Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Разделительный мягкий знак

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Разделительный мягкий знак»

Цели: формировать у учащихся навыки чтения слов с мягким знаком; дать представление о разделительном мягком знаке; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Формируемые УУД: ставить вопросы к тексту; дополнять текст информацией из различных источников; читать текст по ролям; списывать печатный текст письменными буквами; оценивать свои достижения на уроке.

Пропедевтика: работа с «Толковым словарём русского языка».

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— С какой интересной буквой вы познакомились на предыдущем уроке?

— Обозначает ли она звук?

— Какую роль играет в словах буква мягкий знак?

— Как вы думаете, почему в некоторых случаях мягкий знак называют разделительным? Что он разделяет?

II. Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)

III. Актуализация знаний

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 75. Почему нельзя сказать, что в задании 2 записаны слоги? (Нет ни одного гласного.)

— Можно ли сказать, что в задании 3 записаны слоги? Почему? {Да, есть гласный.)

— Разделите слова на слоги вертикальной чертой в задании 4.

— Что интересного вы заметили?

— В тренажёре на с. 65 обведите аккуратно слова по контуру. Подчеркните букву ь.

— Образуйте слова, которые обозначают много указанных предметов, и запишите их.

— Прочитайте текст на с. 12 учебника.

— Как мы его с вами озаглавили на предыдущем уроке?

— Найдите в тексте все слова с мягким знаком, подчеркните их.

— Прочитайте слова в верхней части с. 13. Что они обозначают? (Действия предметов.)

— Что имеют все эти слова на конце? (Букву ь.)

— Какой звук во всех этих словах на конце звучит мягко?

— Прочитайте скороговорку.

— Произнесите её несколько раз.

— Что означают слова «галка», «галька»?

— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «кто?».

— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «что?».

— Прочитайте пары слов в столбиках под картинкой на с. 13.

— Меняется ли значение слова, если на конце появляется мягкий знак?

— Докажите, что меняется.

— Напишите слова в прописях (Пр. 1) на с. 32.

— Проанализируйте слово «учитель».

— Прочитайте текст в нижней части с. 13 учебника.

— Определите основу каждого предложения.

— Как вы озаглавите этот текст? («Письмо», «Ольга получила письмо», «Письмо подруге».)

— В прописях на с. 32 ответьте на вопрос в соответствии с текстом.

— Какое предложение напишем? (Катя написала письмо Ольге.)

Для ответа на вопрос мы из текста выбрали подходящее предложение. Такое чтение называется выборочным.

— Найдите в тексте слова с мягким знаком. Выпишите их.

— Какие слова написаны в тексте с заглавной буквы? Почему?

— Сделайте вывод: в каком случае слова мы пишем с заглавной буквы?

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

— Попробуйте слова «варенье», «воробьи», «тюленье» произнести без ь. Сделайте вывод. (Мягкий знак разделяет согласный звук и гласный.)

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 77. Произнесите слова в задании 2 с ь и без него.

— Сделайте вывод.

(Учитель обращает внимание детей на то, что после мягкого знака буквы е, я обозначают два звука.)

— Прочитайте верхний текст на с. 14 учебника.

— Почему гуси погнались за Петей?

— За какой проступок гуси хотели его наказать?

— Умеют ли гуси за себя постоять?

— Прочитайте считалку под иллюстрацией.

— Какой совет даёт детям поэт В. Берестов? (Нельзя куролесить, то есть баловаться.)

— Когда дети используют считалки? (Когда в игре нужно выбрать водящего.)

— Какую нагрузку несёт ь в словах стихотворения?

— В тренажёре на с. 65 напишите предложение. Запомните написание слов «диван» и «кровать».

— Обратите внимание на печатные буквы. Запишите их на строчке ниже письменными буквами.

(При работе с Пр. 2: с. 6, 7 тетради 4.)

— Прочитайте с доски пары слов.

Банка — банька, семя — семья, мол — моль, Коля — колья.

— Сделайте вывод: какую роль в словах может играть буква ь?

— На последней строчке в тренажёре на с. 65 напишите слова «соловьи», «колье», «платье».

— Что интересного вы заметили?

— Какой вопрос, на который вы не смогли ответить, я задала про мягкий знак в начале урока? («Что разделяет мягкий знак?»)

— Теперь вы можете ответить на этот вопрос? (Мягкий знак разделяет согласный и гласный.)

— Прочитайте ещё раз слова в задании 2 на с. 77 пособия «Как хорошо уметь читать!».

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте с доски пары слов.

Пыл — пыль, хор — хорь, угол — уголь, жар — жарь, пар — парь, тол — толь.

— В чём различие слов в каждой паре?

(Дети должны дать ответ с подробным объяснением.)

— Прочитайте диалог в задании 3 на с. 77 пособия «Как хорошо уметь читать!».

— Какие буквы здесь разделяет мягкий знак? (Буквы, обозначающие согласные звуки, и букву и.)

— Разделите слова с разделительным мягким знаком на слоги простым карандашом.

— Поиграем в игру, описанную на с. 14 учебника. Выполните задание. (Пень — пеньки, окунь — окуньки, день — деньки, деньской.)

— Прочитайте стихотворение на с. 15.

(Отработка навыков выразительного чтения.)

— Попробуем прочитать стихотворение по ролям.

— Как вы понимаете смысл пословицы, которая записана ниже?

— Прочитайте предложения в задании 4 на с. 77 пособия «Как хорошо уметь читать!».

— Найдите слова с разделительным мягким знаком.

— Разделите их вертикальной чертой на слоги. К какому слогу всегда относится мягкий знак? (К предыдущему.)

— Прочитайте текст в задании 5 на с. 78.

Вы встретили слова с мягким знаком — показателем мягкости согласного и разделительным мягким знаком.

— Поставьте вопросы к тексту.

— Озаглавьте текст. Предложите несколько вариантов.

— Прочитайте пословицы в задании 6. Объясните их значение.

— Прочитайте загадки в задании 7. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

— Прочитайте по ролям диалог в задании 8 на с. 79.

— Выполним проверочную работу.

(«Проверочные работы по обучению грамоте», с. 48—51.)

VIII. Подведение итогов урока

— Откройте учебник нас. 15 и взгляните на ленту букв.

— Какие буквы, изученные вами, обозначают мягкость согласных звуков?

— Какие две функции выполняет мягкий знак?

— Кто из вас пропускал мягкий знак при письме?

— Какое настроение у вас в конце этого урока?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!