Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Разделительный мягкий знак
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Разделительный мягкий знак»
Цели: формировать у учащихся навыки чтения слов с мягким знаком; дать представление о разделительном мягком знаке; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Формируемые УУД: ставить вопросы к тексту; дополнять текст информацией из различных источников; читать текст по ролям; списывать печатный текст письменными буквами; оценивать свои достижения на уроке.
Пропедевтика: работа с «Толковым словарём русского языка».
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— С какой интересной буквой вы познакомились на предыдущем уроке?
— Обозначает ли она звук?
— Какую роль играет в словах буква мягкий знак?
— Как вы думаете, почему в некоторых случаях мягкий знак называют разделительным? Что он разделяет?
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
III. Актуализация знаний
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 75. Почему нельзя сказать, что в задании 2 записаны слоги? (Нет ни одного гласного.)
— Можно ли сказать, что в задании 3 записаны слоги? Почему? {Да, есть гласный.)
— Разделите слова на слоги вертикальной чертой в задании 4.
— Что интересного вы заметили?
— В тренажёре на с. 65 обведите аккуратно слова по контуру. Подчеркните букву ь.
— Образуйте слова, которые обозначают много указанных предметов, и запишите их.
— Прочитайте текст на с. 12 учебника.
— Как мы его с вами озаглавили на предыдущем уроке?
— Найдите в тексте все слова с мягким знаком, подчеркните их.
— Прочитайте слова в верхней части с. 13. Что они обозначают? (Действия предметов.)
— Что имеют все эти слова на конце? (Букву ь.)
— Какой звук во всех этих словах на конце звучит мягко?
— Прочитайте скороговорку.
— Произнесите её несколько раз.
— Что означают слова «галка», «галька»?
— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «кто?».
— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «что?».
— Прочитайте пары слов в столбиках под картинкой на с. 13.
— Меняется ли значение слова, если на конце появляется мягкий знак?
— Докажите, что меняется.
— Напишите слова в прописях (Пр. 1) на с. 32.
— Проанализируйте слово «учитель».
— Прочитайте текст в нижней части с. 13 учебника.
— Определите основу каждого предложения.
— Как вы озаглавите этот текст? («Письмо», «Ольга получила письмо», «Письмо подруге».)
— В прописях на с. 32 ответьте на вопрос в соответствии с текстом.
— Какое предложение напишем? (Катя написала письмо Ольге.)
Для ответа на вопрос мы из текста выбрали подходящее предложение. Такое чтение называется выборочным.
— Найдите в тексте слова с мягким знаком. Выпишите их.
— Какие слова написаны в тексте с заглавной буквы? Почему?
— Сделайте вывод: в каком случае слова мы пишем с заглавной буквы?
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— Попробуйте слова «варенье», «воробьи», «тюленье» произнести без ь. Сделайте вывод. (Мягкий знак разделяет согласный звук и гласный.)
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 77. Произнесите слова в задании 2 с ь и без него.
— Сделайте вывод.
(Учитель обращает внимание детей на то, что после мягкого знака буквы е, я обозначают два звука.)
— Прочитайте верхний текст на с. 14 учебника.
— Почему гуси погнались за Петей?
— За какой проступок гуси хотели его наказать?
— Умеют ли гуси за себя постоять?
— Прочитайте считалку под иллюстрацией.
— Какой совет даёт детям поэт В. Берестов? (Нельзя куролесить, то есть баловаться.)
— Когда дети используют считалки? (Когда в игре нужно выбрать водящего.)
— Какую нагрузку несёт ь в словах стихотворения?
— В тренажёре на с. 65 напишите предложение. Запомните написание слов «диван» и «кровать».
— Обратите внимание на печатные буквы. Запишите их на строчке ниже письменными буквами.
(При работе с Пр. 2: с. 6, 7 тетради 4.)
— Прочитайте с доски пары слов.
Банка — банька, семя — семья, мол — моль, Коля — колья.
— Сделайте вывод: какую роль в словах может играть буква ь?
— На последней строчке в тренажёре на с. 65 напишите слова «соловьи», «колье», «платье».
— Что интересного вы заметили?
— Какой вопрос, на который вы не смогли ответить, я задала про мягкий знак в начале урока? («Что разделяет мягкий знак?»)
— Теперь вы можете ответить на этот вопрос? (Мягкий знак разделяет согласный и гласный.)
— Прочитайте ещё раз слова в задании 2 на с. 77 пособия «Как хорошо уметь читать!».
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте с доски пары слов.
Пыл — пыль, хор — хорь, угол — уголь, жар — жарь, пар — парь, тол — толь.
— В чём различие слов в каждой паре?
(Дети должны дать ответ с подробным объяснением.)
— Прочитайте диалог в задании 3 на с. 77 пособия «Как хорошо уметь читать!».
— Какие буквы здесь разделяет мягкий знак? (Буквы, обозначающие согласные звуки, и букву и.)
— Разделите слова с разделительным мягким знаком на слоги простым карандашом.
— Поиграем в игру, описанную на с. 14 учебника. Выполните задание. (Пень — пеньки, окунь — окуньки, день — деньки, деньской.)
— Прочитайте стихотворение на с. 15.
(Отработка навыков выразительного чтения.)
— Попробуем прочитать стихотворение по ролям.
— Как вы понимаете смысл пословицы, которая записана ниже?
— Прочитайте предложения в задании 4 на с. 77 пособия «Как хорошо уметь читать!».
— Найдите слова с разделительным мягким знаком.
— Разделите их вертикальной чертой на слоги. К какому слогу всегда относится мягкий знак? (К предыдущему.)
— Прочитайте текст в задании 5 на с. 78.
Вы встретили слова с мягким знаком — показателем мягкости согласного и разделительным мягким знаком.
— Поставьте вопросы к тексту.
— Озаглавьте текст. Предложите несколько вариантов.
— Прочитайте пословицы в задании 6. Объясните их значение.
— Прочитайте загадки в задании 7. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
— Прочитайте по ролям диалог в задании 8 на с. 79.
— Выполним проверочную работу.
(«Проверочные работы по обучению грамоте», с. 48—51.)
VIII. Подведение итогов урока
— Откройте учебник нас. 15 и взгляните на ленту букв.
— Какие буквы, изученные вами, обозначают мягкость согласных звуков?
— Какие две функции выполняет мягкий знак?
— Кто из вас пропускал мягкий знак при письме?
— Какое настроение у вас в конце этого урока?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!