Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук ц, буква Ц. Закрепление изученного

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Звук [ц]. Буква Ц, ц. Закрепление»

Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»

Прогнозируемые результаты:

• дети закрепят знания о непарном твёрдом согласном звуке [ц];

• объединят в группу другие непарные согласные звуки: [н], [м], [л], [р], [й], [ц], [ч],

• научатся плавному, правильному, выразительному чтению;

• познакомятся со словами, обозначающими предметы, признаки предметов, действия предметов.

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицы и объясните их смысл: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Цену вещи оценишь и узнаешь, когда потеряешь.

Какие звуки обозначает буква согласного звука?

2. Мотивация учебной деятельности

— Проведём игру «Слово рассыпалось». Составьте слова из букв: к, е, ц, в, о, т. (Цветок, вот, кот, цок, цвет, век, ток, кто, отец, овец.)

Подчеркните слова, в которых есть буква ц. Расскажите, какой звук °на обозначает.

Прочитайте предложение про цирк, которое вы составили, и запишите его в тетрадь для печатания.

Дети зачитывают свои предложения. Отвечают попутно на вопросы о буквах, звуках.

- Прочитайте слова и слоги с буквами Ц, ц.

ца

ац

цы

ыц

цо

оц

це

ец

ци

иц

цу

уц

— Прочитайте слова, обозначающие предметы. На какой вопрос они отвечают? В каком слоге стоит буква ц?

Слова для работы: цирк, цапля, овца, цыплёнок, синица, на цыпочках, цокает, кольцо, циновка, корица, царица, столица, лицо, цифры, блюдце, сестрица, кузнецы.

— Что обозначают эти слова? (Самые различные предметы.)

Какие вопросы поставите к этим словам? (Кто? или что?)

Ко всем предметам, которые являются живыми (одушевлёнными) нужно ставить вопрос кто? Ко всем предметам, которые не живые (неодушевлённые), ставится вопрос что?

Прочитайте слова, которые обозначают живые предметы. На какой вопрос они будут отвечать? (Кто? — цапля, овца, цыплёнок, синица, царица, сестрица, кузнецы.)

Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? (Что? — цирк, кольцо, циновка, корица, столица, лицо, цифры, блюдце.)

Расскажите всё, что вы знаете о букве ц.

Где на ленте букв расположили букву ц и почему? (Буква ц обозначает глухой согласный звук! Он непарный звук, поэтому над ним нет буквы.)

Какие ещё буквы обозначают непарные глухие звуки? (Буквы ч, х.)

Возьмите слово чай и подберите к нему родственные слова. (Чайник, чаёвничают, чайный, чаёвница, чайка.)

Выберите слова, которые обозначают предметы. (Чай, чайник, чаёвница.)

Какие из этих слов обозначают живые (одушевлённые) предметы? (Слово чаёвница.)

Какие слова обозначают предметы, которые отвечают на вопрос что? (Чай, чайник.)

Все ли слова являются родственными словами? Почему нет? (Слово чайка — лишнее слово.)

К слову хлопок подберите родственные слова. (Хлоп, хлопоты, хлопотливый, хлопочет, хлопает, хлопушка.)

Выберите слова, которые обозначают предметы, и поставьте к ни* соответствующий вопрос. (Что? хлопок, хлопушка.)

Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов и отвечающими на вопросы: какая? какое? какой? какие?

Вспомните сказки, которые вам читали взрослые. Назовите как можно больше слов из сказок с буквой ц. (Царство, цветочек аленький, царь, царевич, Царевна Несмеяна, Царевна-лягушка, Жар-птица, златая цепь, падчерица, зеркальце, ленивица, радивица, морозец, красавица, девица, дворец, кольцо, Царевна Лебедь.)

Из какой сказки слова: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните туже луки и пустите в разные стороны»? (Это сказка «Царевна-лягушка».)

Вернёмся к произведению К.И. Чуковского. В стихотворении найдите слова, обозначающие предметы. (Что? — мыло, что? — полотенце, что? — гребешок, что? — порошок.)

Внимательно просмотрите текст и ответьте на мои вопросы. Мыло какое? (Душистое.)

А порошок какой? (Зубной.)

Гребешок какой? (Густой.)

Полотенце какое? (Пушистое.)

Мы сейчас указали признаки предметов, то есть назвали предметы и украсили их. Такие слова обозначают признаки предметов.

Давайте возьмём предмет — лист. Поставьте к этому слову вопрос и узнайте, какой это предмет: одушевлённый или неодушевлённый. {Что? — лист. Это неодушевлённый предмет.)

А теперь подберём к нему признаки предметов. Какой это лист? {Лист какой? — красный, жёлтый, сухой, лёгкий, разноцветный, зелёный, бурый, багровый...)

С какими же словами мы познакомились сегодня? {Со словами, которые обозначают предметы. Словами, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какая? какое? какой? какие?)

Прочитайте стихотворение Л. Дьяконова (с. 54). Почему оно называется «Буква Ц»? С какой интонацией нужно читать это произведение? (Важно, громко, чётко, выразительно, так, чтобы интересно было слушать.)

Назовите слова, где буква ц в начале слова, в конце, в середине. Поставьте галочку над каждой буквой ц. Прочитайте строки про цаплю и её птенцов.

— Прочитайте строки про молодых кузнецов. Прочитайте строки про цирк.

Запишите текст про цаплю под диктовку.

Вспомните, как правильно записать предложение.

Цапля ходит по болоту. У цапли гнездо. В гнезде малые птенцы.

— Обратите внимание на слоговую таблицу на странице 55 вверху. На какие две группы делятся все гласные буквы? С какими буквами гласных мы будем читать слоги? (С буквами ц, ч, с.)

Какая из этих гласных полностью соответствует тому выводу, который мы только что сделали? (Это буква с. С гласными первого ряда она читается твёрдо, а с гласными второго ряда читается мягко.)

Что вы можете сказать о букве ц? (Она обозначает всегда твёрдый согласный звук.)

Прочитайте слоги с буквой ц. Что вы можете сказать о букве ч? (Она обозначает всегда мягкий согласный звук. С любыми гласными, кроме ю, я, звук [ч] читается всегда мягко.) Прочитайте слоги с буквой ч.

Прочитайте абзац: Летела птица по небу. Вила птицу вьюга — метель. Опустилась птица в кусты и думает: «Хорошо бы теперь сидеть в тёплом гнезде».

О чём этот отрывок из текста «Свой угол» Д. Тихомирова? Что делала птица? (Птица летела. Птица опустилась.)

Слова, которые отвечают на вопросы что делала? или что сделала?, обозначают действие предмета. Что ещё может делать птица? (Что делать? — клевать, пить, сидеть, петь, выводить, кормить, защищать, вить...)

С какими словами мы познакомились? (Слова, которые обозначают предметы, признаки предметов и действия предметов.)

Поставьте указку на слог ца. Придумайте слова, чтобы они оканчивались на этот слог. (Курица, единица, синица, овца, луковица, чечевица, ушица, умница, чудесница, красавица, царица...)

Чтобы слова оканчивались на слог цо. (Кольцо, яйцо, крыльцо…)

Чтобы слова оканчивались на слог цы. (Концы, кузнецы, птенцы, огурцы, слепцы, туземцы, творцы, устрицы, крупицы...)

Чтобы слова оканчивались на слог це. (Оконце, полотенце, блюдце...)

Проведём игру «Кому что нужно?»

Учитель показывает иллюстрации, дети называют предметы.

- Портнихе нужны (ножницы, швейная машинка); повару (нож, разделочная доска, масло, сковорода и т.д.); математику (циркуль, цифры компьютер, калькулятор); продавцу (продукты, цветы, блюдце, обувь, касса, форма).

Чтение текста «Тонкая работа» (с. 55).

— Укажите слова в конце строк, которые рифмуются. Укажи непарные согласные на ленте букв. Почему они поделились на 2 группы?

3. Рефлексия учебной деятельности

— Что вы можете рассказать о букве ц?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!