Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Чтение слов с буквой З
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Чтение слов с буквой З з. Звонкие и глухие звуки»
Цели: совершенствовать навыки правильного, сознательного, плавного, выразительного, беглого чтения; учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль; делить слова на слоги для переноса; продолжить формирование умения подбирать слова для проверки безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне.
Формируемые УУД: работать с учебником, различными источниками информации; точно следовать инструкции учителя; сравнивать, обобщать, сопоставлять; делить текст на части, озаглавливать каждую часть; контролировать свою учебную деятельность.
Пропедевтика: роль различных частей речи в тексте.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— С каким настроением вы ушли с предыдущего урока обучения грамоте?
— С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
— Изобразите с помощью цветных карандашей радугу своего настроения.
— Сколько букв вы уже изучили?
— Посчитайте по ленте букв. (Изучили 16 букв.)
— Кто помнит, сколько всего букв в русском языке? (Всего 33 буквы.)
II. Развитие речевого аппарата
(Ученики выполняют задания 1, 2, 4—7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 56, 57.)
III. Актуализация знаний
— Выполните фонетический разбор слова «звери».
— Прочитайте текст «В зоопарке» на с. 91 учебника.
— Кто может его пересказать?
— Расскажите о своём посещении зоопарка или океанариума.
— Кто из вас смотрел телепередачу «В мире животных»?
— Что вам запомнилось?
— Какие ещё передачи о природе и животном мире можно посмотреть по телевизору?
(Выборочное чтение по вопросам и заданиям учителя (как на предыдущих уроках).)
— Найдите в тексте и подчеркните слова, обозначающие действия предметов.
— Напишите буквы З з, З и з в прописях (Пр. 1) на с. 11.
(При работе с Пр. 2: с. 10, 11 тетради 3.)
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 57. Прочитайте текст в задании 9.
— Почему Лиза не сварила суп из рыбы?
— Куда делась рыба?
— Каким вы представили себе кота Мурзика? (Шустрым, ловким, сообразительным.)
— Как бы вы озаглавили текст?
— А теперь в парах прочитайте текст в задании 8.
— Определите основную идею текста. (Дети должны быть дружными, уметь вместе играть.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— Кто запомнит больше слов со звуками [з] и [з’]? Послушайте текст.
Заблудился заяц. Забрёл в зоопарк.
— Зебра? Знаю! Зебу? Знаю! Зубр? Знаю! Землеройка? Загадочный зверь! Загрызёт!
Задрожал зайчик. Забежал за забор. Затаился. Замер. (Л. Яхнин)
— Прочитайте слоги на с. 93 учебника.
— Что интересного вы заметили при произнесении слогов?
Согласные звуки бывают парными. Пара — это два предмета, две буквы, два звука. Звуки [з] и [с] называют парными согласными звуками. Мы часто слышим звук [с], а пишем букву з, например: «мороз» (проверочное слово — «морозы»), «паровоз» (проверочное слово — «паровозы»).
— В тренажёре на с. 48 напишите пары слогов и пары слов, написание которых отличается только одной буквой.
— Прочитайте текст на с. 93 и озаглавьте его. («Урок».)
— О чём говорится в этом тексте? (О том, как Анна Ивановна познакомила детей с новыми звуками.)
— На прошлом уроке мы тоже озаглавливали этот текст. Кто помнит, как мы его назвали?
— Как ещё можно назвать этот текст? («Новые звуки».)
(Чтение текста хором.)
— Какие ещё слова с этими звуками вы можете назвать? (Примерный ответ. Зверобой, земля, земляника, зонт, зебра, звон, звено, застёжка, затмение, звание, задание, звонарь, зверь, золото, знак, змея, зрение, здоровье.)
— Распространите предложение «Зазвенел звонок». (Неожиданно зазвенел громкий, резкий звонок.)
— К слову «звонок» придумайте однокоренные слова. (Звон, звонит, зазвонил, звонче.)
— Какая часть слова у них общая?
— Что называется корнем слова?
— На с. 46 в тренажёре прочитайте слова, записанные печатными буквами. Напишите их письменными буквами.
— Прочитайте в учебнике текст под таблицей со слогами на с. 93.
— Что общего у слов «коза» и «коса»?
— Чем эти два слова отличаются друг от друга?
— Прочитайте слова в столбиках со звонкими и глухими звуками и буквами на с. 93.
— Прочитайте и озаглавьте текст на с. 94.
— Кто вырастил цветы?
— Почему имена детей написаны с заглавной буквы?
— Какие цветы выросли у девочек?
— Распространите предложения «У Зои ваза» и «В вазе астры».
(Учитель проводит небольшую беседу на тему «Цветы украшают жизнь человека».)
— Давайте найдём основу предложений.
— Запишите имена девочек и предложения на с. 47 в тренажёре.
— На свободной строке запишите названия цветов: «астра», «пион», «ирис», «мак».
— Прочитайте в учебнике на с. 94 слова, которые записаны в столбик рядом с рисунком розы. Что вы можете сказать о парах слов? (Примерный ответ. Сима — Зина: первые буквы обозначают парные согласные мягкие звуки. Знали — узнали: обозначают действия предметов, имеют одинаковые буквы.)
— Прочитайте названия цветов. Соотнесите название каждого цветка с его изображением.
— Прочитайте текст на с. 95 учебника.
— А сейчас мы попробуем из одного предложения сделать несколько. Прочитайте первое предложение. Какие предложения можно составить, взяв его за основу? (Примерный ответ. Лиза знает разные сказки. Одна из них про репку. В ней рассказывается, как дед звал на помощь членов семьи и животных. А ещё Лиза знает сказку о тетереве. Он был умный, поэтому не поддался на хитрость лисы.)
(Учащиеся анализируют и составляют на наборном полотне предложение «Лиза знает разные сказки: про репку, о тетереве».)
— Подумайте дома, какие сказки могла рассказать детям Нина Ивановна и о чём они.
— Запишите ответ на вопрос, данный в прописях нас. 11.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Запишите в прописях на с. 11 слова: «косы», «козы», «росы», «розы», «зоопарк».
— Что вы можете сказать о звуках [с] и [з]? (Это парные согласные звуки.)
— Запишите в прописях на последней строчке предложение «В лесу рос куст роз».
— На с. 48 в тренажёре обведите слоги — части слов. Соедините их стрелками, как показано в образце, чтобы получились слова.
— Ниже продолжите слова, подставив подходящие слоги.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему научились?
— Что интересного вы узнали о буквах з и с?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!