (в позднегреческом произношении — «вита»). Из этих двух слов и получилось слово «алфавит». Азбука и алфавит означают одно и то же.

— Посмотрите на предметы, изображённые рядом с буквами на плакате.

— Назовите эти предметы, поставив вопрос «кто?» или «что?».

(Наглядных пособий с изображением букв алфавита и рисунков к ним много, поэтому авторы приводят примерную программу составления беседы. Дети отвечают по цепочке: «Что? Арбуз», «Кто? Белка», «Кто? Волк», «Кто? Гусь», «Что? Дом» и т. д.)

— Рассмотрите картинку в прописях на с. 32. Кто едет на поезде?

— Как вы думаете, куда они едут?

— Какое настроение у путешественников?

— Чему они радуются? (Завтра они будут знакомиться с буквами.)

— Какую песенку, глядя на рисунок, хочется спеть? («Мы едем, едем, едем в далёкие края...»)

— Отгадайте загадки.

1. Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы.)

 

2. Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом — не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы.)

 

3. Без ног приходит,

Без языка рассказывает. (Письмо.)

 

4. Поле белое.

Овцы чёрные. (Бумага и буквы.)

Итак, сделаем вывод: звуки мы слышим, произносим; буквы видим и пишем.

VIII. Подведение итогов урока

— Что называют азбукой?

— У кого есть желание быстрее научиться читать?

— Почему вы хотите быстрее научиться читать?

— Понравился ли вам урок?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!