Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Чтение слов с буквой З

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Чтение слов с буквой З з. Звонкие и глухие звуки»

Цели: совершенствовать навыки правильного, сознательного, плавного, выразительного, беглого чтения; учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль; делить слова на слоги для переноса; продолжить формирование умения подбирать слова для проверки безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне.

Формируемые УУД: работать с учебником, различными источниками информации; точно следовать инструкции учителя; сравнивать, обобщать, сопоставлять; делить текст на части, озаглавливать каждую часть; контролировать свою учебную деятельность.

Пропедевтика: роль различных частей речи в тексте.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— С каким настроением вы ушли с предыдущего урока обучения грамоте?

— С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

— Изобразите с помощью цветных карандашей радугу своего настроения.

— Сколько букв вы уже изучили?

— Посчитайте по ленте букв. (Изучили 16 букв.)

— Кто помнит, сколько всего букв в русском языке? (Всего 33 буквы.)

II. Развитие речевого аппарата

(Ученики выполняют задания 1, 2, 4—7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 56, 57.)

III. Актуализация знаний

— Выполните фонетический разбор слова «звери».

— Прочитайте текст «В зоопарке» на с. 91 учебника.

— Кто может его пересказать?

— Расскажите о своём посещении зоопарка или океанариума.

— Кто из вас смотрел телепередачу «В мире животных»?

— Что вам запомнилось?

— Какие ещё передачи о природе и животном мире можно посмотреть по телевизору?

(Выборочное чтение по вопросам и заданиям учителя (как на предыдущих уроках).)

— Найдите в тексте и подчеркните слова, обозначающие действия предметов.

— Напишите буквы З з, З и з в прописях (Пр. 1) на с. 11.

(При работе с Пр. 2: с. 10, 11 тетради 3.)

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 57. Прочитайте текст в задании 9.

— Почему Лиза не сварила суп из рыбы?

— Куда делась рыба?

— Каким вы представили себе кота Мурзика? (Шустрым, ловким, сообразительным.)

— Как бы вы озаглавили текст?

— А теперь в парах прочитайте текст в задании 8.

— Определите основную идею текста. (Дети должны быть дружными, уметь вместе играть.)

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

— Кто запомнит больше слов со звуками [з] и [з’]? Послушайте текст.

Заблудился заяц. Забрёл в зоопарк.

— Зебра? Знаю! Зебу? Знаю! Зубр? Знаю! Землеройка? Загадочный зверь! Загрызёт!

Задрожал зайчик. Забежал за забор. Затаился. Замер. (Л. Яхнин)

— Прочитайте слоги на с. 93 учебника.

— Что интересного вы заметили при произнесении слогов?

Согласные звуки бывают парными. Пара — это два предмета, две буквы, два звука. Звуки [з] и [с] называют парными согласными звуками. Мы часто слышим звук [с], а пишем букву з, например: «мороз» (проверочное слово — «морозы»), «паровоз» (проверочное слово — «паровозы»).

— В тренажёре на с. 48 напишите пары слогов и пары слов, написание которых отличается только одной буквой.

— Прочитайте текст на с. 93 и озаглавьте его. («Урок».)

— О чём говорится в этом тексте? (О том, как Анна Ивановна познакомила детей с новыми звуками.)

— На прошлом уроке мы тоже озаглавливали этот текст. Кто помнит, как мы его назвали?

— Как ещё можно назвать этот текст? («Новые звуки».)

(Чтение текста хором.)

— Какие ещё слова с этими звуками вы можете назвать? (Примерный ответ. Зверобой, земля, земляника, зонт, зебра, звон, звено, застёжка, затмение, звание, задание, звонарь, зверь, золото, знак, змея, зрение, здоровье.)

— Распространите предложение «Зазвенел звонок». (Неожиданно зазвенел громкий, резкий звонок.)

— К слову «звонок» придумайте однокоренные слова. (Звон, звонит, зазвонил, звонче.)

— Какая часть слова у них общая?

— Что называется корнем слова?

— На с. 46 в тренажёре прочитайте слова, записанные печатными буквами. Напишите их письменными буквами.

— Прочитайте в учебнике текст под таблицей со слогами на с. 93.

— Что общего у слов «коза» и «коса»?

— Чем эти два слова отличаются друг от друга?

— Прочитайте слова в столбиках со звонкими и глухими звуками и буквами на с. 93.

— Прочитайте и озаглавьте текст на с. 94.

— Кто вырастил цветы?

— Почему имена детей написаны с заглавной буквы?

— Какие цветы выросли у девочек?

— Распространите предложения «У Зои ваза» и «В вазе астры».

(Учитель проводит небольшую беседу на тему «Цветы украшают жизнь человека».)

— Давайте найдём основу предложений.

— Запишите имена девочек и предложения на с. 47 в тренажёре.

— На свободной строке запишите названия цветов: «астра», «пион», «ирис», «мак».

— Прочитайте в учебнике на с. 94 слова, которые записаны в столбик рядом с рисунком розы. Что вы можете сказать о парах слов? (Примерный ответ. Сима — Зина: первые буквы обозначают парные согласные мягкие звуки. Знали — узнали: обозначают действия предметов, имеют одинаковые буквы.)

— Прочитайте названия цветов. Соотнесите название каждого цветка с его изображением.

— Прочитайте текст на с. 95 учебника.

— А сейчас мы попробуем из одного предложения сделать несколько. Прочитайте первое предложение. Какие предложения можно составить, взяв его за основу? (Примерный ответ. Лиза знает разные сказки. Одна из них про репку. В ней рассказывается, как дед звал на помощь членов семьи и животных. А ещё Лиза знает сказку о тетереве. Он был умный, поэтому не поддался на хитрость лисы.)

(Учащиеся анализируют и составляют на наборном полотне предложение «Лиза знает разные сказки: про репку, о тетереве».)

— Подумайте дома, какие сказки могла рассказать детям Нина Ивановна и о чём они.

— Запишите ответ на вопрос, данный в прописях нас. 11.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Запишите в прописях на с. 11 слова: «косы», «козы», «росы», «розы», «зоопарк».

— Что вы можете сказать о звуках [с] и [з]? (Это парные согласные звуки.)

— Запишите в прописях на последней строчке предложение «В лесу рос куст роз».

— На с. 48 в тренажёре обведите слоги — части слов. Соедините их стрелками, как показано в образце, чтобы получились слова.

— Ниже продолжите слова, подставив подходящие слоги.

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему научились?

— Что интересного вы узнали о буквах з и с?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!