Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Ж. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Буква Ж ж»

Цели: познакомить учащихся с буквой Ж ж учить различать звуки [ж] и [ш]; закрепить знание о звонких и глухих парных согласных; дать представление о правописании буквосочетания жи; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух речь, логическое мышление, внимание; воспитывать любознательность.

Формируемые УУД: распространять предложение и сокращать его до основы; составлять рассказ по иллюстрации; читать текст по ролям; добывать дополнительную информацию из различных источников.

Пропедевтика: абзац; чередование согласных в корне; правописание буквосочетания чк.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

- Кто сможет на одном дыхании повторить пять раз скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»? Попробуйте.

В старину, когда не все могли обучаться в школе, воспитанием детей занимались старики. И они очень много внимания уделяли умению проговаривать скороговорки. Мы с вами умеем читать, но по-прежнему уделяем большое внимание формированию у вас правильной, чёткой, плавной и красивой речи. Поэтому мы и работаем со скороговорками и чистоговорками.

- На с. 22 в учебнике прочитаем скороговорки.

- Произнесите их несколько раз.

II. Актуализация знаний

- Послушайте стихотворение В. Лунина и определите, какой звук чаще всего повторяется.

Шорох,

Шептанье,

Шумок под окном.

Шлёпанье лёгкое...

Кто это — гном?

 

Ш-ш-ш! Там, за шторами,

Возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

- Вспомните слова, в которых есть звук [ш].

- Дайте характеристику звуку [ш].

- Прочитайте текст «Шум, Машина и Тишина» на с. 23 учебника.

(Выборочное чтение.)

Почему проснулась Тишина?

- О чём спросила Тишина у Машины?

- Что ответила Машина?

- Какие ещё специальные машины вы знаете? (Примерный ответ. Машины, которые вывозят мусор, подметают и моют улицы, убирают снег, пашут, косят, тушат пожары обслуживают линии электропередачи. Много машин есть на службе у армии. Машины-холодильники, их называют авторефрижераторы. И много других машин.)

Если вам интересна эта тема, вы можете познакомиться со множеством машин в детской энциклопедии «Техника».

— Выполним фонетический разбор слова «тишина».

— Обратите внимание на расхождение произношения и написания. Звук [ш] всегда твёрдый, мягкого парного звука не имеет, поэтому стоящая после ш буква и теряет свою функцию показателя мягкости предшествующего согласного. Буквосочетание ши всегда пишется с буквой и. Данное правило надо запомнить.

— Прочитайте это правило нас. 17 учебника ещё раз.

— Прочитайте с доски слова с буквосочетанием ши и запишите в тетрадь понравившиеся слова.

ширина

широта

мыши

шипы

груши

камыши

вышивка

ландыши

шалаши

карандаши

малыши

шиповник

Запишите под диктовку предложение «Шура и Яша собирали шишки».

III. Постановка целей и определение темы урока

— Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж.)

— Какой звук производит пчела, когда летит? (Ж-ж-ж.)

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуком [ж]

— Кого вы видите в красной рамке на с. 25 учебника?

— Что делает мальчик?

— Почему он бежит с завязанными глазами?

— Как называется игра, когда один игрок ловит других игроков с завязанными глазами?

— Как вы думаете, от какого слова образовалось название игры «жмурки»? (От слова «жмуриться».)

— Как вы понимаете смысл слова «жмуриться»? (Щуриться, прикрывать глаза.)

— В каких случаях чаще всего мы с вами щуримся, жмуримся? (Примерный ответ. Когда ярко светит солнышко, бьёт в глаза электрический свет или фары проезжающей мимо машины.)

- Какой новый звук вы слышите в слове «жмурки»?

- Выполним фонетический разбор этого слова.

- Соотнесите слово со схемой в учебнике.

- Почему на схеме слова первый звук окрашен в синий цвет? Охарактеризуйте звук [ж] в соответствии с вопросами в синих рамках. (Этот звук согласный, звонкий, твёрдый.) Назовите одинаковый звук в словах, записанных на доске.

ужи

стрижи

ежи

снежинка

жук

жаба

лыжи

жираф

- А сейчас я буду называть слова. Вставайте с места всякий раз, когда услышите звук [ж]: «кошка», «ножницы», «цапля», «журавль», «чемодан», «замок», «ёжик», «лиса», «мыши», «ужи», «щит», «жидкость».

2. Знакомство с буквой Ж ж

Это — Ж (же),

А это — К (ка).

Целый жук и полжука.

А. Шибаев

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 7. Сравните печатную и письменную строчную букву ж.

— К нам на урок пришла девочка в костюме снежинки. Она хочет показать вам последовательность написания строчной буквы ж. Обведите элементы, строго следуя за стрелками.

— Сложно писать такую букву?

— Напишите теперь саму букву ж.

— Потренируемся писать её в тренажёре на с. 71.

— А теперь напишем печатную букву ж.

(При работе с Пр. 2: с. 14, 15 тетради 4.)

— Сравните печатную и письменную заглавную букву Ж в прописях на с. 7.

— Показать последовательность написания заглавной буквы Ж к вам пришёл лыжник. Кого называют лыжником? Что держит лыжник в руках на рисунке?

- Для чего ему палки?

Дети, которые занимаются лыжным спортом, смелы, выносливы, сильны.

— Напишите элементы заглавной буквы Ж, следуя указаниям стрелок.

- Затем напишите саму букву Ж.

- Это сложная для написания буква. Потренируемся писать её в тренажёре нас. 72.

- А теперь обведите по контуру печатную букву Ж.

- Прочитайте слоги и слова с буквой Ж, записанные на доске.

аж

яж

жо

страж

кряж

уж

ыж

жу

стружка

крыжовник

еж

ож

же

морж

живот

иж

жа

жи

жучок

жара

— Какие буквы, обозначающие гласные звуки, стоят после ж?

— А каких букв вы не увидели после ж?

— Запомните: после буквы ж никогда не пишутся буквы ы, я

— В учебнике на с. 25 прочитайте слоги с буквой ж.

— Обведите эти слоги по контуру в тренажёре на с. 71, 72.

— Напишите эти слоги в прописях на с. 6, 7.

— А теперь напишите в прописях слова с буквами Ж, ж нас. 6, 7.

— Выполните фонетический разбор слов «лужа», «жук», «ежи».

— Внимательно рассмотрите иллюстрацию на с. 24 учебника. Кто на ней изображён?

— Каким одним словом можно назвать комаров, жуков, стрекоз, бабочек? (Насекомые.)

— Какую пользу приносят насекомые? (Они перелетают с цветка на цветок и опыляют их. После опыления у растений появляются плоды.)

— Какой вред человеку приносят некоторые насекомые? (Кусают, переносят болезни, поедают урожай.)

— Ответьте на вопросы к иллюстрации.

— Кому из вас читали сказку «Дюймовочка»?

— Кто смотрел мультфильм по этой сказке?

— Хотели бы вы оказать помощь попавшей в беду девочке?

— Как вы понимаете смысл пословицы «Где дружбой дорожат, там враги дрожат»?

— Прочитайте пословицу в нижней части страницы.

— Выполните задания к ней.

— Придумайте сказку по иллюстрации на тему «В гостях у насекомых».

— Прочитайте и напишите по образцу предложение в прописях на с. 6.

— Подчеркните основу предложения. (Ежи живут.)

— Сейчас мы с вами научимся преобразовывать слова. Прочитайте образец на с. 6. Какое слово подберём к слову «узко»? (Уже.)

— Прочитайте предложение, записанное печатными буквами. Напишите это предложение письменными буквами. Постарайтесь не растягивать буквы, чтоб всё уместилось на одной строке.

- Прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом, на с. 25 учебника.

- Найдите корни в однокоренных словах, выделите их дугой. Слова «могу» и «может» — это тоже однокоренные слова. Здесь произошло чередование (замена) двух согласных. В русском языке много слов, в которых чередуются буквы в корнях. Мы так и говорим: чередование букв г и ж.

- Обратите внимание: то же происходит и в словах «телега» и «тележка».

- Проанализируем предложение в тренажёре на с. 71.

- Напишите его письменными буквами.

- На нижней свободной строке напишем пары слов «друг» - «дружок», «телега» — «тележка».

(Объяснить, как следует проверять написание согласного в слабой позиции: «друг» - «у друга» (подбор формы слова), «тележка» - «тележечка» (подбор однокоренных слов).)

- Прочитайте текст на с. 25 учебника. Озаглавьте его.

- В какую игру играли дети?

- Кому завязали глаза?

- Куда разбежались дети и почему?

- Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей?

- О чём его предупредили друзья?

- Можно ли сказать, что они поступили благородно?

- Выполните задания к тексту.

- Прочитайте считалку, которую используют дети, когда выбирают водящего.

(Текст написан на доске, можно использовать мультимедиа.)

Если чиж летит к стрижу,

Ты отходишь, я вожу.

Если стриж летит к чижу,

Водишь ты, я выхожу.

~ Выполните фонетический разбор слов «Женя», «Жучка».

— Запишите эти слова в рабочую тетрадь.

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 26 учебника. Какое время года изображено?

- Прочитайте текст.

- Найдите в тексте слова, в которых произношение и написание букв расходится.

Какие правила нужно помнить, чтобы писать без ошибок?

- Чем заняты дети на рисунке?

- Нарисуйте словесную картину на тему «Зимние забавы детей». ~ какое новое правило вам указывает знак-помощник вверху с. 26? Прочитайте его.

— Прочитайте ещё раз текст «Первые снежинки».

— Кому из вас приходилось ловить на ладошку снежинки?

— Как они выглядят?

— Нарисуйте по две снежинки в своей тетради.

— Что происходит со снежинкой, когда она попадает на вашу ладонь?

— Прочитайте слова под иллюстрацией.

— Напишите эти пары слов из учебника на последних строчках в прописях на с. 6.

— Какие ещё предложения можно составить с этими словами?

— Распространите их, затем упростите до основы.

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика (Упражнение «Комар».)

«Комар» (исходное положение: стоя; руки вытянуть перед грудью ладонями одну к другой). Вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем свести руки и соединить ладони (пытаясь хлопнуть воображаемого комара), при этом медленно выдыхая воздух и имитируя писк комара: «З-з-з».

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют упражнение «Пчела», а затем задания 2, 4, 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 82, 83.)

«Пчела». Глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя жужжание пчёлы: «Ж-ж-ж».

3. Работа над дикцией

(Дети выполняют задание 1 и 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 82, 83. Загадку дети читают хором, чётко произнося каждое слово.)

— Поработаем над чистоговоркой.

Жа-жа-жа — ... (прилетели два чижа).

Жи-жи-жи — ... (извиваются ужи).

Жу-жу-жу — ... (молоко дадим ежу).

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

(Чтение слов в рамочках внизу с. 26 учебника.)

— Какой рассказ мы можем составить с этими словами? (Примерный рассказ. От реки к лесу поднимается крутая гора. По ней петляет узкая дорожка. Лыжники быстро мчатся от леса к реке по этой горке. Снежинки красиво кружат в воздухе. На соснах и елях в лесу лежат мохнатые снежные шапки.)

— Кто запомнит больше слов со звуком [ж]? Послушайте текст.

Жил-был жесткокрылый жук.

Жила-была жеманная жужелица.

— Жарко! — жаловалась жужелица.

— Жив-здоров! — жужжал жук.

— Жаба! — жалась жужелица.

— Жив-здоров! — живо жужжал жук.

- Жёлуди желтеют, — жалела жужелица.

- Жив-здоров! — жужжал жук. (Л. Яхнин)

- Прочитайте текст «Чиж» на с. 27 учебника.

- Почему чиж не хотел жить в неволе?

- Выполните задания к этому тексту.

- Прочитайте слова в столбиках.

- Выполните задание к ним.

- Прочитайте с доски слова-антонимы.

Больше — меньше, дальше — ближе, выше — ниже, мягче — твёрже, уже - шире, толще - тоньше.

- Выполните задание внизу с. 27 учебника. Кто где живёт?

- Прочитайте и проговорите скороговорку.

- Почему в слове «живот» после буквы ж стоит буква и?

- Выполните фонетический разбор слов «животное», «жито», «ерши».

- Чем похожи звуки [ж] и [ш]? (Согласные, твёрдые.)

- Чем они различаются? (Звук [ж\ — звонкий, [ш] — глухой; это парные по звонкости-глухости звуки.)

- Какое правило вы знаете о правописании буквосочетаний? (Жи и ши пишутся с буквой и.)

- Напишите предложения с буквосочетанием жи в прописях на с. 7.

(Учитель обращает внимание детей на буквосочетание чк (пишем без мягкого знака) в слове «кличка». Проводится орфографический разбор предложений.)

- Какое имя получилось, когда букву Ж прибавили к имени «Анна»? Запишите его рядом письменными буквами.

- Подчеркните удвоенную букву н в имени.

(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 14, •5 тетради 4.)

- Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 84. Отгадайте загадки в задании 8.

- Что общего у всех этих загадок? (В каждой есть слово со звуком [ж].)

(Затем ученики выполняют задание 6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 83: читают текст в парах, затем по цепочке. Учитель знакомит детей с понятием «абзац». Учащиеся озаглавит каждый абзац (составляют план текста).)

VIII. Подведение итогов урока

- Понравился ли вам урок?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- А кто не очень доволен? Почему?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова - названия предметов, признаков и действий

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Устная и письменная речь. Канакина. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Перенос слов. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Особенности проверяемых и проверочных слов. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!