Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Первый букварь. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Первый букварь»

Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»

Прогнозируемые результаты:

• дети познакомятся с первыми печатными русскими учебными книгами;

• с русскими людьми, которые принесли славянам грамоту, написали первые учебные книги, напечатали их, открыли школы для детей.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Сколько букв в старославянском алфавите? Назовите буквы. Сколько в русском алфавите? Назовите буквы.

2. Мотивация учебной деятельности

— Читаем выразительно текст «Первоучители словенские». Слушаем рассказ о Кирилле и Мефодии. Ответим на вопросы: Кто такие Кирилл и Мефодий? Почему их называют равноапостольные? Кто и для чего пригласил учёных братьев в Россию? Сколько букв в первом славянском алфавите? Какой праздник отмечается 24 мая?

3. Работа по теме урока

— Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров. Назвали его книгу «Азбука», или «Грамматика». Догадайтесь, почему «Азбуку» назвали азбукой. Почему царь Иван Васильевич велел маленьких боярских сынков отправлять в учение к мудрым доброписцам. (Доброписцы обучали детей книжному делу, чтению и письму.)

— Прочитайте текст «Первый букварь» на с. 90-91. Выберите предложения, в которых сообщаются новые очень важные знания.

Дети читают и выделяют главную мысль из предложений.

— Почему первую учебную книгу Ивана Фёдорова назвали азбукой? Какие названия букв славянского алфавита вы помните и знаете? Чему учил старинный славянский букварь детей? (Читать, писать, послушанию, уважению, добру, учил молитвам.)

Учитель дарит детям фотографии памятника Ивану Фёдорову.

— Разрисуйте обложку первого букваря и букву из славянского алфавита, узор для старинной книги и др.

Дети выбирают контуры рисунков по желанию.

— Познакомимся с другими букварями и азбуками. Букварь для детей написал К.Д. Ушинский. Он написал для детей первую книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир». В учебниках он давал советы взрослым. Иногда заголовки к рассказам К.Д. Ушинского становились пословицами.

Прочитаем рассказы «Вместе тесно, а врозь скучно», «Два петушка», «Малые сиротки — божьи детки», «Ленивый и прилежный», «При солнышке тепло, при матери добро» и др.

А больше ста лет назад «Азбуку» написал и Л.Н. Толстой. У себя в имении Ясная Поляна он открыл школу для бедных детей. Он учил их читать, писать, учить стихи, рассказывать. Л.Н. Толстой старался учить малых детей добру, состраданию, уважению к старым и беспомощным людям и др.

Дети по карточкам читают рассказы «Булька», «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Лгун» и др.

4. Рефлексия учебной деятельности

— По каким букварям учились дети прежде, по каким сейчас? Помнят ли ваши родители свой первый букварь? А бабушка с дедушкой помнят?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!