Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Ж. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Буква Ж ж»
Цели: познакомить учащихся с буквой Ж ж учить различать звуки [ж] и [ш]; закрепить знание о звонких и глухих парных согласных; дать представление о правописании буквосочетания жи; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух речь, логическое мышление, внимание; воспитывать любознательность.
Формируемые УУД: распространять предложение и сокращать его до основы; составлять рассказ по иллюстрации; читать текст по ролям; добывать дополнительную информацию из различных источников.
Пропедевтика: абзац; чередование согласных в корне; правописание буквосочетания чк.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
- Кто сможет на одном дыхании повторить пять раз скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»? Попробуйте.
В старину, когда не все могли обучаться в школе, воспитанием детей занимались старики. И они очень много внимания уделяли умению проговаривать скороговорки. Мы с вами умеем читать, но по-прежнему уделяем большое внимание формированию у вас правильной, чёткой, плавной и красивой речи. Поэтому мы и работаем со скороговорками и чистоговорками.
- На с. 22 в учебнике прочитаем скороговорки.
- Произнесите их несколько раз.
II. Актуализация знаний
- Послушайте стихотворение В. Лунина и определите, какой звук чаще всего повторяется.
Шорох,
Шептанье,
Шумок под окном.
Шлёпанье лёгкое...
Кто это — гном?
Ш-ш-ш! Там, за шторами,
Возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
- Вспомните слова, в которых есть звук [ш].
- Дайте характеристику звуку [ш].
- Прочитайте текст «Шум, Машина и Тишина» на с. 23 учебника.
(Выборочное чтение.)
Почему проснулась Тишина?
- О чём спросила Тишина у Машины?
- Что ответила Машина?
- Какие ещё специальные машины вы знаете? (Примерный ответ. Машины, которые вывозят мусор, подметают и моют улицы, убирают снег, пашут, косят, тушат пожары обслуживают линии электропередачи. Много машин есть на службе у армии. Машины-холодильники, их называют авторефрижераторы. И много других машин.)
Если вам интересна эта тема, вы можете познакомиться со множеством машин в детской энциклопедии «Техника».
— Выполним фонетический разбор слова «тишина».
— Обратите внимание на расхождение произношения и написания. Звук [ш] всегда твёрдый, мягкого парного звука не имеет, поэтому стоящая после ш буква и теряет свою функцию показателя мягкости предшествующего согласного. Буквосочетание ши всегда пишется с буквой и. Данное правило надо запомнить.
— Прочитайте это правило нас. 17 учебника ещё раз.
— Прочитайте с доски слова с буквосочетанием ши и запишите в тетрадь понравившиеся слова.
ширина |
широта |
мыши |
шипы |
груши |
камыши |
вышивка |
ландыши |
шалаши |
карандаши |
малыши |
шиповник |
Запишите под диктовку предложение «Шура и Яша собирали шишки».
III. Постановка целей и определение темы урока
— Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж.)
— Какой звук производит пчела, когда летит? (Ж-ж-ж.)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком [ж]
— Кого вы видите в красной рамке на с. 25 учебника?
— Что делает мальчик?
— Почему он бежит с завязанными глазами?
— Как называется игра, когда один игрок ловит других игроков с завязанными глазами?
— Как вы думаете, от какого слова образовалось название игры «жмурки»? (От слова «жмуриться».)
— Как вы понимаете смысл слова «жмуриться»? (Щуриться, прикрывать глаза.)
— В каких случаях чаще всего мы с вами щуримся, жмуримся? (Примерный ответ. Когда ярко светит солнышко, бьёт в глаза электрический свет или фары проезжающей мимо машины.)
- Какой новый звук вы слышите в слове «жмурки»?
- Выполним фонетический разбор этого слова.
- Соотнесите слово со схемой в учебнике.
- Почему на схеме слова первый звук окрашен в синий цвет? Охарактеризуйте звук [ж] в соответствии с вопросами в синих рамках. (Этот звук согласный, звонкий, твёрдый.) Назовите одинаковый звук в словах, записанных на доске.
ужи |
стрижи |
ежи |
снежинка |
жук |
жаба |
лыжи |
жираф |
- А сейчас я буду называть слова. Вставайте с места всякий раз, когда услышите звук [ж]: «кошка», «ножницы», «цапля», «журавль», «чемодан», «замок», «ёжик», «лиса», «мыши», «ужи», «щит», «жидкость».
2. Знакомство с буквой Ж ж
Это — Ж (же),
А это — К (ка).
Целый жук и полжука.
А. Шибаев
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 7. Сравните печатную и письменную строчную букву ж.
— К нам на урок пришла девочка в костюме снежинки. Она хочет показать вам последовательность написания строчной буквы ж. Обведите элементы, строго следуя за стрелками.
— Сложно писать такую букву?
— Напишите теперь саму букву ж.
— Потренируемся писать её в тренажёре на с. 71.
— А теперь напишем печатную букву ж.
(При работе с Пр. 2: с. 14, 15 тетради 4.)
— Сравните печатную и письменную заглавную букву Ж в прописях на с. 7.
— Показать последовательность написания заглавной буквы Ж к вам пришёл лыжник. Кого называют лыжником? Что держит лыжник в руках на рисунке?
- Для чего ему палки?
Дети, которые занимаются лыжным спортом, смелы, выносливы, сильны.
— Напишите элементы заглавной буквы Ж, следуя указаниям стрелок.
- Затем напишите саму букву Ж.
- Это сложная для написания буква. Потренируемся писать её в тренажёре нас. 72.
- А теперь обведите по контуру печатную букву Ж.
- Прочитайте слоги и слова с буквой Ж, записанные на доске.
аж |
яж |
жо |
страж |
кряж |
уж |
ыж |
жу |
стружка |
крыжовник |
еж |
ож |
же |
морж |
живот |
иж |
жа |
жи |
жучок |
жара |
— Какие буквы, обозначающие гласные звуки, стоят после ж?
— А каких букв вы не увидели после ж?
— Запомните: после буквы ж никогда не пишутся буквы ы, я
— В учебнике на с. 25 прочитайте слоги с буквой ж.
— Обведите эти слоги по контуру в тренажёре на с. 71, 72.
— Напишите эти слоги в прописях на с. 6, 7.
— А теперь напишите в прописях слова с буквами Ж, ж нас. 6, 7.
— Выполните фонетический разбор слов «лужа», «жук», «ежи».
— Внимательно рассмотрите иллюстрацию на с. 24 учебника. Кто на ней изображён?
— Каким одним словом можно назвать комаров, жуков, стрекоз, бабочек? (Насекомые.)
— Какую пользу приносят насекомые? (Они перелетают с цветка на цветок и опыляют их. После опыления у растений появляются плоды.)
— Какой вред человеку приносят некоторые насекомые? (Кусают, переносят болезни, поедают урожай.)
— Ответьте на вопросы к иллюстрации.
— Кому из вас читали сказку «Дюймовочка»?
— Кто смотрел мультфильм по этой сказке?
— Хотели бы вы оказать помощь попавшей в беду девочке?
— Как вы понимаете смысл пословицы «Где дружбой дорожат, там враги дрожат»?
— Прочитайте пословицу в нижней части страницы.
— Выполните задания к ней.
— Придумайте сказку по иллюстрации на тему «В гостях у насекомых».
— Прочитайте и напишите по образцу предложение в прописях на с. 6.
— Подчеркните основу предложения. (Ежи живут.)
— Сейчас мы с вами научимся преобразовывать слова. Прочитайте образец на с. 6. Какое слово подберём к слову «узко»? (Уже.)
— Прочитайте предложение, записанное печатными буквами. Напишите это предложение письменными буквами. Постарайтесь не растягивать буквы, чтоб всё уместилось на одной строке.
- Прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом, на с. 25
- Найдите корни в однокоренных словах, выделите их дугой. Слова «могу» и «может» — это тоже однокоренные слова. Здесь произошло чередование (замена) двух согласных. В русском языке много слов, в которых чередуются буквы в корнях. Мы так и говорим: чередование букв г и ж.
- Обратите внимание: то же происходит и в словах «телега» и «тележка».
- Проанализируем предложение в тренажёре на с. 71.
- Напишите его письменными буквами.
- На нижней свободной строке напишем пары слов «друг» - «дружок», «телега» — «тележка».
(Объяснить, как следует проверять написание согласного в слабой позиции: «друг» - «у друга» (подбор формы слова), «тележка» - «тележечка» (подбор однокоренных слов).)
- Прочитайте текст на с. 25 учебника. Озаглавьте его.
- В какую игру играли дети?
- Кому завязали глаза?
- Куда разбежались дети и почему?
- Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей?
- О чём его предупредили друзья?
- Можно ли сказать, что они поступили благородно?
- Выполните задания к тексту.
- Прочитайте считалку, которую используют дети, когда выбирают водящего.
(Текст написан на доске, можно использовать мультимедиа.)
Если чиж летит к стрижу,
Ты отходишь, я вожу.
Если стриж летит к чижу,
Водишь ты, я выхожу.
~ Выполните фонетический разбор слов «Женя», «Жучка».
— Запишите эти слова в рабочую тетрадь.
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 26 учебника. Какое время года изображено?
- Прочитайте текст.
- Найдите в тексте слова, в которых произношение и написание букв расходится.
Какие правила нужно помнить, чтобы писать без ошибок?
- Чем заняты дети на рисунке?
- Нарисуйте словесную картину на тему «Зимние забавы детей». ~ какое новое правило вам указывает знак-помощник вверху с. 26? Прочитайте его.
— Прочитайте ещё раз текст «Первые снежинки».
— Кому из вас приходилось ловить на ладошку снежинки?
— Как они выглядят?
— Нарисуйте по две снежинки в своей тетради.
— Что происходит со снежинкой, когда она попадает на вашу ладонь?
— Прочитайте слова под иллюстрацией.
— Напишите эти пары слов из учебника на последних строчках в прописях на с. 6.
— Какие ещё предложения можно составить с этими словами?
— Распространите их, затем упростите до основы.
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика (Упражнение «Комар».)
«Комар» (исходное положение: стоя; руки вытянуть перед грудью ладонями одну к другой). Вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем свести руки и соединить ладони (пытаясь хлопнуть воображаемого комара), при этом медленно выдыхая воздух и имитируя писк комара: «З-з-з».
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют упражнение «Пчела», а затем задания 2, 4, 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 82, 83.)
«Пчела». Глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя жужжание пчёлы: «Ж-ж-ж».
3. Работа над дикцией
(Дети выполняют задание 1 и 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 82, 83. Загадку дети читают хором, чётко произнося каждое слово.)
— Поработаем над чистоговоркой.
Жа-жа-жа — ... (прилетели два чижа).
Жи-жи-жи — ... (извиваются ужи).
Жу-жу-жу — ... (молоко дадим ежу).
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Чтение слов в рамочках внизу с. 26 учебника.)
— Какой рассказ мы можем составить с этими словами? (Примерный рассказ. От реки к лесу поднимается крутая гора. По ней петляет узкая дорожка. Лыжники быстро мчатся от леса к реке по этой горке. Снежинки красиво кружат в воздухе. На соснах и елях в лесу лежат мохнатые снежные шапки.)
— Кто запомнит больше слов со звуком [ж]? Послушайте текст.
Жил-был жесткокрылый жук.
Жила-была жеманная жужелица.
— Жарко! — жаловалась жужелица.
— Жив-здоров! — жужжал жук.
— Жаба! — жалась жужелица.
— Жив-здоров! — живо жужжал жук.
- Жёлуди желтеют, — жалела жужелица.
- Жив-здоров! — жужжал жук. (Л. Яхнин)
- Прочитайте текст «Чиж» на с. 27 учебника.
- Почему чиж не хотел жить в неволе?
- Выполните задания к этому тексту.
- Прочитайте слова в столбиках.
- Выполните задание к ним.
- Прочитайте с доски слова-антонимы.
Больше — меньше, дальше — ближе, выше — ниже, мягче — твёрже, уже - шире, толще - тоньше.
- Выполните задание внизу с. 27 учебника. Кто где живёт?
- Прочитайте и проговорите скороговорку.
- Почему в слове «живот» после буквы ж стоит буква и?
- Выполните фонетический разбор слов «животное», «жито», «ерши».
- Чем похожи звуки [ж] и [ш]? (Согласные, твёрдые.)
- Чем они различаются? (Звук [ж\ — звонкий, [ш] — глухой; это парные по звонкости-глухости звуки.)
- Какое правило вы знаете о правописании буквосочетаний? (Жи и ши пишутся с буквой и.)
- Напишите предложения с буквосочетанием жи в прописях на с. 7.
(Учитель обращает внимание детей на буквосочетание чк (пишем без мягкого знака) в слове «кличка». Проводится орфографический разбор предложений.)
- Какое имя получилось, когда букву Ж прибавили к имени «Анна»? Запишите его рядом письменными буквами.
- Подчеркните удвоенную букву н в имени.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 14, •5 тетради 4.)
- Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 84. Отгадайте загадки в задании 8.
- Что общего у всех этих загадок? (В каждой есть слово со звуком [ж].)
(Затем ученики выполняют задание 6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 83: читают текст в парах, затем по цепочке. Учитель знакомит детей с понятием «абзац». Учащиеся озаглавит каждый абзац (составляют план текста).)
VIII. Подведение итогов урока
- Понравился ли вам урок?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- А кто не очень доволен? Почему?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий
Нет комментариев. Ваш будет первым!